Архив рубрики

Враг не пройдетСело Богоявление на рубеже обороны Горького в 1941 году

Каждый, кто хоть раз путешествовал по трассе р 158, обязательно проезжает село Богоявление Дальнеконстантиновского района. Не заметить его просто невозможно: с горы открывается вид на храм в честь Богоявления Господня, а прямо у дороги путников встречают продавцы с пирожками, слава о которых распространилась далеко за границы села. Однако мало кто подозревает, что этот населенный пункт стал свидетелем событий, связанных с войной 1812 года, а в 1941-м стал своеобразным оборонительным форпостом на пути врага к городу Горькому.
Враг не пройдет

Сегодня село Богоявление насчитывает около тысячи жителей. Здесь работают школа, детский сад, библиотека, несколько магазинов и кафе — все как в обычных малых населенных пунктах. Здесь каждый знает друг друга в лицо, а за порядком помогают следить добровольные народные дружины. Одним словом, Богоявление — классический образец русского села, однако есть в нем то, что делает его совершенно особенной точкой на карте Нижегородской области. А именно — положение во времени и пространстве. В этом месте пересеклись линии, связанные с двумя крупнейшими войнами на территории нашей страны. По дороге, которую мы сейчас знаем как трассу Р‑158, шло ополчение на битву с армией Наполеона в 1812 году. По ней же с боев везли обратно раненых. Спустя 100 с лишним лет, в 1941 году, эту дорогу пересекла другая линия — рубеж обороны города Горького от фашистских захватчиков. А в месте, где сошлись эти прямые, находится центр жизни села, его смысловая доминанта и символ православной веры, подаривший имя этому населенному пункту, — храм в честь Богоявления Господня.

Храм в честь Богоявления Господня

Женское лицо войны

Подъезжая к селу со стороны Нижнего Новгорода, по левую руку вы заметите скромный памятник — несколько противотанковых ежей и надпись «Рубеж обороны города Горького, 1941 год». От него в поле уходит ров, поросший кустарником. Это последнее напоминание о страшных днях первой военной зимы, когда Горький готовился к встрече врага. Правда, кое-где на ломаной линии оборонительного обвода, проходившей через Катунки, Пурех, левый берег Клязьмы, Горбатов, Павлово, Татинец, по правому берегу Волги от Городца до Васильсурска, а вдоль Оки до Навашина и Шиморского в Выксунском районе, еще можно встретить сохранившиеся дзоты. В Богоявлении, где памятный знак рубежа обороны был освящен несколько лет назад, еще живы люди, помнящие ту грандиозную стройку и гул немецких бомбардировщиков.

Захват Горького — третий так и не осуществившийся этап плана «Барбаросса». Известно, что гитлеровские стратеги отводили на его реализацию от девяти до 17 недель и в начале октября 1941 года планировали вступить в город. Наступление должно было идти по автодорогам, ведущим с запада, — по Московскому шоссе и трассе Горький — Муром, построенной годом ранее. Известен и человек, отвечавший за ведение войска по этому направлению: Хайнц Гудериан — «танковый король». 10 октября его танки должны были идти по улицам Арзамаса, а уже через пять дней входить в измолотый массированными ударами авиации Горький. Однако ход войны спутал планы Гитлера, и он отсрочил удар по Горькому до мая 1942 года.

Внутри храма в честь Богоявления Господня

По решению Горьковского комитета обороны осенью началось возведение оборонительного обвода. Грандиозная по тем временам стройка велась в секретном режиме. Рыть противотанковые рвы, строить блиндажи и дзоты отправили 350 тысяч человек, из них 150 тысяч — из Горького. Все дееспособные мужчины в то время находились уже на фронте, поэтому на мерзлой земле в лютые холода работали в основном старшеклассники и совсем молоденькие девчонки, у многих из которых не было даже подходящей одежды и обуви. Ночью небо рассекали немецкие бомбардировщики, атаковавшие заводы Горького, а днем летали легкие самолеты. С них сбрасывались листовки с призывами оставить работу и сдаться.

Из воспоминаний Н. Лабутина, бывшего начальника колонны, инвалида Великой Отечественной войны: «На строительство рубежей на Богоявленском участке были заняты весь Пьяно-Перевозский район и жители двух сельских Советов: Таможниковского и Выползовского. Старшеклассники, начиная с восьмого класса, уже были заняты на строительстве. Младшие школьники и дошколята оставались под наблюдением стариков и старух, кому за 70 лет, и других нетрудоспособных людей. Люди работали, несмотря на мороз, несмотря на активную фашистскую пропаганду. Многие были сильно простужены, некоторые становились нетрудоспособными. Они тоже защищали Родину. Они тоже не должны быть забыты. Нужен памятный знак. Я бы мечтал видеть здесь световую арку, чтобы видно было памятник и днем и ночью». Эта мечта пока так и не осуществилась, однако память о том времени сохраняется и по сей день.

Памятник жителям Богоявления, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны

Ожившая картина Саврасова

Весна в Богоявлении — удивительная пора, живое воплощение картины Саврасова «Грачи прилетели». Белый храм на фоне подтаявшего снега, еще не одевшиеся листвой березы и чернеющие в их верхушках гнезда грачей. Кстати, птицы, как рассказывают местные жители, вернулись сюда не так давно, с тех пор как храм начали восстанавливать после долгих лет забвения. Это святое место связано с потомком грузинского царя, войной 1812 года, автором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и, конечно, с чудом, давшим имя селу.

Первое упоминание о Богоявлении датируется 1666 годом, правда, мордовское село носило тогда еще свое первое название — Инелей. Нынешнее появилось благодаря легенде, которая рассказывает, как русская селянка пошла за водой на ключ и увидела лик Христа. В честь этого события в 1680 году здесь возвели деревянную церковь в честь Богоявления, однако в пожаре 1799 года все село выгорело вместе с главной реликвией. В те времена эта земля уже много десятилетий принадлежала потомкам грузинского царя Вахтанга VI. Князь Грузинский — последний яркий представитель этого рода — заложил в Богоявлении новый каменный храм в честь победы в войне 1812 года. Здесь, как и сейчас, проходил ближайший путь из Нижнего Новгорода в Арзамас, где в то время базировался штаб по отправке на фронт. В 1821 году началось строительство храма, а в качестве архитектора князь Грузинский позвал не кого-нибудь, а самого Огюста Монферрана, автора Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Староярмарочного собора в Нижнем Новгороде. В местном краеведческом музее фотографии всех трех святилищ висят рядом, и не заметить сходства куполов, колонн и порталов просто невозможно. В храме освящены три придела: главный в честь Богоявления Господня, левый в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского и правый — Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись храма выполнил ученик арзамасской Ступинской школы Александр Шмидт. Однако следов его работы практически не осталось, да и сами белокаменные стены несколько лет назад пришлось буквально спасать от разрушения. В 1930‑е годы священника и дьякона расстреляли, и храм на долгие годы погрузился в небытие. Местные жители едва успели укрыть старинные иконы, в том числе и деревянную Николая Чудотворца XVI века. Вернулись они в свою обитель лишь после 1988 года, когда началось восстановление храма. В 2013 году епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил колокола и провел службу в летнем храме, а после его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье. С тех пор по крупицам всем миром люди пытаются вернуть былое величие творению Монферрана. Его восстановление ведется исключительно на добровольные пожертвования. Помогают в основном дачники, приезжающие на лето, рассказывает матушка София, но и добрые люди, которые останавливаются в селе и заходят в храм, стараются помочь кто чем может. Так, общими усилиями смогли вырыть котлован в летнем храме, отделенном сейчас от основной части, и в ближайшее время ждут специалистов по обработке фундамента. Но главная забота — разрушающийся купол, находящийся в аварийном состоянии. В следующем году монферрановскому чуду исполняется 190 лет, и здесь надеются, что люди не оставят храм в беде и помогут восстановить его былой облик.

Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, в местном церковно-краеведческом музее

Хранители памяти

История и памятники — это не все, чем может похвастаться село Богоявление. Главная его гордость, пожалуй, люди, которые по собственной инициативе занимаются сохранением памяти села. Одна из таких — Римма Тоболкина, создатель местного церковно-краеведческого музея и современный летописец. В Богоявлении она поселилась всего восемь лет назад, но вскоре прониклась легендами села и решила самостоятельно отделить быль от правды, а заодно спасти артефакты, от которых за ненадобностью избавлялись соседи. В 2012 году Нижегородская епархия выделила0 ей здание позади храма, где и разместилась богатейшая экспозиция нового церковно-краеведческого музея. Здесь и фотографии, и подлинные документы, и предметы быта от XVIII до середины ХХ века, и иконы, и вещи с полей сражений, и хроника, посвященная последним важным событиям жизни села. Сама Римма Хадиатовна провела немало часов в библиотеках и архивах области в поисках фактов, добавляющих новые страницы в историю села. Она в подробностях пересказывает местные легенды, хронику строительства храма и создания первого потребительского общества и историю приезда в село Антона Чехова. Каждый рассказ она подкрепляет документом или фотографией.

Когда-то Римме Хадиатовне приходилось самой ходить по домам и просить старые вещи, теперь жители сами несут ей свои реликвии, и смотрительница сетует, что места в здании уже не хватает. Так, пришлось передать местной школе большую экспозицию писателя Николая Кочина, родившегося в этой местности. Богоявленцы очень гордятся своим земляком, прославившим их край на всю Россию и даже за ее пределами. Несколько лет здесь проходили Кочинские чтения, собиравшие писателей из области и регионов, а в школе, где открыт кабинет Николая Кочина, нет ни одного старшеклассника, не прочитавшего хотя бы пару его произведений. Здесь же перед входом установлен памятник писателю.

Все эти и другие истории местные жители с удовольствием рассказывают гостям, многие из которых не просто останавливаются здесь по пути в другие города, а специально приезжают сюда, и не один раз. Они приезжают, потому что, как оказалось, историю одного села порой бывает невозможно уложить в несколько часов, а значит, стоит возвращаться, чтобы узнать все секреты Богоявления.

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Пенсионный фонд
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Информация
Справка

Территория Богоявленского сельсовета расположена в центральной части Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области. Общая площадь земель муниципального образования составляет 11632 га. В состав поселения входят 11 населенных пунктов и 56 садоводческих товариществ. Количество зарегистрированных граждан 1618 человек. В летний период численность населения с учетом приезжающих жителей из Нижнего Новгорода и области увеличивается более чем в три раза.

Органы местного самоуправления представлены Сельским сельсоветом Богоявленского сельсовета и Богоявленской сельской администрацией. Работа администрации сельского поселения – это исполнение полномочий, предусмотренных Уставом поселения по обеспечению деятельности местного самоуправления.

Мнение эксперта
Ирина Кулёмина
Ирина Кулёмина
Глава администрации Богоявленского сельсовета
Насущными вопросами нашего села являются благоустройство, газификация, обеспечение пожарной безопасности, а также дорожный ремонт. Недавно жители аварийного и ветхого фонда начали переселяться в два новых многоквартирных дома, построенных по областной программе. Приятно отметить, что в последнее время в нашем селе появляется все больше активной молодежи. В этом году мы даже создали молодежный совет при администрации, и в целом многие только что созданные семьи предпочитают не уезжать из села, давая тем самым импульс к развитию.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph