Архив рубрики

Все входящие — бесплатно

Нижегородцы весьма активно путешествуют, летая в другие города прямыми рейсами и через Москву. Но мы пока не стали в полной мере принимающей стороной, и исходящий из Нижнего Новгорода туристический поток заметно шире входящего. Для изменения ситуации нужны серьезные инвестиции в инфраструктуру, в первую очередь транспортную и гостиничную, и в проведение мероприятий, которые привлекают туристов. Чтобы привлечь инвесторов, нужны осмысленные и слаженные действия властей всех уровней — от федерального до муниципального. И хороший толчок этой работе может дать подготовка к чемпионату мира по футболу.
Все входящие — бесплатно

Современный туризм – это не только впечатления от увиденного в других городах и странах. Это еще и одна из ведущих отраслей мировой экономики, причем растущая очень высокими темпами. Предпринимателей эта стезя привлекает во многом по той причине, что стартап туристического бизнеса не требует больших инвестиций. Отсюда большое число туристических агентств, причем некоторые начинают работать чуть ли не с нуля.

Год от года растут обороты и онлайн-сервисов, при помощи которых индивидуальные туристы сами бронируют и оплачивают авиа- и железнодорожные билеты, номера в гостиницах, билеты в театры и на спортивные соревнования, записываются на экскурсии. Доступ к туристическим услугами становится все более простым, быстрым и дешевым.

Но у этой медали есть и оборотная сторона. Чтобы город или регион стали привлекательными для туристов, требуются серьезные инвестиции, причем инвестировать должны не те бизнесмены, которые впоследствии будут заниматься организацией турпоездок и стричь купоны. В качестве инвесторов выступают национальные и региональные власти, муниципалитеты, а также коммерческие структуры, вкладывающие деньги в первую очередь в развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры.

Подобные инвестиции оказываются достаточно рискованными, поскольку их возврат зависит от интенсивности потока туристов и тех, кто едет в регион по делам. В случае с межрегиональным транспортом эти потоки сопоставимы, и это плюс, поскольку сезонное или иное конъюнктурное ослабление одного потока в меньшей степени скажется на общем результате.

Количество гостиничных номеров разной звездности на тысячу человек населения городов

Источник: консалтинговое агентство GVA Sawyer

Туристы и командированные

Например, международный аэропорт «Нижний Новгород» основывает стратегию своего развития на учете интересов как туристов, в том числе отправляющихся на популярные курорты, так и тех, кто летит по делам в столицу нашей страны. И такая стратегия приносит успех.

Статистика пассажиропотоков российских аэропортов за 2014 год показывает, что наше Стригино выглядит весьма успешно не только если смотреть на него из Нижнего Новгорода, но и в сравнении с аэропортами других городов. Понятно, что до Сочи нам не дотянуться, но такой задачи и нет, здесь надо исходить из реальных запросов.

А вот в рамках холдинга, в который входит нижегородский аэропорт, он оказался лучшим по темпам роста. Общий пассажиропоток аэропортов УК «Аэропорты Регионов» по итогам 2014 года вырос на 8,5% и составил более 10,3 миллиона человек. За минувший год аэропорты холдинга открыли 38 новых внутренних и международных направлений. Наш аэропорт рос заметно быстрее, стал миллионником и обслужил в 2014 году на 23,4% больше пассажиров, чем в 2013 году, если быть точным — 1 131 874 человека. На внутрироссийских авиалиниях было обслужено 593 590 пассажиров, что на 27,8% больше показателей 2013 года, на международных авиалиниях – 538 284 пассажира (+18,9% к предыдущему году). Количество самолетовылетов увеличилось до 9449 операций (+12,3 %).

Генеральный директор аэропорта Александр Синельников связывает такие темпы роста с наличием спроса, рост которого стимулируется открытостью региона и повышением уровня жизни нижегородцев, и с четко выбранной стратегией развития, которая ориентирована на запросы нижегородцев и гостей города.

«Совместно с новым акционером мы начали реализовывать программу развития маршрутной сети, в результате за период с 2010 по 2014 год пассажиропоток вырос в три раза, ежегодно открываются более 10 новых направлений как по России, так и за рубеж, — рассказывает руководитель аэропорта. — В то же время мы изменили и технологию обслуживания пассажиров, увеличив пропускную способность аэровокзала и расширив зону вылета внутрироссийских рейсов. Существенно повышена и комфортность нахождения в здании аэропорта. Люди не должны терять время из-за ожидания и не должны уставать от перелета и связанных с ним процедур. А для этого нужна современная инфраструктура, которую мы и создаем».

Говоря о работе с двумя основными потоками пассажиров, Александр Синельников признает, что аэропорт ориентируется и на туристов, и на тех, кто летает по делам:

«Есть специфические группы путешествующих, причем эти группы достаточно обширны и у них свои требования. Одна такая группа — курортники, вылетающие чартерами. Это часто семьи с детьми, и они заинтересованы в комфортных условиях, но без удорожания услуги. Другая группа – пассажиры, летающие по делам. Здесь главное требование – экономия времени. В интересах этой группы мы ввели ускоренную процедуру регистрации на «деловых» рейсах. Теперь регистрация на московском и санкт-петербургском направлениях заканчивается за 20 минут до вылета. И это тоже дает результат – основной рост пассажиропотока произошел на московском направлении».

Источник: официальная информация ОАО «МАНН»

Развитие Нижегородской области и Нижнего Новгорода позволяет уверенно прогнозировать дальнейший рост пассажиропотока, и это стало основанием для значительных инвестиций, в частности в строительство нового терминала аэропорта. Причем реализация проекта финансируется за счет частного инвестора, управляющей компании «Аэропорты Регионов» — крупнейшего аэропортового холдинга страны. И этот же инвестор руководит всеми работами. Объем инвестиций составит около 4.5 миллиарда рублей.

Это тот случай, когда инвестор вкладывается в развитие инфраструктуры бизнеса с пониманием, что он не одинок в своей оценке перспектив региона и в своей бизнес-стратегии на региональном рынке. Одновременно со строительством нового терминала аэропорта разрабатывается проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Нижний Новгород–Казань, что позволяет говорить о Стригине как о четвертом аэропорте столицы. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу планируется реконструкция Молодежного проспекта и строительство многоуровневой развязки, что существенно облегчит проезд до аэропорта. Такая завязка интересов города, региона и деловых интересов инвесторов как раз и позволяет добиться прорыва в развитии инфраструктуры, причем в значительной мере за счет частных инвестиций.

От койкомест к современным отелям

Еще сложнее дело обстоит с мотивацией инвесторов на вложение средств в строительство гостиниц. Нижегородский отельер Дмитрий Володин говорит, что при типовых инвестициях в размере 100 тысяч долларов за один номер строительство отеля на двести номеров обойдется примерно в 20 миллионов долларов, причем эта сумма будет близкой в разных городах мира. В России, правда, есть еще два фактора, которые могут повысить себестоимость проекта, — это плата за подключение коммуникаций и цена земельного участка. И здесь очень важна позиция региональных властей и органов местного самоуправления.

Но все равно деньги приходится вкладывать немалые, и пока зарубежные инвесторы осторожно относятся к инвестированию в российский отельный бизнес. Бизнесменов же, которые, подобно Дмитрию Володину, готовы инвестировать в строительство гостиниц в родных городах, не так много, если не сказать, что таких единицы. Поэтому по числу гостиничных мест на тысячу жителей российские города заметно отстают от европейских.

Так, по результатам исследования, проведенного авторитетным консалтинговым агентством GVA Sawyer, в Нижнем Новгороде в 2013 года было менее двух номеров на тысячу жителей. И хотя по этому показателю наш город смотрится не хуже других крупных российских городов, уступая только Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Казани и Ростову-на-Дону, но в Европе аналогичный показатель в два-три раза выше. Скажем, на тысячу парижан приходится восемь гостиничных номеров, а на тысячу жителей Лондона — 12. Но и в городах регионального значения номерной фонд отелей значительно выше нашего. При этом в Нижнем Новгороде наблюдается явный перекос в сторону трехзвездочных гостиниц, а по номерам в гостиницах категории 4* и выше мы заметно уступаем тем же Казани и Екатеринбургу.

Железнодорожный транспорт остается главным средством доставки туристов в Нижний Новгород и из него

Начнем с чемпионата?

Анализируя сложившуюся ситуацию, эксперты отмечают ярко выраженный пассивный туристский баланс нашего региона. Проще говоря, нижегородцы тратят в других странах и городах гораздо больше денег, чем иностранцы и иногородние оставляют в Нижнем Новгороде. Это и приводит к тому, что пассажиропоток быстро растет на фоне медленного роста гостиничного сектора. Мы уже научились быть туристами, но пока не стали принимающей стороной.

Чтобы ситуация изменилась, нужны и систематические усилия властей и бизнеса, и некий мощный толчок. В качестве такового сегодня рассматривается подготовка к чемпионату мира по футболу. И действительно, в Нижний Новгород буду вложены немалые федеральные деньги, вместе с которыми приходят частные инвестиции, улучшится межрегиональное транспортное сообщение, уже активизировалось строительство. Тем не менее пока далеко не факт, что это качественно изменит соотношение исходящего и входящего туристических потоков.

Нужны и другие меры, стимулирующие посещение Нижнего Новгорода. За отсутствием южного солнца и теплого моря, горнолыжных трасс и античных древностей самый безотказный способ привлекать туристов — это проведение фестивалей и спортивных соревнований, причем на регулярной основе. Хотя и события, приуроченные к круглым датам, не помешают. Тот же Мюнхен делает трехмесячную туристическую выручку за три недели Октоберфеста, а Париж не погнушался целый год праздновать 850-летие Нотр-Дам.

Поэтому матчи мирового футбольного первенства надо рассматривать как удобную стартовую позицию большой многолетней работы, целью которой станет создание поводов для посещения Нижнего Новгорода при одновременном развитии туристической инфраструктуры. И чем больше будет поводов, тем больше оснований для вложений в наш город увидят потенциальные инвесторы.

Текст: Иван Юдинцев

Фото: Олег Золото, Михаил Солунин

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Александр Синельников
Александр Синельников
Исполнительный директор ОАО «МАНН»
Сегодня в Нижнем Новгороде есть спрос на качественные услуги авиаперевозчиков и аэропорта. Мы можем показывать высокие темпы роста, но главное, что мы ориентируемся на создание удобной среды для пассажиров, которым нужны прямые рейсы на новых направлениях и комфортные условия пребывания в здании аэровокзала.
Андрей Гричук
Андрей Гричук
Руководитель Приволжского регионального центра KPMG
Чемпионат мира может качественно изменить жизнь людей: появятся новые дороги, спортивные базы, ФОКи, скоростные железнодорожные магистрали и так далее. Все это должно привести к еще большей привлекательности Нижегородской области для инвестирования со стороны как российских, так и зарубежных компаний.
Дмитрий Володин
Дмитрий Володин
Отельер
До недавнего времени наш расчет срока окупаемости инвестиций в гостиничный бизнес в Нижнем Новгороде составлял семь лет. Сегодня мы рассчитываем уже на 11 лет, и мы были бы этому рады. Сейчас сократилось число людей, приезжающих в Россию из-за рубежа. Снижается цена номера, поскольку в рамках внутреннего туризма востребованы более дешевые номера.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph