Архив рубрики

Закулисное финансирование

Экономика театра в современной России — это типичный пример социальной экономики. Не менее половины реальной цены театрального билета фактически оплачивается из областного или муниципального бюджета. По существу, покупая билет в театр, зритель заключает выгодную сделку, когда часть денег вместо него вносят все налогоплательщики. Это один из принципов культурной политики, смысл которой — делать театр доступным каждому. Профессионалы сетуют, что никто не объясняет публике, сколько на самом деле стоит билет в театр и почему ходить на спектакли не только интересно и поучительно, но еще и выгодно.
Закулисное финансирование

«Неинтересная» тема

На фоне постоянных разговоров о потребительских ценах на продукты и на бензин, о тарифах на услуги ЖКХ и стоимости железнодорожных билетов мы совсем редко вспоминаем о том, во сколько обходится поход в театр.

Тому есть несколько причин. Во‑первых, в театр, к сожалению, ходят далеко не 100 процентов жителей нашего города и нашей страны, как, впрочем, и жителей других городов и стран. По данным разных социологических исследований, более или менее регулярно в театр ходят от трех до семи процентов жителей городов. В кино ходят гораздо больше и чаще, а вот выставки и концерты посещают реже. У библиотек статистика получше, но это за счет студентов и учащихся.

Во‑вторых, поскольку в театр мы ходим не каждый день, то готовы относиться к этому событию как к чему-то особенному, как к празднику, а это подразумевает особенные праздничные расходы, и билет в партер, в амфитеатр или на балкон — только одна из статей этих расходов.

Наконец, в‑третьих, все познается в сравнении, и цена билета на практически любой спектакль нижегородского театра явно выигрывает по сравнению с ценой билета на спектакль гастролеров или на выступление звезд телевизионных юмористических программ.

И вот тут пора спросить, а почему билеты в наши театры не так уж и дороги. Ответ будет очевидным: государство и муниципалитет финансируют львиную долю расходов, и делается это именно для того, чтобы поход в театр оставался доступным большинству нижегородцев.

По данным руководства театров

Разнообразие репертуара

На практике речь идет о том, что бюджетное финансирование составляет от 50 до 80% всей расходной части бюджета театра. Одним из самых эффективных в плане зарабатывания денег является Нижегородский театр «Комедiя». Этот муниципальный театр заработал в 2014 году почти столько же, сколько получил из городского бюджета — 55 миллионов рублей собственной выручки в дополнение к 56 миллионам рублей бюджетных денег.

При этом администрация театра не сидит «сложа руки»: применяет современные технологии менеджмента, эффективные методы организации доходов, оптимизирует расходы по содержанию здания и выпуску новых постановок. Театр выстраивает разножанровый репертуар: от «Леса» Островского и «Темных аллей» Бунина до экспериментальных постановок на малой сцене и мюзиклов. Билеты на «Леонардо» и «Казанову» расходятся по цене до 1,5 тысячи рублей, в то время как на другие спектакли можно пройти, заплатив от 150 до 400 рублей.

«Но такая доходность — это уже предел», — считает директор театра Дмитрий Коновалов. И даже используя все возможности заработка, «Комедiя» не сможет наскрести денег на новый сценический круг, на об‑ новление звуковой и световой аппаратуры, которая морально устаревает, и уж, тем более, на постановки, которые могли бы всерьез претендовать на престижные национальные премии.

Лучше полный зал, чем полная касса

У другого муниципального учреждения культуры — Камерного музыкального театра имени В. Степанова — собственного здания вовсе нет. Этот театр арендует помещения во Дворце культуры завода «Красное Сормово», причем все расходы, связанные с арендой, несет город. Это позволяет менеджменту и труппе сосредоточиться на постановках, причем думать именно о творческой составляющей, не ставя выручку во главу угла.

Тем не менее спектакли и концерты, которые дают продолжатели дела Владимира Степанова, собирают аншлаги. По словам директора театра Николая Коровина, лучше недобрать немного выручки, сделав билеты чуть дешевле, чем играть при незаполненном зале.

«Нельзя, чтобы зритель не шел в театр из-за дороговизны билета, — говорит Николай Коровин, — потому что если мы потеряем зрителя, зритель пойдет в какое-то другое место, и хорошо, если этим местом будет кинотеатр. Но в спальных районах люди могут пойти отнюдь не в учреждение культуры. Поэтому наша задача — дать альтернативу, которая не просто ведет людей к культуре и нравственности, но еще и остается доступной».

Директор музыкального театра признает, что именно муниципальное финансирование позволяет воплощать в жизнь подобные высокие принципы. Театр зарабатывает порядка девяти миллионов рублей в год, а из бюджета покрываются расходы примерно на 32 миллиона рублей. Это значит, что без поддержки города цену билета пришлось бы увеличить примерно в пять раз, что неприемлемо.

Значительная часть театрального бюджета скрыта от глаз зрителя за кулисами

Ваш выезд!

Есть у музыкального театра и еще один секрет успеха. Артисты выступают на разных площадках, причем зритель заполняет и Кремлевский зал, и залы ДК в рабочих районах. В советские годы каждый театр обязательно давал спектакли и концерты в районных и заводских домах культуры. Причем это были не отдельные случаи, а полноценная система, которую называли «внутренними гастролями» и которая планировалась областным управлением культуры. К сожалению, сегодня театры неохотно задумываются о выступлениях в сельских районах, и даже на сцене домов культуры Автозавода, Сормова, Дзержинска и Кстова чаще можно увидеть гастролеров, чем актеров нижегородских театров. Между тем зритель в ДК охотно идет, что весьма убедительно показывает опыт музыкального театра имени Владимира Степанова. Возможно, и другим театрам имеет смысл активнее давать выездные спектакли.

Выгодная сделка

Однако в любом случае львиную долю цены театрального билета оплачивает и будет оплачивать бюджет — региональный или городской. Только, к сожалению, мы очень редко объясняем, сколько на самом деле стоит билет в театр и сколько выигрывает зритель, заплатив только часть его настоящей стоимости.

«Люди покупают билет за символические деньги, но мы делаем это из политических соображений, потому что иначе нельзя, — объясняет директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Анна Ермакова. — Но на эту тему никто ведь с публикой не разговаривает. Люди должны понимать, что, покупая билет за 400 рублей, они от государства одновременно получают еще преференцию в пять тысяч рублей, потому что истинная стоимость этого билета во много раз выше. Цифры говорят сами за себя. Но найдите мне, где хотя бы слово было сказано на эту тему. Где кто-то сказал бы: “Дорогие зрители, ходите в театр, потому что государство дает такую возможность”».

Действительно, с точки зрения чистой экономики покупка билета в репертуарный театр в современной России оказывается весьма выгодной сделкой, поскольку значительная часть стоимости билета финансируется из бюджета, хотя делается это без особого шума, можно сказать, закулисно.

Текст: Иван Юдинцев

Фото: Роман Бородин, Никита Вертлин.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Новая Кузнечиха
Пенсионный фонд
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Дмитрий Коновалов
Дмитрий Коновалов
Директор Нижегородского театра «Комедiя»
Если речь идет о выживании или об упадке театрального творчества, то нынешнего бюджета достаточно. Если же вести речь о развитии, тогда, конечно, нет. Развитие подразумевает участие в фестивалях, выпуск спектаклей с выдающимися режиссерами, причем спектаклей не просто хороших, успешных у зрителей, а таких спектаклей, которые войдут в хрестоматию по современному театру первой четверти XXI века. А поскольку мы говорим о репертуарном театре, который составляет гордость русской культуры на протяжении веков, то, конечно, у театра должно быть собственное здание, свой дом. А содержание здания составляет существенную статью наших расходов.
Николай Коровин
Николай Коровин
Директор Камерного музыкального театра имени В. Степанова
Еще Владимир Тимофеевич Степанов закладывал в нас любовь не только к опере и к музыкальному спектаклю, но и к эстрадному жанру, которым он сам великолепно владел. И у нас большая часть труппы владеет тем, что называется классической эстрадой. Спектакли – это то, что мы делаем все-таки для души, хотя и на них зритель идет хорошо, и наши последние постановки собирают аншлаги. Но тем не менее 60–70% доходов мы получаем от эстрадных концертных программ, и это при том что затраты на них минимальны. Эти концерты и позволяют нам ставить спектакли.
Если средняя цена спектакля в нашем театре сейчас 1,5–2 миллиона рублей, то я могу позволить себе поставить два-три спектакля в год, и у меня будут на это деньги.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph