Архив рубрики

Владимир Чувильдеев: «Наша задача — сделать так, чтобы дети захотели стать физиками»

Парк науки «Лобачевский Lab» — новое структурное подразделение ННГУ имени Н. И. Лобачевского с долгой предысторией. Мы встретились с его научным руководителем, доктором физико-математических наук, профессором кафедры физического материаловедения физического факультета ННГУ Владимиром Чувильдеевым во время проведения первого открытого фестиваля «О жизни, Вселенной и вообще» и поговорили о том, что завтрашний ученый — это сегодняшний ребенок.
Владимир Чувильдеев: «Наша задача — сделать так, чтобы дети захотели стать физиками»

Владимир Николаевич, организатором первого в нашем городе научного фестиваля под открытым небом стал парк науки ННГУ «Лобачевский Lab». Что это за структура и благодаря чему стал возможен этот опен-эйр?

Нечто подобное мы уже устраивали – прошлым летом проводили показ научных фильмов перед университетским корпусом на Большой Покровской, и в июле этого года мы вновь попробуем это сделать. Так что выходить к аудитории на свежем воздухе уже приходилось, но в таком масштабе – впервые. Фестиваль «42» – это настоящий прорыв, и важно, что он состоялся в университетском кампусе.

Для чего все это нужно? Дети перестали интересоваться естественными науками, число выпускников, которые сдают ЕГЭ по физике, каждый год уменьшается, и это значит, что завтра некому будет строить космические корабли и тому подобные штуки. И здесь нужны не разовые действия, а системная работа с детьми, даже с самыми маленькими. Парк науки – это большой проект университета, который, если все сложится так, как мы задумали, стартует всерьез и надолго.

И научный фестиваль – это этап, точка на пути реализации этого проекта?

Важный этап. Два года назад мы открыли семинар на базе Научно-исследовательского физико-технического института ННГУ, в работе которого принимали и принимают участие физики, филологи, историки, математики, химики. Вот биологов пока нет… Семинар – это еженедельное действие, в рамках которого мы разрабатывали концепцию Парка. Так идея стала воплощаться, ибо, как говорит нам великий Бруно Латур, только практики могут становиться эффективными институтами. Официальный приказ о том, что Парк науки существует как структурное подразделение университета, появился в июне этого года, но интенсивно мы работаем уже год и позволяем себе многое в виде инициативных проектов. В течение прошлого года Парк провел несколько научных слэмов, в рамках которых выявились молодые ученые, способные стать кадровым резервом Парка.

Какая задача будет на них возложена?

Обычно лекторы боятся детей. Мало кто готов работать с такой аудиторией. Евгений Чупрунов, ректор нашего университета, бывший декан физического факультета, – один из немногих, кому интересно разговаривать со школьниками и вообще с детьми. Именно поэтому Евгений Владимирович изначально поддерживал всю нашу деятельность. Под проект Парка науки выделен четырехэтажный дом на улице Ульянова. Теперь необходимо сформировать это пространство так, чтобы ребенок, один раз туда попав, «пропал бы» в хорошем смысле слова. Наша задача – сделать так, чтобы дети захотели стать физиками. Проблема многих научных музеев в том, что они не работают на этот важный для нас результат. Когда ребенок попадает в подобное пространство как бы науки, где он может смотреть, трогать, дергать за ниточки, возникает ситуация, аналогичная той, когда мы попадаем в супермаркет: там много непонятных предметов, но мы не хотим стать ни продавцом, ни производителем этих предметов. Мы просто потребляем. А в науке есть нечто, связанное с тайной, некой сакральностью, и мы должны разработать такие технологии управления вниманием, чтобы дети почувствовали эту тайну и захотели ее разгадать.

Важно найти язык, на котором можно просто и доступно говорить детям и не только детям о сложно науке. Говорить о ней интересно.

Кто должен создавать этот язык? Филологи участвуют в этой работе?

Для того чтобы было что-нибудь целое, необходимо целостное же сознание. Университет – это такое место, где есть все. И можно долго спорить о том, какой факультет является главным, объединяющим всех, а я скажу, что филологический, потому что язык – это то, что объединяет всех. Национальный исследовательский университет – это место, где готовят национальные кадры для национальной экономики. Если хотите, именно университеты делают государство государством, потому что здесь есть язык и приложение этого языка к наукам, ко всем сферам человеческой деятельности. Именно это и скрепляет страну. Поэтому, конечно, язык в центре мира.

Вопрос взаимодействия, взаимопроникновения гуманитарных и естественных дисциплин – это именно восстановление целого. Что касается филологов и историков, то уже лет 15 я читаю на историческом факультете постоянно, а на филологическом – эпизодически курс «Концепции современного естествознания». Этот курс придумали в конце 1990-х и ввели в учебные программы, но кому его читать, было непонятно. Потому что гуманитарии не знают, как его читать, а физики и математики не умеют – они же формулы пишут, а филологи от формул сразу плачут. Получается, что нужно было придумать какой-то другой язык. Вот я и затеял тогда это дело, и, на мой взгляд, получилось очень интересно – возник язык, который позволяет говорить по-человечески с детьми, которым неприятны формулы. Это язык метафор. Он понятен буквально всем.

А кто же говорит физикам о лирике?

Вопрос гуманитарного образования физиков – важнейший. Его необходимость понимают все мыслящие люди, однако найти время для нескольких часов в учебном плане – зачастую сложнейшая задача. На данный момент возможным является такой формат: магистрам и аспирантам, которые осуществляют свою подготовку в рамках научных школ наших ведущих ученых, предлагается прослушать дополнительные курсы в подаче преподавателей филологического факультета нашего университета. Это курс русского языка, курс лингвопоэтики и мировой художественной культуры.

Получается, что подобный Парк – это место встречи ребенка и науки в лице ее представителей?

Да, на первый план мы ставим людей. Заразиться желанием заниматься сложным делом под названием «наука» можно только от ученого, поэтому нам нужны носители этого вируса. Поскольку сейчас мы ориентированы на естественно-научный блок, у нас формируется коллектив из специалистов, представляющих физику, химию, биологию, астрономию и математику. В целом же наш Парк – это особенные люди, новые языки общения с детьми, научные приборы и различные полезные вещи, которые науку представляют.

Главное в информационном пространстве нашего Парка – система. В Интернете есть все обо всем, но системы там нет. Университет – единственное место, которое может предложить систему мира. И вот эту систему мира мы в нашем доме детально прорисовываем и в ней обозначаем место, которое занимает человек. Есть объекты размерности 1015– это Солнечная система, а есть 10–15 – это атом, а вот объекты 100 – это мы. И в каждой клеточке этой системы – науки, ученые, открытия, приборы… Экскурсовод каждый раз будет решать, на какой клеточке сегодня остановятся посетители, о чем пойдет разговор. Но в этот дом детишки попадут один раз на два часа, поэтому очень важна для нас вторая очередь Парка – в университетском городке, в строящемся корпусе, где будут оборудованы учебные лаборатории, в которых с детьми будут заниматься профессора и аспиранты университета.

Сегодня миф о том, что ученые – это голодные, несчастные и вообще никчемные люди, все еще бытует в обществе. Но сегодня это ошибочное представление. Отсутствие квалифицированных кадров в промышленности – это факт, на который нельзя закрывать глаза. Лаборатории университета и наша лаборатория физики металлов завалены работой, и мы даже отказываемся от проектов, которые нам предлагают, потому что просто не успеваем. Сегодня быть ученым – это значит быть востребованным, успешным, иметь возможность развиваться. И университет – уникальное пространство, обладающее всей совокупностью необходимых ресурсов для формирования современного ученого.

Удивительно слышать про падение интереса к естественным наукам. Сегодня можно всерьез говорить о том, что в нашем мире каждый день происходит научная революция. Неужели это не вдохновляет, неужели СМИ это не доносят?

Если мы возьмем большинство средств массовой информации, мы не найдем там ничего про науку. Внятного повествования об успехах, о достижениях, о смысле происходящего нет, как практически нет и внятных популяризаторов науки. Наука не является сегодня темой, о которой СМИ хочет и умеет говорить. Вот и получается, что, во-первых, нет системы популяризации и, во-вторых, нет языка, на котором можно было бы рассказывать о науке так, чтобы это было понятно и интересно. И выходит, что информационное пространство пусто.

Вы можете сейчас сказать, что фестиваль состоялся? Именно так, как вам хотелось?

Поскольку некоторый опыт проведения подобного рода мероприятий у нас был, то сомнений, что у нас все получится с точки зрения организации, не было. Другое дело – сколько пришло людей и как они реагировали. Здесь нужно считать и слушать обратную связь. Но сейчас принципиально не то, пришло ли тысяча человек или только сто, а тот исторический момент, что университет на своей площадке заявил: мы есть, мы открыты городу и миру, мы готовы говорить о науке, и у нас это неплохо получается. Особенно когда дети и взрослые с разбегу в бассейн с неньютоновской жидкостью! Думаю, это в каком-то смысле важный поворот для такой большой и сложной структуры, как университет. Однако если бы мы не были готовы, я бы не взялся. Мы год тренировались на меньших мероприятиях, у нас блестящая команда, и мы все смогли.

На фестивале были представлены далеко не все подразделения университета. Так и было задумано?

В силу ограниченности пространства студенческого городка мы приглашали не всех, но все, кого мы позвали, пришли. Кроме того, университет не очень приспособлен к такого рода действам, существует другая традиция в кабинетах, аудиториях, лабораториях… здесь люди заняты другим. Поэтому сразу открыть такую площадку в самом университете без соответствующих навыков и подготовки нельзя – будет только хуже. Нужно создать положительный пример, тогда эту практику можно будет перенимать. И сегодня произошло чудо, взрыв, который, мы надеемся, положит начало изменению всей среды.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Андрей Скворцов.

Публикации по теме
30 тематических площадок и три лектория будут работать на научно-популярном фестивале «42» в Нижнем Новгороде 18 июня
11.06.2016, 09:49  30 тематических площадок и три лектория откроются на научно-популярном фестивале «42» в Нижнем Новгороде 18 июня
Фестиваль, рассчитанный на посетителей всех возрастов, будет работать с 12:00 до 20:00.
Научный фестиваль «42» состоится в Нижнем Новгороде 27 февраля
13.02.2016, 10:06  Научный фестиваль «42» состоится в Нижнем Новгороде 27 февраля
Программа фестиваля включает лекции, мастер-классы, а также гонки радиоуправляемых моделей.
Владимир Чувильдеев, научный руководитель «Парка науки ННГУ», рассказывает, как сделать науку модной
19.08.2015, 15:00  Владимир Чувильдеев, научный руководитель «Парка науки ННГУ», рассказывает, как сделать науку модной
Стартовал прием заявок на участие в конкурсе «Научный слэм» парка науки ННГУ имени Лобачевского
12.08.2015, 14:23  Стартовал прием заявок на участие в конкурсе «Научный слэм» парка науки ННГУ имени Лобачевского
Победители конкурса смогут познакомить нижегородцев со своими исследованиями и научными достижениями.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Владимир Николаевич Чувильдеев

Родился 4 сентября 1958 года в городе Дзержинске.

В 1980 году окончил физический факультет Горьковского государственного университета по специальности «Физика».

Доктор физико-математических наук (1998), профессор (1999), профессор кафедры физического материаловедения физического факультета ННГУ имени Н. И. Лобачевского  (1999), заведующий лабораторией «Физики металлов» Научно-исследовательского  физико-технического института ННГУ имени Н. И. Лобачевского (1994), заместитель директора НИФТИ ННГУ по научно-исследовательской работе (с 2008 года), заместитель декана физического факультета по научной работе  ННГУ (с 2008 года), руководитель исследовательской школы «Нанотехнологии и наноматериалы» ННГУ (с 2012 года), член научно-методического совета  Института аспирантуры и докторантуры  ННГУ (с 2013 года), руководитель ведущей научной школы РФ (с 2014 года), член экспертного совета ВАК по направлению «Металлургия и металловедение» (с 2014 года), заведующий кафедрой физического материаловедения ННГУ (с 2015 года).

Научный руководитель проекта «Парк науки ННГУ». Один из учредителей Фонда содействия развитию парка науки ННГУ «Лобачевский Lab» ,направленного на популяризацию научных знаний среди молодежи. 

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph