Архив рубрики

Основа основКраеведение как осознанный выбор

Основа основ

Что нужно для того, чтобы в наших школах такой предмет, как краеведение, выбирался учащимися и их родителями повсеместно? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, и при этом его не так просто найти. Ни у кого не вызывает сомнения мысль о том, что нет ничего хуже для страны, когда ее граждане растут иванами, не помнящими родства. Краеведение, безусловно, является важным воспитательным ресурсом. Через постижение истории родной земли формируется осознание принадлежности к истокам, к общности земляков. При всех возможностях современной системы образования все же решающую роль сегодня играет личное стремление каждого знать свои основы.

На всех уровнях

Краеведение как школьный компонент сегодня включается в учебный план того или иного образовательного учреждения по желанию и не является обязательным. Так, согласно данным департамента образования администрации Нижнего Новгорода, в текущем учебном году в 138 общеобразовательных учреждениях города преподается учебный предмет «Историческое краеведение». В двух учреждениях (школа № 73 и гимназия № 2) преподается «Биологическое краеведение». В ряде школ города краеведение как отдельный предмет не входит в учебный план и вопросы, связанные с краеведением, интегрированно изучаются в разделах предмета «История России». Связано это с тем, что в учебном плане выбор предметов школьного компонента формируется на основе изучения запросов родителей и учащихся; и, следовательно, в данных школах такого запроса со стороны родителей нет.

Являясь компонентом не только школьного образования, краеведение входит в содержание и дошкольного образования Нижегородской области. Принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает возможность включения краеведческого компонента в образовательную программу детского сада. Так, в рамках стандарта содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии стран и народов мира. Соответственно, в условиях детского сада дети знакомятся с историей родного края.

Что касается профессиональных образовательных организаций, то студенты знакомятся с историей родного края в рамках внеклассных мероприятий: классных и библиотечных часов, интерактивных игр и иных мероприятий.

Биологическое краеведение — одно из интереснейших направлений изучения природы области

В рамках программы

Изучение учебных дисциплин и курсов краеведческой направленности в образовательных организациях Нижегородской области осуществляется с опорой на программы и учебно-методические комплексы, разработанные ведущими учеными региона, представителями системы высшего и дополнительного профессионального образования. Так, при участии сотрудников Нижегородского института развития образования (ГБОУ ДПО НИРО) разработаны и успешно реализуются  программы дошкольного образования краеведческой, патриотической и духовно-нравственной направленности, отражающие специфику родного края. Это такие программы, как «Расти счастливым в Городецком крае» (авторы: Р. Ю. Белоусова, И. В. Батракова, В. Д. Махиня), «Мой родной дом» (авторы Э. П. Костина и др.), «Веселый рюкзачок» (авторы: А. А. Чеменева, В. С. Волкова, А. Ф. Мельникова и др.), «Край родной» (автор Т. А. Серебрякова), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева).

Для учащихся 4-х классов разработан пропедевтический курс литературного краеведения «Нижегородская сторона» (автор-составитель учебного пособия В. Ф. Одегова, доцент кафедры начального образования Нижегородского института развития образования). На основе чтения и анализа художественных произведений нижегородских авторов ребята знакомятся с историей и культурой родного края, интересными событиями, ратными и трудовыми подвигами земляков, с народными традициями, выдающимися деятелями Нижегородской земли. Этот курс способствует формированию яркого образа малой родины.

В основной школе изучается несколько краеведческих  курсов. Например, для учащихся 6-х классов сотрудниками кафедры естественно-научного образования ГБОУ ДПО НИРО с участием преподавателей высшей школы и учителей Нижегородской области разработаны два краеведческих курса объемом 34 часа биолого-географической направленности. Курс «Биологическое краеведение» включает программу, учебное пособие для школьников, рабочую тетрадь, поурочное планирование и CD (авторы-составители: Е. В. Алексеева, Л. А. Глазунова, Н. Е. Малютина, Т. Г. Орехова, Т. С. Шишова). Данный учебно-методический комплекс рассматривает особенности флоры и фауны Нижегородской области, знакомит ребят с учеными, которые внесли вклад в исследование природы родного края, а также содержит природоохранный аспект.

Учебно-методический комплекс по курсу «Географическое краеведение» включает программу, рабочую тетрадь и пособие для учащихся (авторы-составители: Н. В. Кнутова,  И. Ю. Кривдина, А. Б. Кряжев, Т. К. Беляева) и содержит разделы: географическое положение, природа, население и хозяйство Нижегородской области.

Для учащихся 7-х классов сотрудниками ГБОУ ДПО НИРО совместно с нижегородскими учеными и учителями области разработаны два учебных курса историко-культурологической направленности, каждый объемом 34 часа. Учебно-методический комплекс  курса «Историческое краеведение» включает в себя программу, автор Г. Б. Гречухин, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО; учебное пособие «Нижегородский край: факты, события, люди» под ред. Н. Ф. Филатова и А. В. Седова; книгу для чтения «Наш край»: для обучающихся школ, гимназий и лицеев», составитель В. А. Шамшурин). Данный курс способствует усвоению школьниками базовых исторических знаний о родном крае с древнейших времен до начала ХХ века, формированию у них интереса и уважения к истории и культуре Нижегородчины.

Курс «Нижегородский край» (авторы: В. К. Крючков, Г. Б. Гречухин, М. Н. Крайникова, А. Ю. Горин, Л. В. Агафонцева) включает программу, конспекты уроков и контрольно-измерительные материалы, является культурологическим, рекомендуется по выбору школы и предлагает интегрированные знания о родном крае (географические особенности, традиции и выдающиеся личности, индустриальные, культурные и духовные центры и др.).

Сотрудниками лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО с участием нижегородских ученых-краеведов разработан УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» (авторы: В.К. Романовский, Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, Б. Л. Гинзбург) для учащихся 6–9-х классов. В 2015/2016 учебном году планируется апробация этого учебно-методического комплекса с целью его дальнейшего использования в образовательной практике Нижегородской области.

Школьные музеи для многих ребят становятся первым знакомством с историей всей страны и малой родины

Воспитание музеем

Кроме того, в школах города функционируют многочисленные кружки краеведческой направленности и школьные краеведческие музеи. Так, в текущем учебном году в образовательных учреждениях города работает 191 объединение туристско-краеведческой направленности, в которых занимаются 4362 человека.

На базе учреждений дополнительного образования действуют 74 объединения туристско-краеведческой направленности, в которых задействованы 978 человек.

Особое место занимает музейная педагогика. В текущем учебном году на базе образовательных учреждений работает 76 музеев по 10 профилям.

Ежегодно проводятся городские смотры-конкурсы музеев, экспозиций и выставок как школьных музеев, так и музеев, находящихся в стадии становления.

Большое внимание краеведческой работе уделяется в рамках городского конкурса поисковых групп по темам: «Мы – наследники Победы», «Мы – первые» и «Герои гражданского общества», который проводятся с целью создания условий для сознательного личностного, профессионального, гражданского самоопределения и развития у учащихся чувства моральной ответственности перед Отечеством. В конкурсе принимали участие 124 поисковые группы.

Особенное внимание уделяется школьникам младшего возраста. Так, уже четвертый раз проводился городской интерактивный конкурс «Мой Нижний Новгород», в котором ежегодно принимают участие около 400 школьников 1–4-х классов из всех районов города. Тема конкурса 2014/2015 учебного года: «Памятные места моего района и города, связанные с историей Великой Отечественной войны».

Текст: Мария Медвидь

В подготовке материала использованы данные, предоставленные департаментом образования администрации Нижнего Новгорода и ГБОУ ДПО НИРО

Фото: Андрей Скворцов, Роман Бородин, предоставлены ГБОУ ДПО НИРО.

Публикации по теме
Более 100 наименований книг представила Нижегородская область на открытом фестивале «Книги России» в Москве
25.06.2015, 12:24  Более 100 наименований книг представила Нижегородская область на открытом фестивале «Книги России» в Москве
Основу нижегородской экспозиции составляют книги и альбомы, изданные при поддержке областного правительства.
Определены лучшие книги по нижегородскому краеведению 2014 года
22.06.2015, 12:33  Определены лучшие книги по нижегородскому краеведению 2014 года
Победителями признаны издания «Нижегородская губерния в годы первой мировой войны» В.П. Сапона и «„О сколько нам открытий чудных...“ или Путешествие с Пушкиным по Березополью» А.В. Любавина и С.В. Петряева.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Пенсионный фонд
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Ирина Тарасова
Ирина Тарасова
Директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода
Главная цель краеведения — формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph