Архив рубрики

Наталья Бочкарева: «На библиотекаря идут как на хорошего актера»

Заслуженный работник культуры РФ, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки Наталья Бочкарева любит повторять фразу из замечательной и очень глубокой песни Никитиных «Времена не выбирают» и продолжать ее с оптимизмом и верой в то, что заинтересованный человек способен на многое.
Наталья Бочкарева:

Наталья Ивановна, областная детская библиотека — одна из старейших и крупнейших библиотек России. В 2014 году вы отметила ее 95‑летие. Какой библиотека стала за столь долгий срок? Кто сегодня решает посвятить себя книгам?

Да, за практически вековую историю наша библиотека видела многое и многое пережила. Но под какими бы вывесками она ни действовала, в каком бы статусе ни находилась, по какому адресу ни располагалась, она всегда шла в ногу со временем. И это не пустые слова. Она всегда была актуальна, современна, живо откликалась на любые библиотечные события России, была участником и инициатором многих акций и праздников.

Сегодня у нас работают 70 сотрудников, среди которых достаточно много молодых. Так, 12 человек в возрасте до 35 лет, а это 17% всего коллектива. Я считаю, что это очень хороший показатель, даже уникальный по сегодняшним временам. 52 человека у нас в возрасте от 35 до 45 лет — это 74% коллектива. У 23 человек стаж работы в нашей библиотеке составляет менее 10 лет, а это 29% коллектива. У 54 — стаж свыше 10 лет. Это 71%. И у шести человек стаж более 30 лет. Однако это не предел: у нас работает сотрудник, который 41 год отдал этой библиотеке. Поэтому я с гордостью говорю о том, что люди — это наше достояние.

Отмечу, что в последние годы у нас вообще нет проблемы кадров. Нам звонят, узнают о вакансиях, и я с удовольствием брала бы всех желающих, но мест нет. Это может удивлять, но это так. Несколько человек пришли к нам работать после того, как бывали на наших мероприятиях, увидели наш потенциал.

Сохраняется ли сегодня традиционный формат библиотеки с тишиной и шелестом страниц?

Я думаю, что мы очень близки к тому, чтобы называться современной библиотекой. Хотя мы находимся не в специализированном здании, здесь есть свои сложности, но структура библиотеки последние годы меняется, каждый год появляется что-то новое, что-то ненужное или совсем убирается, или реорганизуется. Мы работаем как открытая площадка. Для меня и для наших сотрудников библиотека — это не только место сохранения книг как культурных ценностей. Я глубоко убеждена в том, что это место встреч разных людей, разных возрастов, разных интересов, разного социального положения, здоровья. Сейчас это очень своевременно, это востребовано.

Мы стараемся быть на одной волне с нижегородцами, с посетителями нашей библиотеки. Причем с посетителями самых разных возрастов. Хотя мы и детская библиотека, не детско-юношеская, а именно детская, мы сейчас обслуживаем и приглашаем на все мероприятия и взрослых, и большое число молодежи. Хотя, безусловно, основная масса читателей — это дети и подростки. Исключить взрослых невозможно — мы работаем в семейном формате, и это шаг навстречу нашим читателям.

Для знакомства с книгой нет возрастных ограничений

Если гора не идет…

Человек всегда шел в библиотеку, брал книгу и становился читателем. А может ли библиотека прийти к читателю?

Не только может, но и должна! Уже давно мы стали выходить за границы пространства библиотеки, выходить в город, на свежий воздух. Уже традиционными стали наши костюмированные шествия по Покровке в мартовскую «Неделю детской книги». Четвертый раз мы будем проводить в начале июня, во Всероссийской день поэзии, Пушкинский праздник. В 2014 году все лето у нас проводилась акция «Читающий сквер». Раз в неделю по средам Звездинский сквер менял свое название на Читающий. Мы организовывали несколько площадок, проводили мастер-классы, выставки. Наши читатели, местные жители и просто прохожие успели привыкнуть к этому.

В 2011 году около библиотеки мы заложили «Литературную аллею» — это была идея наших читателей. Однажды они задались вопросом: какие деревья, цветы, в целом растения чаще всего упоминаются в книгах? И мы запустили на три летних месяца большой опрос среди наших читателей, в результате десять деревьев — березка, калина, дуб, осина, ель и так далее — мы посадили и около каждого установили табличку в форме книги.

Как будет развиваться этот формат в новом году?

На 2015 год запланировано много проектов. Так, мы хотим реализовать идею создания «Литературного скульптурного парка». Итогом большого читательского конкурса должна стать, я очень надеюсь, установка памятника. У нас в городе, и в частности на Покровке, каких только нет скульптур, привлекающих внимание нижегородцев и гостей города, а вот книге или литературному герою памятника нет. Будет замечательно, если по проекту какого-то нашего читателя у нас получится установить такой памятник.

В помощь школе

Сохраняется ли образовательная функция библиотек сегодня? Приходят ли сюда школьники за знаниями?

Библиотеки, к какому бы ведомству ни относились, решают общую задачу: растят грамотного, культурного человека. И в школе, и в библиотеке нас объединяет живой человек — ребенок. Только там он называется ученик, а у нас он — читатель. Но это один и тот же ребенок, поэтому все, что мы делаем — и школа, и библиотека, — в принципе направлено на одно.

Последние годы в школах внедряются новые образовательные стандарты, и эти стандарты должны обеспечить, если процитировать, «развитие личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных эстетических чувств, укрепление физического и психического здоровья, поддержку и сохранение индивидуальности ребенка и так далее». Вот как раз у библиотеки весь потенциал, все условия и возможности для этого есть. Мы все прекрасно знаем, насколько сегодня в школе перегружена программа, и если на литературу и на русский язык отводятся даже не часы, а минуты, то библиотека готова помочь в восполнении знаний по литературе. Поэтому все проекты, которые мы предлагаем и минобразованию, и городскому департаменту образования, всегда находят отклик и поддержку, и к нам тут же идет поток читателей.

Областная детская библиотека сделала формат open-air по-настоящему книжным и читаемым

Поэтому я могу выделить три основных момента работы библиотеки в помощь образованию. Во‑первых, формирование информационной культуры. Это было всегда. Мы учим умению работать с информацией на разных носителях, умению критически подходить к любой информации, выделять главное, предоставлять эту информацию, анализировать ее, обрабатывать. Как часто мы сталкиваемся в нашей работе с тем, что ребята не могут сформулировать вопрос, сказать, что им нужно, зачем они пришли в библиотеку. И наши специалисты в разговоре, в интерактивном общении, в игровой форме, в работе в группах учат наших юных посетителей это делать. Во‑вторых, социализация. Раньше мы как-то об этом не задумывались, а теперь предлагаем делать это на примерах героев книг. Столько там жизненной правды, столько психологических законов! И детям очень интересно ставить себя на место того или иного героя, размышлять о том, как они поступили бы на их месте. И в‑третьих, здесь, в библиотеке все наши проекты, программы, мероприятия являются расширением школьной программы, дополнением к ней. Если сейчас уже книги не читают по школьной программе, а довольствуются кратким пересказом текста в Интернете — и это в лучшем случае, то о чем можно говорить? А здесь, в библиотеке, есть возможность и пообсуждать, и поразмышлять о прочитанных книгах, и просто поговорить с интересным человеком. И знаете, в чем уникальность библиотеки? Что здесь ребенок да и молодые люди раскрепощены, здесь не ставят оценок, здесь не ругают за неправильные ответы, потому что их здесь и быть не может. Здесь они свободно мыслят.

Пространство общения создается и всегда создавалось силами энтузиастов?

«Времена не выбирают» — я люблю повторять эту фразу. Нужно жить здесь и сейчас, в существующих условиях, стараясь сделать максимально много. Да, у нас нет отдельно стоящего специального здания под библиотеку — я мечтаю, чтобы, как в Саратове, Екатеринбурге, мы расположились в историческом здании в центре города. Да, уменьшилось финансирование комплектования. Но при всем этом, если библиотека зацепит чем-то, если в ней интересно, читатель сохранит нам верность. Наверное, это самое важное. Я много раз убеждалась, что на библиотекаря идут как на хорошего актера. Личность играет очень большую роль, иногда решающую. Как часто мы сталкивается с тем, что на абонементе ребята хотят общаться только с тем или иным сотрудником, специально выбирают для прихода дни их работы, чтобы их обслужил их любимый библиотекарь. В Год литературы мы вновь проявим все свои таланты, чтобы удивить и порадовать нижегородцев.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены НГОДБ

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Пенсионный фонд
ЖК Цветы
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Информация
Основные вехи истории Нижегородской государственной областной детской библиотеки

Год 1919

В бывшем Церковном доме по улице Рождественской появилась вывеска «Детская библиотека кота Мурлыки». Именно с библиотеки «Кота Мурлыки» и началась история крупнейшей детской библиотеки России.
После 1920 года библиотека «Кота Мурлыки» с фондом 1587 экземпляров решением Губполитпросвета была передана в библиотеку имени Пушкина и с февраля 1923 года стала детским отделением этой библиотеки.

Год 1924

Организован Детский отдел в Губернской центральной общественно-научной библиотеке имени В. И. Ленина на улице Варварской, дом 3. Этот отдел послужил основой для будущей главной детской библиотеки региона.

Год 1931

Детский отдел публичной библиотеки имени В. И. Ленина преобразован в Детскую библиотеку имени Ленина Свердловского района Нижнего Новгорода.

Год 1954

Вышло распоряжение Горсовета депутатов трудящихся № 338 р «О реорганизации городской детской библиотеки им. Ленина» ,согласно которому Городская детская библиотека имени В. И. Ленина с 1 июля 1954 года перешла из ведения городского управления культуры Горьковскому областному управлению культуры для организации на ее базе областной детской библиотеки.

Год 1993

Создана Ассоциация детских библиотекарей России со штаб-квартирой в Нижегородской областной детской библиотеке.
Вышел первый номер профессионально-информационного журнала НГОДБ «Детская библиотека».

Год 1994

Библиотека получила современно название «Нижегородская государственная областная детская библиотека» - НГОДБ (Приказ Департамента культуры и искусства администрации Нижегородской области от 19.04.1994 г. № 68).

Год 2003

Создан Герб НГОДБ (внесен в Гербовый матрикул 4 марта 2004 г. под № 798).

Открылась Первая летняя библиотечная школа для руководителей центральных детских библиотек.

Материалы с официального сайта библиотеки ngodb.ru

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph