c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

Забрать нельзя делиться

Изменение норматива отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и перераспределение полномочий в градостроительной сфере между регионом и его муниципальными образованиями – только эти два решения, принятые правительством Нижегородской области, повлекли для Нижнего Новгорода потери до 3,6 миллиарда рублей. Как следствие – недостаток финансирования по всем направлениям расходов, предусмотренных в городском бюджете
Забрать нельзя делиться

Стоимость пяти пунктов

Основным источником налоговых поступлений в городской бюджет всегда был НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Точнее – меньшая его часть, которую область позволяет оставить городу. Эта часть нестабильна и имеет тенденцию к снижению — за последние годы норматив несколько раз менялся в меньшую сторону. Если в 2010–2011 годах он составлял 30% от общей суммы НДФЛ, собранной на территории города, то в 2012–2014 годах — 23%, а с 1 января 2015 года в пользу города уходит только 18%. То есть менее пятой части средств, заработанных Нижним Новгородом на своих же горожанах, остается муниципалитету. Остальное забирают регион и федерация.

По оценке председателя постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марка Фельдмана, только в этом году «стоимость» потерянных пяти пунктов варьируется в пределах 1,5—1,6 миллиарда рублей в год. К слову, эта сумма сопоставима с прогнозными оценками по реализации муниципальной программы «Благоустройство города Нижнего Новгорода» на 2015–2017 годы. При этом на фоне имеющей место рецессии сам объем НДФЛ имеет тенденцию к уменьшению, и сокращение его поступлений на 5% еще хуже сказывается на городском бюджете.

С барского плеча

Кроме того, с 2015 года в ведение правительства Нижегородской области переданы и полномочия по земельным и градостроительным отношениям. По словам Марка Фельдмана, Нижний Новгород должен и мог бы получить минимум два миллиарда рублей за счет реализации земельных участков на своей территории, однако не получил ни копейки. «Мы даже не в состоянии контролировать этот процесс, нас от него просто убрали», — сетует депутат. Для сравнения: примерно на эту сумму Нижний Новгород приобретал в лизинг 144 автобуса большой вместимости, работающих на метане.

Долю ответственности за потерю городом контроля над земельными отношениями Марк Фельдман видит и за депутатами Законодательного собрания Нижегородской области, принимавшими соответствующий законопроект. «Они, как правило, голосуют единогласно за любые предложения регионального правительства независимо от партийной принадлежности. Давайте тогда обсуждать роль не только городской Думы и городской администрации, но и роль областного правительства и регионального парламента в части того, какие отношения сложились у города и области. Почему нас не только не слышат и не слушают, но даже не спрашивают?» — возмущается депутат.

Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин отмечает, что с передачей полномочий в градостроительной политике существенно осложнилась работа застройщиков, и констатирует «просадку» ситуации с вводом жилья в 2015 году. Если в 2014 году в областном центре построено более 800 тысяч квадратных метров жилья, то в текущем планируется ввести 735 тысяч квадратных метров. «Для этого есть объективные и субъективные причины. Объективные — это кризисные явления в экономике, субъективные — передача полномочий в сфере градостроительной политики на региональный уровень, что существенно осложнило на сегодняшний день работу застройщиков в Нижнем Новгороде. Надеюсь, что эта неразбериха когда-нибудь закончится, потому что ввод жилья — один из основных показателей развития города, который с 2010 года у нас никогда не снижался, мы всегда над этим очень хорошо работали. Сегодня городские власти находятся в статусе наблюдателей за этой ситуацией, и данный факт мы лишь констатируем», — говорит Олег Сорокин.

Марк Фельдман обратил внимание, что в Нижнем Новгороде живет 38% населения региона, при этом за счет средств, поступающих от города, формируется более 60% доходной части областного бюджета. Обратно город получает существенно меньше заработанного и отданного. Более того, отмечает депутат, некоторые проекты, например строительство метро, реализуются при условии софинансирования из бюджетов различных уровней, но в таком случае затраты города исчисляются не только непосредственно его долей (обычно кажущейся меньшей), но и теми средствами, которые отчисляются им в вышестоящие бюджеты. То есть фактически область не вкладывается в такие проекты, а лишь позволяет городу воспользоваться большей суммой им же заработанных средств.

Между тем в министерстве финансов Нижегородской области утверждают, что с 2012 года дополнительные расходные обязательства областного бюджета на нужды Нижнего Новгорода превысили доходы, перераспределенные с его территории, на три миллиарда 84 миллиона рублей. В соответствии с федеральным законодательством областной бюджет взял на себя расходные обязательства по финансированию учреждений здравоохранения, полномочия по учреждениям дошкольного образования, затраты по реализации «майских» указов Президента РФ. Именно поэтому в пользу областного бюджета в 2012 году были перераспределены 20% от налога на имущество организаций и 7% от НДФЛ, в 2014 году — еще 5% от НДФЛ.

Вместе с тем за последние годы на городской уровень приняты расходы на обеспечение деятельности МП «Нижегородпассажиравтотранс», ряда учреждений культуры и спортивных школ, субсидии на возмещение части расходов на летний отдых детей и выплата пенсий за выслугу лет для выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.

В департаменте финансов администрации Нижнего Новгорода констатируют: недостаточность объемов финансирования в настоящий момент отмечается по всем направлениям расходов, предусмотренных в бюджете города. «На сегодняшний день, если отбросить мегапроекты — чемпионат мира по футболу 2018 года и 800-летие Нижнего Новгорода, — бюджет города социально ориентирован, это правда, но нам не хватает. Не хватает много даже с учетом наших возможностей, и это создает серьезные проблемы», — добавляет Марк Фельдман.

Помимо уже озвученных прогнозов есть и более реальные цифры: в 2015 году, по данным департамента финансов администрации Нижнего Новгорода, городской бюджет недополучит как минимум 500 миллионов рублей налоговых и неналоговых поступлений. За первое полугодие текущего года городской бюджет по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 41,8 и 27,6% соответственно. В городе остаются задолженности по земельным платежам, арендным платежам нежилого фонда и НДФЛ. По уточненному плану на 2015 год, доходы бюджета составят около 27,8 миллиарда рублей, расходы — около 29,8 миллиарда рублей.

Бюджет латания

«На социальный блок администрация города практически ежегодно выделяет от 62 до 65% от общего бюджета, — говорит председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по социальной политике Василий Пушкин. — Весь вопрос — какой бюджет. В 2015 году бюджет очень скромный, впрочем, как и во всей России. Между тем распределение средств или уже их перераспределение можно было бы сделать в сторону увеличения финансирования капремонта школ, школьного питания». По словам депутата, наиболее острую нехватку финансирования испытывают образовательные учреждения в плане капитального ремонта. «Сложилась кредиторская задолженность за 2014 год. Гасят ее деньгами 2015 года. А поскольку бюджет 2015 года довольно скудный, то говорить приходится только о латании дыр», — отмечает Василий Пушкин.

По словам Марка Фельдмана, в 2014–2015 годах в Нижнем Новгороде введена достаточно жесткая финансовая политика. Только на процентной ставке по привлекаемым кредитам в 2014 году городу удалось сэкономить 138 миллионов рублей. В то же время, по его оценке, с каждым годом растут расходы города, обусловленные исполнением защищенных статей, подорожанием энергоносителей и так далее. На 1 января 2015 года долговые обязательства муниципалитета по 2014 году составили более 1,5 миллиарда рублей, на 1 июля город сумел вернуть порядка одного миллиарда рублей задолженности и, таким образом, до конца текущего года может рассчитаться с обязательствами за год предыдущий, формируя и новые задолженности — за год 2015-й.

Игра по правилам

Одним из основных направлений работы городской Думы V созыва как раз и был поиск новых источников дохода в бюджет. Это и учет неоформленных земельных отношений, и приведение в порядок рекламного рынка, а именно аренды и продажи права аренды городских рекламных мест. По инициативе Марка Фельдмана городская Дума Нижнего Новгорода подготовила обращение в правительство Нижегородской области о перечислении части комиссионных средств, получаемых от деятельности структур «единого окна», в казну областного центра. Как поясняет депутат, Нижний Новгород вложил немалые средства в оборудование таких центров и продолжает содержать их, неся расходы в несколько десятков миллионов рублей на заработную плату сотрудников, хозяйственные нужды и так далее. По оценке Марка Фельдмана, только за 2014 год сумма комиссионных средств, полученных такими центрами, превысила 700 миллионов рублей, которые по федеральному законодательству разделяются пополам между Федерацией и областью. Суть обращения состояла в том, чтобы регион делился своей долей с Нижним Новгородом и перечислял областному центру половину комиссионных, собранных непосредственно с жителей города. Впрочем, депутат не исключает, что региональное правительство данное предложение не поддержит.

По данным департамента финансов, городской бюджет недополучит в 2015 году как минимум 500 миллионов рублей

Понятно, что непрофильные активы, земля не бесконечны, а город не в состоянии постоянно вести гонку в формате генерации и передачи своих доходов. Марк Фельдман уверен: необходимо договариваться с областным правительством, причем вести диалог аргументированный, с объяснениями, что интересы Нижнего Новгорода в части финансовых отношений в высокой степени ущемлены. «Диалог доказательный, не по принципу „помогите, я такой бедный“, а по принципу аргументов и доказательств. А они есть! У нас есть проекты, связанные с садиками. На сегодняшний день у нас есть замечательная программа волнового переселения из ветхого и аварийного фонда, которая, по сути дела, встала, а у нас десятки тысяч семей даже в центре города живут в непригодных условиях. Если у нас будет сказочный стадион, но будут разбитые дороги и неухоженные дворы, то для кого мы тогда все это делаем?» — спрашивает депутат.

К слову, именно реализацию программ по детским садам и волновому переселению председатель профильной комиссии гордумы называет в первую очередь, говоря о расходах, которые следует заложить в бюджет Нижнего Новгорода на будущий год. Со своей стороны его коллега по гордуме Василий Пушкин считает, что пора решать вопрос с финансированием реконструкции и ремонта стадиона «Водник» и ряда вялотекущих программ: «Молодежь Нижнего Новгорода», «Доступная среда», «Нижний без наркотиков». Администрация Нижнего Новгорода приступила к подготовке проекта городского бюджета на будущий год в мае 2015 года, и, по предварительным оценкам, его основные характеристики прогнозируются на уровне текущего года.

Впрочем, в истории с межбюджетными отношениями существует еще один, системный путь разрешения финансовой коллизии: четко прописать в законодательстве «правила игры» как минимум на один срок полномочий Думы, чтобы вновь избранные депутаты и руководство города знали, на какие средства они могут рассчитывать в ближайшие пять лет.

Текст: Наталья Егошина

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Депутаты Думы Нижнего Новгорода намерены вернуть муниципалитету градостроительные полномочия
09.02.2016, 18:57  Депутаты Думы Нижнего Новгорода намерены вернуть муниципалитету градостроительные полномочия
Думская комиссия по развитию города, строительству и архитектуре поддержала соответствующее обращение в адрес правительства и Заксобрания региона.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Юрий Лебедев
Юрий Лебедев
Мэр Нижнего Новгорода в 1998—2002 годах
Ситуация с изъятием средств касается не только города, но и всего местного самоуправления, и это проблема не только Нижнего Новгорода и Нижегородской области. 15 лет назад произошла централизация власти. Может быть, на первом этапе она была оправдана, поскольку нужно было «собрать» страну, решать проблемы. На местах делают так же, как и руководство страны: когда федеральный центр забрал полномочия у регионов, регионы забрали полномочия, и в первую очередь деньги, у местного самоуправления. Я уверен, что в ближайшей среднесрочной перспективе ситуацию все равно надо менять, потому что страна уже тормозит в своем развитии.
Марк Фельдман
Марк Фельдман
Председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике
Наша задача — нормировать систему взаимоотношений с региональным правительством. Нам надо, чтобы нас слышали. И мы ничего не просим: мы доказываем и объясняем, для чего. Мы должны вести с областным правительством четкий, мотивированный, аргументированный диалог, в котором должны доказывать, что интересы города в части финансовых отношений в высокой степени ущемлены.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph