Архив рубрики

Школа как социальный институтГуманитарный взгляд на школьное образование

Галина Клочкова

Частная Ломоносовская школа Нижнего Новгорода является международным образовательным учреждением, в котором вместе с юными нижегородцами обучаются дети иностранных граждан. Сегодня,  на пороге третьего десятилетия своего существования, это образовательное учреждение добровольно  проходит авторизацию по программе международного бакалавриата IBO.  Об образовании,  движении вперед, открытости миру и самим себе, а также о том, что слово – это не пустой звук, мы говорили с директором Галиной Клочковой.

Галина Юрьевна, Ломоносовская школа — это воплощение вашей мечты об идеальном образовании? Каким содержанием спустя практически 100 лет вы наполнили здание бывшего городского начального училища имени М. В. Ломоносова?

Я всегда начинаю разговор с новыми учителями с вопроса о том, что такое образование. Ответы даются самые разные: от классического — «то, что остается, когда все выучено и забыто», до современных определений, включающих набор слов «инновационность», «компетенция» и т. д. Лично для меня образование — это, в первую очередь, передача опыта от взрослых к детям. Опыта социального, опыта взаимодействия. Вот так просто, без лишних слов.

Увидев это здание, я поняла, что здесь есть энергия созидания. Его строили в начале XX века с целью воспитания достойного поколения, качественного улучшения жизни общества через образование. Не лучший ли это посыл? И в далеком 1992 году, в разгул стихийных перемен, я понимала, что необходимо сделать: создать условия воспитания и образования для детей новой России, новых русских, чтобы связь времен не прервалась. Меня многие спрашивали, почему мы не называемся «лицей» или «гимназия». Однако школа — очень хорошее слово, которое удерживает в себе все смыслы. Мы говорим «школа фигурного катания», «русская школа живописи», «школа самбо» и т. д. Здесь заложена традиция. При этом я создавала школу как открытое пространство, как место, свободное от технологичности и стандартизированности, потому что все дети разные.

Мастер-класс Максима Приданова, посвященный Рождественской стороне

Чем стал для вас в начале 2000‑х приход в политику?

По своей школе я отчетливо видела назревающий кризис. Уходило старшее поколение высококлассных педагогов, им на смену или не приходил никто, или приходили молодые учителя, которые не хотели жить в этой профессии. Педагогика не была их призванием. Это было то время, когда ценность профессионального труда была утрачена, а достоинство учителя попрано. Именно тогда я решила уйти в политику, поскольку поняла, что необходимо менять общественную составляющую проблемы. Перед выборами я встречалась с учителями, родителями и говорила о том, что школа как самый главный социальный институт теряет свою ценность. Я говорила, что завтра нужно будет платить за вступительные экзамены в садик. И сегодня мы имеем все: и ЕГЭ, и бессмысленные стандарты, и полное непонимание того, кто что финансирует.

В 2005 году я начала свою политическую историю с «Российской Партией Жизни», потому что в числе прочего она декларировала возвращение почасовой оплаты за квалифицированный труд. Есть профессии, в которых нет карьеры как таковой, как, например, в банке, где от простого клерка можно дорасти до начальника отделения. В школе учитель всегда остается учителем, но он может начинать с оплатой условно 100 рублей в час, а заканчивать с оплатой 500 или 1000 рублей в час.

Что сегодня происходит со школьным образованием в России?

У нас сейчас нет самого главного — школы. Есть образовательные учреждения разных типов. МОУ СОШ — что это? О чем это говорит? Моя основная профессия — филолог, я работаю со словами, со смыслами, осознаю силу слова и его последствия.

Вот почему наша школа стремится к авторизации по международной программе начального образования международного бакалавриата. Система IBO — это альтернатива национальным тестам для всех стран и всех школ, и вполне возможно, за ней стоит будущее образования всего мира. Всегда будут дети, не укладывающиеся в классно-урочную систему. Нужно иное видение, которое будет шире, глубже, сложнее привычных форм и методов. Такие «неудобные» дети могут и должны становиться помощниками учителя, потому что они способны создать именно тот, уникальный, ни на что не похожий креативный урок. Система IBO как раз и предлагает вместо итогового теста подготовку проектного диплома, который является результатом большой самостоятельной исследовательской работы ученика.

Когда мы перестанем говорить о ЕГЭ как о единственно возможном экзамене, нам по-настоящему откроется мировое пространство, а уровень европейских и американских вузов действительно заставит наши вузы конкурировать.

Урок в начальной школе

Гуманитарно-эстетический профиль, который был выбран в момент создания школы, не изменился за эти годы?

В «романтические 90‑е» моим глубоким убеждением было то, что мы не вырастим никакого мецената, нового Мамонтова, если рядом нет, к примеру, Репина. В этом отношении логика частной школы именно такова: смягчить век. Дмитрий Лихачев писал о том, что если XXI век вообще будет, то это будет век гуманитарный. Наш выбор встретил тогда активное сопротивление родителей. Детей отдавали учиться на экономистов, юристов, а тут музыка, танцы, ИЗО по четыре часа в неделю… Все это казалось лишним, не имеющим к новым жизненным реалиям никакого отношения. От меня требовалось невероятное волевое усилие, чтобы выдержать этот напор. Однако оказалось, что для гуманитарного пространства нет ничего невозможного, и нашим ученикам подвластны все предметы.

Сейчас мы просто средняя общеобразовательная школа, чем я лично очень горжусь. Соответствовать стандартам профильных школ нам просто не нужно. Что же касается нашего содержания, оно, конечно, гораздо шире, даже чем стандарты IBO.

Что является определяющим при приеме ребенка в вашу школу? Всегда ли только финансовые возможности родителей?

В первую очередь я должна быть уверена, что наши условия обучения и воспитания принимаются и разделяются родителями ребенка. Кроме того, мы всегда предлагаем нашим потенциальным ученикам сначала немножко побыть в школе, осмотреться, увидеть себя здесь. Если ребенок находит собственную систему координат в школьном пространстве, мы начинаем сотрудничать. Сегодня у нас учатся около 200 ребят, и среди них есть дети, которые приняты отнюдь не на коммерческих условиях. Безусловно, ситуации бывают разные. Зачастую это те ребята, которые нужны школе, которые создают ту неповторимую атмосферу поиска, диалога, необходимую всем — и ученикам, и учителям. Они являются своеобразными моторчиками нашей жизни.

Школа разменяла третий десяток. Каким вы его видите?

Это время взросления, когда люди получают высшее образование. Так что авторизация по международной программе начальной школы — это моя дипломная работа! Причем именно по начальной школе, хотя у нас в стране первые IB-школы начали процесс со старших классов. Для меня невозможно, завершая школьное образование, войти в систему IBO, это будет профанация. Необходимо начинать с первых ступеней — это правильно с точки зрения философии и методологии современного образования.

Вот к чему мы идем, а сегодня, сейчас, в первый класс нашей школы ходит сын моей первой ученицы. В этом году в первый класс пойдут еще двое таких ребятишек — детей наших учеников. Это значит, что создан цикл, замкнулся круг — круг любви к школе, который живет в наших воспитанниках.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архива школы

Публикации по теме
Частная школа имени Ломоносова единственная в Нижнем Новгороде получила право преподавать программу Middle Years Programme
12.12.2016, 12:18  Общество  Частная школа имени Ломоносова единственная в Нижнем Новгороде получила право преподавать программу Middle Years Programme
Нижегородская школа стала третьим в России учебным заведением, где преподаются сразу две международные программы.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
ЖК Цветы
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Галина Юрьевна Клочкова

Родилась 10 июля 1964 года в городе Горьком.

Образование

В 1986 году  окончила   Горьковский  государственный     университет имени Н.И. Лобачевского, по специальности «филолог,  преподаватель русского языка и литературы».

Карьера

1986-1988 гг. — средняя школа № 143, учитель русского языка и литературы

1988-1992 гг. — Горьковское медицинское училище №2, учитель русского языка и литературы

с 1992 года —учредитель и директор частной средней гуманитарно-художественной школы имени М.В. Ломоносова

с 2012 года   школа имени М.В. Ломоносова участвует в программе IBO

Директор негосударственного образовательного учреждения средней образовательной школы М.В. Ломоносова.

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области  V созыва.

Заместитель Председателя комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области.

Член регионального бюро Политической партии «Справедливая Россия».

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph