Архив рубрики

Александр СкульскийХудожественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра Нижегородской государственной филармонии имени М. Л. Ростроповича

Не случайно на Год культуры в нашей области выпало проведение знаменитого Сахаровского фестиваля — настоящего праздника культуры, музыки, вдохновения и творчества. Чем будет ознаменован фестиваль 2014 года и каким стал для Нижегородской филармонии этот знаковый год, мы говорили с художественным руководителем и главным дирижером академического симфонического оркестра Нижегородской государственной филармонии имени М. Л. Ростроповича Александром Скульским.
Александр Скульский

Александр Михайлович, чем ознаменуется Год культуры в Нижегородской области для филармонии имени М. Л. Ростроповича?

В наших ближайших планах — завершение насыщенного и очень интересного концертного сезона. 3 июня открывается Сахаровский фестиваль, уже 13-й по счету. Завершится он грандиозной премьерой — впервые за всю историю нашего города прозвучит Торжественная месса Бетховена. Это великое сочинение с высоким замыслом, обращенным ко всему человечеству, к Богу, к музыке как всеобщей объединяющей силе.

Насколько я знаю, вы уже давно планировали реализовать эту идею — исполнить в Нижнем Новгороде Торжественную мессу Бетховена.

Понимаете, у каждого музыканта могут быть свои мечты и замыслы. Месса — это обращение через музыку к Богу, вершина творчества композитора. И таких месс две: одна написана Бахом, другая — Бетховеном. Месса Баха уже звучала в стенах Нижегородской филармонии. Поэтому мне очень хочется, чтобы наш Сахаровский фестиваль в Год культуры завершился именно этим грандиозным музыкальным посланием, объединив зал в совместном сильнейшем эмоциональном переживании. Это не просто диковина, на которую нужно прийти посмотреть, ее нужно прожить. Если такое счастье тебе выпадает, ты уходишь с концерта преображенным, не таким, каким ты зашел в зал.

Александр Скульский на Сахаровском фестивале

Чем еще будет примечателен Сахаровский фестиваль?

Разумеется, каждый фестиваль не похож на другой, поэтому мне очень нравится, что в предстоящем будет много новизны. В программе грядущего фестиваля запланировано 13 интереснейших концертов. Так, помимо мессы Бетховена впервые будет исполнена опера Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по одноименному рассказу Александра Солженицына. За дирижерским пультом будет стоять сын великого писателя — Игнат Солженицын. Абсолютной новинкой станет венгерский танцевальный коллектив. Интереснейшую программу подготовил Михаил Рудь. Он создал композиции об истории работы Марка Шагала над плафоном старого зала театра Гранд Опера в Париже. На нашей сцене выступит новый Квартет имени Бородина. Долгие годы мы знали этот коллектив как дружественный нашей филармонии, а сейчас в новом составе мы по-иному откроем его для себя. Также зрители услышат новый репертуар наших гениальных друзей: скрипача Сергея Крылова, пианиста Дениса Мацуева. Новый спектакль «Кармен» Ж. Бизе на французском языке подготовил Центр оперного пения Галины Вишневской.

Форма биеннале, на ваш взгляд, подходит для такого фестиваля?

Скажу, что такая периодичность оптимальна для подобного события, поскольку оно должно сложиться. Мне больше нравится система, когда фестиваль не обязателен, а свободно создается, поэтому форма биеннале здесь вполне уместна. Сахаровский фестиваль имеет свое узнаваемое лицо, самостоятельную идею, и этим он уникален. Совсем не обязательно все строго систематизировать.

Что будет с сезоном традиционных летних благотворительных концертов в связи с реконструкцией здания?

Начнем с того, что когда-то сезон благотворительных концертов проходил на летней эстраде Волжского откоса. Сейчас ее нет, и сезон перенесен в зал филармонии. Хорошо ли это? Для звучания музыки — да. Для независимости от погодных условий — тоже. Хорошо ли для города, что в нем нет летней эстрады, на которой могла бы звучать музыка, а публика могла бы ее слушать, не боясь капризов погоды? Вот это плохо. Если ремонт начнется, мы будем вынуждены видоизменить систему наших летних концертов, но от них мы не откажемся. Представьте, мы проводим их уже 55 лет, и вот на 56‑м году вдруг изменим себе!

Александр Скульский и Соу Янг Юн на III Международном фестивале М. Л. Ростроповича в Москве

Можно ли сказать, что летний сезон для музыкантов — это определенный способ отвести душу, играть то, что хочется?

В некотором смысле. Бывают события, которые помогают решать не одну задачу, а множество. Сезон летних концертов в нашем городе предназначен для всех заинтересованных жителей Нижнего Новгорода. Он не регламентирован денежными затратами публики — летом к нам может прийти любой желающий. Кроме того, это сезон, который дает возможность полного самораскрытия всем музыкантам нашего оркестра. Они это осознают, ценят и стремятся реализовать свои творческие идеи, а мы со своей стороны всячески их в этом поддерживаем. Благодаря этому оркестр растет, становится лучше, изменяется репертуарный стиль. В летний период город живет с большим уважением к музыке, которая заполняет Нижний Новгород, проникает в него.

Много лет назад наш город славился другим фестивалем и носил название «Лаборатория современной музыки». Насколько это важная страница в истории Нижнего Новгорода?

Наш город открыл всему Советскому Союзу современную музыку, представленную в формате фестиваля. Тогда наш коллектив и саму филармонию, да и город в целом начали называть «Лаборатория современной музыки». Но скажите, сколько лет можно жить в лаборатории? Мы давно уже переросли рамки этого понятия, преобразили наш репертуар и создали оркестр нового типа — универсальный коллектив, который может абсолютно свободно исполнять все мировое оркестровое наследие. Мы можем аутентично играть старинную музыку и классику на уровне современного исполнительства. Нельзя оставаться в течение 60 лет «лабораторией», так как это обеднило бы коллектив. Наш оркестр сегодня вполне может быть сопоставлен с крупнейшими оркестрами мира.

Беседовала Алина Мазина.

Фото: Людмила Абакумова, из архива Нижегородской государственной филармонии имени М. Л. Ростроповича.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Александр Михайлович Скульский

Александр Скульский— художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, заведующий кафедрой оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования, профессор, народный артист Российской Федерации.

Профессиональное образование получил в Нижегородской (1965, класс М.А. Саморуковой) и Петербургской консерваториях (1971, класс профессора Н.С. Рабиновича).

Творческая судьба Александра Скульского более 40 лет неразрывно связана с академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.

За прошедшие годы под его управлением прозвучало уже более 1700 программ, в том числе полные циклы симфоний Бетховена, Брамса, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, многие произведения Баха, Моцарта, Гайдна, редкостное собрание избранных симфоний Малера, Брукнера, Хиндемита, Онеггера, почти две сотни премьер произведений современной музыки: Бартока, Мартину, Бернстайна, Лютославского, Щедрина, Шнитке, Сильвестрова и многих других.

С 1976 г. успешно совмещает дирижерскую деятельность с работой в Нижегородской консерватории, где в настоящее время возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования. Профессор, автор многочисленных научных работ, статей, методических пособий. А.М. Скульский проводит международные мастер-классы. Среди его учеников известные в Нижнем Новгороде дирижеры Ренат Жиганшин, Евгений Клейнер, Евгений Кириллов.

Александр Скульский — участник многих фестивалей, которыми гордится Нижегородская филармония. Это фестивали «Современная музыка», Международный фестиваль искусств имени А. Сахарова, «Новые имена», а также новый Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки». После 2000 года оркестр филармонии во главе с Александр Скульским начал регулярно гастролировать как в России, так и за рубежом: во Франции, Бельгии, Испании, Германии. В сезоне 2006-2007 годов оркестр выступил в городах Дании, Норвегии, Швеции, Бельгии, а также на Международном фестивале Олега Кагана в Кройте (Германия).

Маэстро удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» (1990) и «Народный артист России» (2004), дважды награжден премией г. Нижнего Новгорода (1997, 2005).

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph