Архив рубрики

Роман Стронгин: «Добиться успеха и увлечь за собой остальных»

Говоря о тенденциях развития высшей школы, президент ННГУ имени Н. И. Лобачевского вновь и вновь возвращался к мысли о том, что в современном мире любой успех – это большая ответственность. Каждый научный прорыв, налаживание международного сотрудничества, выигранный вузом грант – это вызов другим и одновременно себе, ведь этот успех является вкладом в общее дело. Победа одного становится двигателем развития многих.
Роман Стронгин: «Добиться успеха и увлечь за собой остальных»

Вызовы времени

Роман Григорьевич, являясь председателем Советов ректоров Нижегородской области и ПФО, а также вице-президентом Российского союза ректоров, вы держите руку на пульсе последних изменений в системе высшего образования, да и не только…

Нужно начать с того, что жизнь очень изменилась. Элементарно: 20 лет назад ни у кого не было мобильных телефонов, а сколько стадий развития они уже прошли? Они стали сложными. Если раньше, занимаясь иностранным языком, вы имели несколько полок словарей, то сейчас вы достаете из кармана телефон, а в нем есть словарь на миллион слов. Этот телефон еще и произносит эти слова! И не синтезатором, а эталонным голосом носителя языка. И это лишь ничтожный срез.

Сложные объекты проектируются долго, вы делаете несколько опытных образцов – на это уходят годы. А точные математические модели могут заменять некоторые из этих образцов. Этого даже близко не было 20-30 лет назад. Конечно, все это не отменяет, что в конце все равно нужно попробовать сделать, но вместо 12 вы делаете уже три модели. И это также только чуть-чуть.

Когда мы говорим об экономике, основанной на знаниях, то есть о массовом внедрении инноваций, это означает, что нужны новые люди: молодые, которые к этому подготовлены, и уже работающие, которых переподготовили. Все это – задача образования.

Заседания Советов ректоров  всех уровней являются уникальной возможностью транслировать передовой опыт вузов

Задача многоплановая: кого и как готовить?

Сейчас цикл возникновения новых технологий – от момента возникновения идеи до практического применения – короче цикла подготовки специалиста. То есть если вы его готовите пять-шесть лет, то технологии разрабатываются за три года. Следовательно, постоянно не будет хватать грамотных людей. Как сделать так, чтобы образование было опережающим? Почему выделяются средства на разработку новой технологии, но не учитывается подготовка кадров?

Требования к качеству знаний изменились. Сегодня от специалиста не ждут выполнения какой-то одной задачи. Он должен быть творцом, а это намного сложнее. И это тоже сегодня – задача образования.

Кроме того, мы должны готовить еще и лидеров, потому что все наши лидеры вышли совсем не из лидерских школ. Человек учится в медакадемии, а потом станет министром и совсем не здравоохранения, или возглавит регион. Мы не можем предугадать, но мы просто обязаны готовить и к этой социально-политической деятельности тоже. Решается это не строкой в учебном расписании – это профанация. У вас должны быть такие формы деятельности, которые развивают лидерские качества. Здесь большую роль играет показательный пример. Авторитет для человека – только другой человек. И в Нижегородском госуниверситете мы это делаем: приглашаем на встречи со студентами главу области, полпреда, митрополита, командующего внутренними войсками, генералов, руководящих работников, политиков.

Вместе мы — сила

На что могут влиять сообщества ректоров на разных уровнях? Что в ваших силах?

С 1990-х годов многое в высшей школе было утеряно. Сейчас ситуация постепенно исправляется, хотя на этом пути вузы оказались не в равных условиях. Докажи, что ты лучший, предложи свои разработки, конкретно сформулируй потребности, и тебя поддержат. Государство выделило меньше 50 ведущих вузов: национальные исследовательские университеты, федеральные университеты и два университета с особым статусом. Еще нескольким вузам, не попавшим в этот список, государство дало по 300 миллионов на стратегические планы развития. А вузов в стране, по самым грубым подсчетам, тысяча.

Всем дать нельзя, но можно сделать так, чтобы те, кому помогли, стали локомотивами и потащили за собой всех остальных. Задача Союза ректоров и Советов в округах и регионах — рассмотрение, накопление, анализ  опыта. Последний Х съезд Российского союза ректоров прошел совсем недавно, в нем принял участие Президент РФ. Съезд принял документ, который можно назвать Доктриной российского образования. В нем перечислены ключевые задачи – не ответы, их только еще нужно находить. Мы также вносим предложения по изменению законодательства через комитет по образованию в Государственной Думе. В частности, как согласовать региональные нужды и федеральное подчинение, ведь ни Нижегородская область, ни любая другая не может финансово помочь нашему или любому другому университету — закон это запрещает.

Каким стал уходящий год для нижегородской высшей школы?

Если позволите, я начну с нашего университета. Это головной вуз, единственный на территории национальный исследовательский университет. В этом году здесь запустили суперкомпьютер на 600 триллионов операций в секунду. В феврале, когда его запускали, он был четвертым в СНГ по скорости своей работы. Это совсем иная технология работы, это параллельная математика, этому никогда ранее не учили. Это большой прорыв для нашего города, для нашей страны. Также в этом году создается Центр инновационного развития медицинского приборостроения, запускается строительство корпуса площадью 25 тысяч квадратных метров. И в этом проекте Нижегородская медицинская академия — наш партнер. Без сетей, без взаимодействия сегодня ничего сделать нельзя.

Недавно город посетила китайская делегация, и Нижегородский педагогический университет уже наладил взаимодействие. Технический университет создал базовую кафедру на Нижегородском машиностроительном заводе, который выполняет важный оборонный заказ. Они готовят специалистов для нового производства – это сложнейшая и очень ответственная задача. Кроме того, этот вуз играет одну из важнейших ролей в подготовке кадров для ядерных станций, заключено соглашение с корпорацией «Росатом». И таких примеров в нижегородской высшей школе много: новые вещества, новые операции, новые приборы, соглашения с работодателями, с заводами, КБ по самым разным вопросам: от совместных исследований до подготовки и переподготовки кадров.

В одиночку сегодня никто ничего не сделает. Важно понимать необходимость интеграции.

Нобелевский лауреат Харальд цур Хаузен получил диплом почетного доктора ННГУ имени Н. И. Лобачевского. Содружество высокой науки, власти и производства — наиболее эффективный способ решения задач образования

Школа как старт

В этом году вы открыли первую в городе университетскую школу. Это тоже веяние времени?

Наука наукой, но главный продукт вуза — это выпускник. Если вы приняли на первый курс неподготовленного школьника, вы из него не сделаете настоящего специалиста. Необходима работа со средним образованием. В этом году мы выбрали школу № 113 и сейчас создаем на ее базе педагогический кластер: будем привлекать к работе лучших преподавателей. Более того, по нашей инициативе Совет ректоров вузов ПФО принял в прошлом году решение, согласно которому в каждом регионе один из вузов должен взяться за создание педагогического кластера. Это трудная задача, кто-то справляется с ней сейчас, кто-то — позднее. 100 из 100 не бывает, второй закон термодинамики запрещает. Вперед выдвигаются одни, чтобы потом увлечь остальных. Именно поэтому заседание Совета ректоров области проходит то в одном вузе, то в другом, чтобы каждый мог показать, что у него есть, чем он может гордиться.

Например, Виктор Садовничий строит при МГУ интернат на тысячу мест, чтобы собрать там таланты со всей России. С одной стороны, это хорошо, но с другой – из Москвы потом никто не вернется в свой регион. А нам нужны именно регионы. Ну не приедет молодой человек обратно в Комсомольск-на-Амуре, а истребитель пятого поколения делают именно там, а не в Москве. Потому таланты нужно оставлять там, где есть важнейшее производство, крупные научные центры.

Нужно ли отбирать учеников в такую школу?

Это тонкий момент.  Половину нужно набирать по месту жительства, а половину — на конкурсной основе. Существуют олимпиады, и показательной тенденцией является то, что сейчас не только старшеклассники принимают в них участие, но и ребята из среднего звена, начиная с пятого класса. Пусть победа в олимпиаде станет условием поступления в такую школу. Но обязательно должен быть и обычный поток, ведь зачастую талантливые люди в школе не признаны. В школе не учат на президентов, за отличные организаторские способности никто не ставит оценку. Нельзя сделать класс из одних отличников — это будет очень плохой класс.

Это только начало большого пути — образование одно из самых сложных растянутых во времени действий с отложенным результатом. Мы делаем только первые шаги.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архива ННГУ имени Н. И. Лобачевского

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Роман Григорьевич Стронгин

Родился 21 июля 1939 года в городе Дзержинске Горьковской области.

В 1962 году с отличием окончил радиофизический факультет Горьковского (в н/в Нижегородского) университета, в 1966-м -  и аспирантуру факультета вычислительной математики и кибернетики ГГУ.

Доктор физико-математических наук, профессор. Заведующий кафедрой математического обеспечения ЭВМ (с момента создания кафедры в 1973 году). Декан факультета вычислительной математики и кибернетики (1981 - 1989). Проректор по учебной работе (1989 - 1991). Первый проректор (1991 - 2003). Ректор университета (2003 - 2008). Президент ННГУ имени Н. И. Лобачевского (с 2008 года).

Председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа. Председатель Совета ректоров вузов Нижегородской области. Вице-президент Российского Союза Ректоров. Член совета по научно-технической и инновационной политике при правительстве Нижегородской области. Член комитета по присуждению премий города Нижнего Новгорода и комиссии по представлению к почетным званиям Нижегородской области. Председатель Нижегородской общественной палаты.

Председатель диссертационных советов Д 212.166.06, Д 212.166.13 и ДМ 212.166.17 при Нижегородском госуниверситете. Член редколлегии «Journal of Global Optimization», Kluwer Academic Publishers (1990–1998) и редколлегии международного научно-теоретического журнала «Известия высших учебных заведений. Математика» (с 1998 года). Действительный член РАЕН и Академии гуманитарных наук.

Автор более 300 научных и учебно-методических работ.

Награжден орденом «Знак Почета» (1986). Заслуженный деятель науки РФ (1993). Лауреат премии Президента России в области образования (2000). Лауреат премии города Нижнего Новгорода в области высшей школы (1993). Почетный работник высшего образования России (1997). Заслуженный профессор ННГУ (1999). Почетный доктор Лондонского столичного университета (2004). Почетный гражданин города Нижнего Новгорода (2006). 

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph