Архив рубрики

Кредитная политикаСколько и на каких условиях берут взаймы область и город

Государственные и муниципальные займы стали неотъемлемой частью современного управления. Было бы ошибкой не использовать возможность привлечения денег, чтобы сегодня решать проблемы, которые влияют на качество жизни миллионов людей. Но кредиты связаны с рисками, и потому важно найти золотую середину между необходимостью привлекать деньги и стремлением гарантировать стабильность. Сколько и на каких условиях берут взаймы область и город? Каков запас прочности и как мы выглядим в сравнении с соседями? Об этом нам рассказали ведущие финансовые эксперты региона.
Кредитная политика

Есть очень хорошие слова: «Если вы хотите узнать цену деньгам, попробуйте их занять». Этот афоризм Бенджамина Франклина, чей портрет помещен на стодолларовой купюре, весьма актуален в современном мире, в котором все – от государств до простых семей – научились жить в кредит. Если в античном мире уважением пользовались купцы, не имевшие долгов, то сегодня в учебниках по менеджменту написано, что не надо ждать и копить деньги, если вы хотите сделать что-то важное и полезное. Лучше взять взаймы, но с четким пониманием, на что будут потрачены деньги, сколько будет стоить кредит и из каких источников вы его погасите. Эти простые и всем известные правила применимы и к государственной кредитной политике, и к муниципальной.

Регионы и города живут взаймы, и это обычная практика. Общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации по данным Министерства финансов составляет около 1,5 триллиона рублей. Причем на долю регионов Приволжского федерального округа приходится четверть этой суммы.

Кредитуется и Нижегородская область. На 1 февраля 2014 года объем нашего долга составил 56,05 миллиарда рублей. За прошлый год мы стали должны больше на 10,25 миллиарда рублей, и примерно такое же увеличение госдолга эксперты прогнозируют и в нынешнем году. Это неизбежно, поскольку регион должен выполнять обязательства, возложенные на него по закону и в соответствии с майскими Указами Президента РФ, которыми определено повышение заработной платы всех категорий бюджетников на десятки процентов.

Параметры государственного долга Нижегородской области и резервы кредитной политики 

По данным министерства финансов Нижегородской области

В 2013 году на это потребовалось дополнительно около 7,5 миллиарда рублей из областного бюджета, а в 2014-м надо будет найти еще примерно 6 миллиардов рублей сверх этого.

При этом изменилось федеральное законодательство относительно так называемых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Теперь вертикально интегрированные компании национального масштаба перераспределили уплату налогов между субъектами Федерации, на территории которых они ведут свою деятельность, и в результате поступления в наш областной бюджет снизились примерно на 6 миллиардов рублей. Поэтому очевидно, что занимать придется. Однако делать это надо разумно,  неукоснительно соблюдая строгие правила, которые позволяют избежать ненужных рисков.

Вообще процедуры, посредством которых регионы берут взаймы, прописаны очень четко и не оставляют места для каких бы то ни было злоупотреблений. Показатель предельного объема государственного долга для субъекта федерации установлен законодательством: в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ он не может превышать 100% от объема доходов бюджета региона без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета. При этом региональные власти могут еще ужесточить это требование, снизив потолок возможных заимствований. На сегодня законом Нижегородской области данный показатель установлен на уровне 75%.

Но для реальной оценки возможных рисков гораздо важнее другой показатель, характеризующий соотношение фактического объема госдолга с валовым региональным продуктом (ВРП). В 2013 году этот показатель составил в Нижегородской области около 5,8%. При этом эксперты считают, что пороговое значение безопасного для бюджетной устойчивости уровня госдолга для России составляет порядка 25% от ВРП. Об этом говорилось на заседании российского правительства в сентябре 2013 года. Как видим, запас прочности кредитной политики у нашего региона есть, и он немалый.

Здесь надо обратить внимание и на рост ВРП, который в прошлом году в Нижегородской области составил около 6%, тогда как в России в целом этот показатель почти втрое меньше. На трехлетнюю перспективу прогнозируется средний рост ВРП по всем регионам порядка 3–3,5% в год. Наша область может рассчитывать на годовой прирост в 5–5,5%, и понятно, откуда будут поступать средства. Главным источником станут и уже становятся приоритетные инвестиционные проекты, которые реализуются или только будут запущены в ближайшее время.

Позитивным признаком надо признать и снижение темпов роста государственного долга Нижегородской области, которое наметилось с 2013 года. Так, по данным регионального министерства финансов, темп роста объема государственного долга составлял в 2012 году 141,71%, а уже в 2013 году он снизился до 120,62%. Прогнозный темп роста в 2014 году составит  118,76%,  в 2015 году – 117,14%,  в 2016 году – 114,2%.

Соотношение бюджетных показателей и верхнего предела внутреннего долга городов, сопоставимых с Нижним Новгородом

По данным департамента финансов администрации Нижнего Новгорода

Наконец, пора ответить на вопрос о цене заимствований. Она в Нижегородской области совсем невелика. Средняя ставка по  размещенному в 2013 году облигационному займу сроком на семь лет  составила 8,37% годовых, которая всего на 0,12 пункта выше ставки  рефинансирования Центрального банка РФ. Средняя ставка по банковским кредитам области в 2013 году со сроком привлечения до года составила 7,95% годовых, что ниже ставки  рефинансирования Центрального банка РФ. Осуществление заимствований по таким ставкам говорит о высоком доверии инвесторов к области и о высокой эффективности управления государственным долгом региона.

Есть свой долг и у Нижнего Новгорода. Он ограничивается в процентном отношении, и в бюджете на 2014 год потолок утвержден на уровне 50% от собственных доходов городского бюджета. Общий объем долга Нижнего Новгорода на 1 января 2014 года составляет 5 170 миллионов рублей, и в пошедшем году он вырос на 1 370 миллионов рублей. Прогнозируется, что в нынешнем году муниципальный долг вырастет примерно на такую же сумму.

Сравнение с другими городами-миллионниками показывает, что нижегородское руководство ведет достаточно аккуратную кредитную политику. Так, на 1 октября 2013 года долговые обязательства Казани, с которой нас обычно сравнивают в ПФО, составили 29 543,6 миллиона рублей, а долги сопоставимого с нами по численности населения и другим параметрам Новосибирска на 1 января 2014-го были равны 12 767,6 миллиона рублей. Структура долга Нижнего Новгорода состоит исключительно из обязательств перед кредитными организациями. Причем все обязательства среднесрочные.

В июне 2014 года заканчивается действие двадцати кредитных линий по муниципальным контрактам, заключенным в декабре 2012-го и в июне 2013-го на общую сумму 7 600 миллионов рублей. После этого к использованию остаются 18 контрактов с портфелем в шесть миллиардов рублей и сроком действия до декабря 2015 года. Это 12 невозобновляемых кредитных линий на сумму три миллиарда рублей со ставкой 7,90% и шесть возобновляемых со ставками 7,69%, 7,90% и 9,50%. Можно сделать вывод, что город, как и область, делает заимствования на оптимальных условиях.

Структура долга городов по видам заимствований

По данным департамента финансов администрации Нижнего Новгорода

Но есть и резервы. В частности, в целях оптимизации использования рычагов управления долгом и исключения возможных рисков, городское руководство приняло решение провести в мае-июне 2014 года открытые аукционы по привлечению заемных средств для финансирования дефицита бюджета на общую сумму 1,5 миллиарда рублей и в октябре-ноябре 2014 года разместить облигационный заем на сумму три миллиарда рублей со сроком погашения в течение пяти лет. Это позволит к 1 января 2015 года примерно половину муниципального долга перевести в ценные бумаги, что будет способствовать более полному использованию возможностей управления кредитной политикой.

Текст: Иван Юдинцев

Фото: предоставлены экспертами рубрики

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Фантастика на пике моды
Модная карусель в ТРЦ Седьмое небо
Модные показы в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Порядок в городе
«Всякий дом хозяином держится» — гласит русская пословица. А для жителей миллионного Нижнего Новгорода этот большой город — общий дом.
Спецпроект
Коммунальное хозяйство
Нижний Новгород — это большой общий дом для его более чем 1 200 000 жителей. И как в любом доме, забот по поддержанию чистоты и порядка, ремонту и обновлению достаточно.
Деньги
Тепло, вода и медные трубы
Почему растут тарифы ЖКХ?
Международные связи
Акихико Сатаке: «Разница в ментальности между японцами и россиянами меньше, чем кажется»
О возможностях обучения и связях столицы Приволжья с Японией рассказывает директор Японского центра в Нижнем Новгороде Акихико Сатаке.
Культура
Новый жанр
Публике представлена «Мастерская» Алика Якубовича.
Спорт
Закон улиц
В Нижнем Новгороде прошел масштабный спортивный фестиваль NN Open.
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Светлана Утросина
Светлана Утросина
Директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода

Следуя политике «не вредить самим себе», городская администрация формирует объем муниципального долга на экономически безопасном уровне, при котором город сможет вовремя и в полном объеме исполнить все действующие срочные долговые обязательства. Однако рост объема долга может поставить город в рискованное положение.

Частично выход из этого положения видится в размещении в 2014 году облигационного займа. Другими сдерживающими факторами роста объема долга являются увеличение доходной части бюджета и разумно оправданное сокращение его расходной части.

Оптимистические настроения при этом не могут преобладать. Несмотря на очевидные проблемы муниципалитетов с увеличением доходной базы и на неоднократные заявления представителей разных уровней власти о необходимости увеличения полномочий на уровне городской администрации, фактическая политика сосредоточения налоговых доходов в бюджетах вышестоящих уровней продолжается. Крайне негативным фактором для нас является принятие с 1 января 2014 года поправки в Бюджетный кодекс, изменяющей размеры отчислений налога на доходы физических лиц. Если раньше в бюджет города отчислялось 20% НДФЛ, то теперь отчисляется 15%. При таких правилах игры потребность в заимствованиях сохранится на среднесрочную перспективу.

Ольга Сулима
Ольга Сулима
Министр финансов Нижегородской области

Стратегия планирования привлечения новых заимствований для нужд областного бюджета направлена на безусловное исполнение принятых расходных обязательств, и в первую очередь социально значимых  обязательств области. Это и повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с решением, принятым на  федеральном уровне, и финансирование целевых программ области, включая ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», строительство метро, физкультурно-оздоровительных комплексов и других социально значимых для региона объектов, эксплуатация которых позволит решить насущные социальные проблемы.

Структура долга области является хорошо диверсифицированной. В соответствии с постановлением правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 года № 817 «О концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года» постоянно проводится работа по оптимизации структуры государственного долга. По состоянию на 1 января 2014 года в структуре государственного долга 61,33% составляли среднесрочные и долгосрочные заимствования (государственные ценные  бумаги и бюджетные кредиты, полученные из Федерального бюджета), что позволяет минимизировать риски наступления «пиков платежей» и оперативно управлять ликвидностью бюджета.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph