Архив рубрики

Дела издательскиеННГУ имени Н. И. Лобачевского готовит специалистов по выпуску и распространению печатной продукции

Дела издательские

Работая над этим номером, собирая информацию о книжных ярмарках и свободном книгообмене,  общаясь с издателями, с теми, кто знает, как рукопись превращается в типографское издание, мы задались вопросом: где в нашем городе можно получить профессию, связанную с созданием книги. Учат ли этому в Нижнем Новгороде, готовят ли здесь специалистов, которые в буквальном смысле сопровождают книгу на протяжении ее жизни?

Книга как безусловная культурная ценность прошла в своем развитии долгий путь, создав вокруг себя целую разветвленную индустрию, поддерживающую ее жизнедеятельность. Все этапы — от возникновения идеи нового издания до ее реализации и попадания печатного продукта в руки конечного потребителя — обеспечиваются сегодня разными специалистами.

Оказалось, что редкую и специфическую профессиональную подготовку, связанную с книжной индустрией, можно получить в стенах филологического факультета ННГУ имени Н. И. Лобачевского, где на кафедре журналистики с 2008 года проводится набор студентов на направление «издательское дело».

Авторитетная поддержка

По словам Людмилы Макаровой, заместителя декана по отделению журналистики филологического факультета ННГУ, инициатива открытия новой специальности сразу получила поддержку со стороны коллег по кафедре и руководства факультета. «Помощь в реализации своего замысла мы получили в Московском государственном университете печати имени Ивана Федерова. Это центральный профильный вуз страны, ведущий свою историю с 1930 года, с момента образования Московского полиграфического института, ставшего первым учебным заведением, которое готовило квалифицированные кадры для полиграфических предприятий и издательств. Именно на базе МГУП существует учебно-методическое объединение по образованию в области полиграфии и книжного дела, которое в то время давало рекомендацию вузами, которые хотели открыть специальность “издательское дело и редактирование”», — рассказывает Людмила Сергеевна. Всего подготовка специалистов в области книжного дела осуществляется примерно в 40 вузах, что говорит о дефиците кадров.

Обзорные лекции и занятия по теории были и остаются традиционной  неотъемлемой частью образовательного процесса

Открытие новой вузовской специальности — дело непростое. Больше года шла работа по подготовке большого пакета документов, созданию учебных планов и программ, в которой был задействован профессорско-преподавательский состав кафедры журналистики, а также других подразделений университета. Был проведен анализ регионального издательского рынка, взвешены все «за» и «против». «Имея представление о журналистской сфере города, об издательском бизнесе, могу сказать, что людей, имеющих базовое издательское образование, очень мало. Поэтому закономерно, что, планируя открытие специальности, мы ориентировались именно на Университет печати, рассчитывали на его методическую поддержку. И он ее оказывает: помогает в создании рабочих учебных программ, учебных планов, предоставляет методическую литературу, в том числе по специфическим аспектам подготовки студентов направления “издательское дело”», — уточняет Людмила Макарова.

Своя специфика

Безусловно, в издательской сфере может работать человек с классическим филологическим или журналистским образованием. Собственно так и происходит — это самая распространенная ситуация для Нижнего Новгорода. Однако есть специфические дисциплины, которые классическая филология просто не обеспечивает. Взять хотя бы ту же технологическую сторону процесса производства печатной и книжной продукции. Кроме того, филолог не владеет принципами маркетинга, менеджмента в сфере книжного дела. Соответственно, чтобы строить карьеру в этом бизнесе, ему придется получать втрое высшее образование или начинать с азов и проходить очень долгий путь. Однако именно глубокая гуманитарная, филологическая подготовка является наилучшей базой для специалиста, который связывает свою профессиональную деятельность с книгой как духовным и одновременно материальным явлением.

С момента открытия специальности первые несколько лет факультету выделились бюджетные места: 13 на дневном отделении, и по пять на вечернем и заочном. Тогда, в 2008‑м, группа по специальности «издательское дело и редактирование» была полностью набрана, обучение длилось пять лет, и первый выпуск специалистов прошел в 2013 году. В 2011 году была введена двухуровневая система образования, открылся бакалавриат. Как и повсеместно, на смену специальностям пришли направления подготовки и — увы! — бюджетные места на издательское дело перестали выделяться. Конечно, это сказалось на приеме, однако, по словам куратора направления, ежегодно около 10 абитуриентов стабильно поступают, а в целом за эти годы факультет подготовил около 70 дипломированных специалистов для книгоиздательской сферы.

В теории

Подготовка студентов по направлению «издательское дело» осуществляется силами профессорско-преподавательского состава кафедры журналистики. Специалисты-практики приглашаются для почасовой работы. Например, в учебном плане есть предмет «Управление издательскими проектами», который на четвертом курсе читают руководители региональных издательств. Менеджмент и маркетинг преподает специалист Института экономики и предпринимательства ННГУ, а с основами авторского права ребят знакомит преподаватель из РАНХиГС.

Современный образовательный стандарт основан на модульном принципе. Например, есть профессионально-издательский модуль, который включает изучение печатных и электронных средств массовой информации, логики, менеджмента и маркетинга в издательском деле, правовых основ издательского дела, логистики, основ теории и практики распространения печатной продукции и многого другого. Куратор направления Людмила Макарова подчеркивает, что для будущих издателей очень важно развивать эстетический вкус, творчески подходить к иллюстрации, дизайну. Для этого специально в учебный план введены такие предметы, как истории искусств, история книжной иллюстрации, детская литература. «Наши студенты имеют достаточно условное представление о профессиональном дизайне, графике, компьютерной верстке — никто не требует от выпускника филфака умений выпускника ВМК. Но иметь художественный вкус, уметь эстетически оценить иллюстрацию, дизайн книги — это мы считаем очень важным», — добавляет она.

На практике

Студенты проходят практику — учебную после 2‑го курса и производственную после 3‑го. Учебная практика не предполагает участие в создании какого-либо издательского продукта. Задача студентов — наблюдать, делать выводы, помогать. Это работа в большей степени ознакомительного характера. Так, ребята посещают издательства, с которыми у факультета заключены соглашения: «Кварц», «Биржа», «Нижегородский рабочий», «Аргументы и факты — Нижний Новгород» и ряд других. С ознакомительными экскурсиями студенты бывают в университетской типографии полного цикла, где установлено высококлассное оборудование. По словам директора типографии Евгения Чупрунова, все желающие могут проходить здесь и практику, правда, такие случаи пока редки, поскольку в типографии осуществляется именно техническая работа по производству печатной продукции.

В университетской типографии студенты направления «издательское дело» знакомятся с основами  технологии производства печатной продукции

Во время производственной практики студенты уже должны принимать участие в процессе. Они осуществляют корректуру, редактирование, сбор информации, верстку — подключаются на всех этапах, где могут быть полезны. Кроме того, практически все будущие издатели проходят практику в факультетской газете «ЖурФакт».

Дипломные работы посвящаются наиболее актуальным вопросам развития книгоиздания. Среди рассматриваемых выпускниками тем — отличие планшетов и электронных книг с точки зрения дизайна и использования, организация и проведения книжных ярмарок, особенности верстки и многое другое.

К сожалению, на кафедре сегодня нет технической возможности издавать в бумажном виде работы студентов. Всевозможная студенческая продукция — книги, брошюры, рекламные буклеты, календари — хранится на кафедре и у научных руководителей в виде макетов. Поэтому в планах факультета — развитие технической базы, усиление сотрудничества со специалистами в сфере информационных технологий.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены кафедрой журналистики филологического факультета ННГУ имени Н. И. Лобачевского.

Публикации по теме
Нижегородские издательства «Кварц» и «Деком» участвуют в Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction
01.12.2016, 18:35  Культура  Нижегородские издательства «Кварц» и «Деком» участвуют в Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction
Участниками международного мероприятия стали около 300 издательств и предприятий из 18 стран мира.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Людмила Макарова
Людмила Макарова
Доцент кафедры журналистики, заместитель декана по отделению журналистики филологического факультета ННГУ имени Н.И. Лобачевского
Сейчас издательский рынок переживает кризисные явления, однако я уверена, что этот период пройдет, и все вернется на круги своя. В нашей стране отношение к книге традиционно уважительное, и специалисты в этой сфере всегда будут востребованы.
Ольга Савинова
Ольга Савинова
Заведующая кафедрой журналистики филологического факультета ННГУ имени Н.И. Лобачевского
Мы осуществляем штучную подготовку специалистов и стараемся делать это максимально качественно. Поскольку к нам приезжают учиться и из других регионов, мы видим в своей работе социальную миссию. «Издательское дело» для нашей кафедры – это важное направление, которое нужно поддерживать.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph