c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы» - Дубёнки
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ТЦ Республика - двойная выгода
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

Исчерпаемые ресурсы

Законодательное собрание Нижегородской области 26 ноября приняло в первом чтении проект областного бюджета на 2016 год, а вместе с ним в двух чтениях — несколько законопроектов, напрямую связанных с его доходами и расходами. Правительство называет проект «социально ориентированным», в то время как оппоненты указывают: экономить области предлагают в том числе за счет отмены индексаций ряда социальных выплат и появления «критерия» нуждаемости при получении мер социальной поддержки.
Исчерпаемые ресурсы

Закон как техзадание

По проекту бюджета Нижегородской области на 2016 год его доходы сформированы в объеме 114,9 миллиарда рублей, а расходы должны составить 124,6 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит составит 9,7 миллиарда рублей, или 8,44% от общего объема доходов. Вновь увеличен предельный размер государственного долга региона. Планируется, что на конец 2016 года он составит уже 83,8 миллиарда рублей, из которых 70,1 миллиарда — рыночные обязательства. Напомним, что по состоянию на 1 ноября 2015 года госдолг региона составил 63,53 миллиарда рублей, а первоначальный бюджет на 2015 год предусматривал предельный объем госдолга к 1 января 2016 года в размере 80,5 миллиарда рублей. «На обслуживание долга тратятся миллиарды рублей, а эти средства необходимы для решения социальных задач, – печалится заместитель председателя нижегородского Заксобрания Владислав Егоров. – Нужно было давно разработать пошаговую стратегию ухода от зависимости от коммерческих кредитов».

Конечно, первоначальный бюджет Нижегородской области на 2015 год был принят с еще большим дефицитом – 14,7 миллиарда рублей, или 12,9% от общего объема доходов, но его снижение обусловлено не столько внутрирегиональной работой, сколько соглашением с Министерством финансов РФ, согласно которому дефицит областного бюджета в принципе не может превышать 10% от собственных доходов.

Кстати, о финансах. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в нижегородский планируются в 2016 году в размере 14 миллиардов рублей, но в течение следующего года, как это обычно бывает, их объем должен измениться в большую сторону. А вот собственные налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в сумме 101 миллиард рублей, причем 95,8% всех налоговых доходов составят налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, акцизы, а также налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Их рост планируется, но небольшой – от 1,1 до 6,8% к ожидаемым поступлениям в текущем году.

«Все чуть-чуть побольше. Мы прогнозируем и подоходный чуть побольше, и налог на прибыль чуть побольше, но при этом надо опять-таки понимать: мы это прогнозируем в рамках сегодняшней модели, — поясняет председатель комитета Заксобрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Михаил Гапонов. — Мы прогнозируем нормальную ситуацию на будущий год, но я бы не обольщался, потому что тот прогноз и те доходы, которые у нас заложены в бюджет, это еще и техзадание нам всем поработать. Мы должны еще это себе обеспечить».

Вместе с тем в будущем году ожидается снижение поступления неналоговых доходов на 28% к уровню 2015 года — до 2,6 миллиарда рублей, что в областном правительстве объясняют главным образом уменьшением доходов от так называемых «исчерпаемых ресурсов» — поступлений от продажи имущества и предоставления права аренды земельных участков. Оттого и снижение, что ресурсы в предыдущие годы уже весьма исчерпались.

Негармоничные расходы

Основная дискуссия по поводу расходной части бюджета, как ожидается, развернется на стадии второго чтения проекта областного бюджета. 119 миллиардов рублей в общем объеме расходов распределены по 24 государственным программам Нижегородской области. В правительстве региона внесенный проект бюджета называют «социально направленным» (иным он, впрочем, и быть не может): затраты на отрасли социальной сферы составят, как ожидается, 85,8 миллиарда рублей, или 69% от общего объема расходов. Для сравнения: в первоначальном бюджете на 2014 год на эти цели было заложено 82 миллиарда рублей (по итогам года расходы на соцсферу исполнены в сумме 81,3 миллиарда рублей), на 2015 год — 87 миллиардов, но с учетом проведенной в течение года оптимизации расходы на соцсферу составляют 85,4 миллиарда рублей.

Итак, на чем же планирует экономить областное правительство? По сравнению с первоначальным бюджетом Нижегородской области на 2015 год сократится финансирование здравоохранения: по проекту на 2016 год оно составит 20,76 миллиарда рублей против 23 миллиардов в 2015 году. Уменьшится финансирование госпрограммы «Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области»: первоначальный бюджет на 2015 год предусматривал выделение на нее 31,7 миллиона рублей, проект бюджета на 2016 год — 13,4 миллиона. В четыре раза (с двух миллиардов до 437 миллионов рублей) уменьшается резервный фонд правительства Нижегородской области.

В то же время ненамного, но увеличатся расходы на культуру: в 2016 году они запланированы в сумме 1,185 миллиарда рублей против 1,065 миллиарда в первоначальном бюджете 2015 года. В частности, планируется провести капитальный ремонт оперного театра в Нижнем Новгороде (а значит, строительство нового здания вновь откладывается), а в Дивееве на условиях софинансирования с федеральным бюджетом построить Центр славянской культуры. Кроме того, увеличатся расходы на сельское хозяйство и содержание ледовых дворцов и ФОКов (трех недостроенных ФОКов в Нижнем Новгороде это не касается).

Экономия на льготниках и чиновниках

Основной особенностью формирования расходов областного бюджета на 2016 год в правительстве региона называют режим жесткой экономии. Так, по словам вице-губернатора Владимира Иванова, расходы планируется сократить по линии государственного управления. Экономить предлагается, к примеру, на новом программном обеспечении, на командировках, путем установления лимитов на бензин для служебных автомобилей.

На выплаты высшему должностному лицу, то есть губернатору, «в целях обеспечения выполнения функций» Нижегородская область готова выделить в 2016 году 5,25 миллиона рублей против 5,43 миллиона рублей в первоначальном бюджете на 2015 год. Но если разбить «сэкономленную» сумму на 12 месяцев, то получится, что ежемесячные расходы бюджета на Валерия Шанцева сокращены лишь на 15 тысяч рублей в месяц, тогда как общие затраты на губернатора выльются в 437,5 тысячи рублей ежемесячно.

От муниципалитетов экономию на чиновниках тоже ждут. «Задания давать нельзя по закону, но рекомендовать такое мы им будем», — сказал Владимир Иванов. Если муниципалы не последуют совету регионалов, то накажут за это… города и районы области. «Если эти рекомендации не будут приниматься, мы не будем тогда лояльно подходить, когда к нам будут обращаться с какими-то программами развития. Если у вас есть деньги и на себя хороших, то ищите и на развитие», – заявил первый заместитель губернатора.

Проект бюджета вызвал жаркие дискуссии в Законодательном собрании

Самих жителей экономия тоже коснется. В будущем году приостанавливается индексация не только размеров окладов денежного содержания государственных и муниципальных служащих, но и ряда установленных регионом социальных выплат. Таким образом, индексация не будет производиться уже третий год подряд. В 2016 году проиндексируют только субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

«Для нас приоритетом является сохранение самих выплат, сохранение бюджетных обязательств перед работниками социальной сферы, и в этой ситуации нам приходится, на данный момент по крайней мере, жертвовать индексацией социальных выплат, которые были запланированы в размере инфляции. <…> Мы понимаем: чтобы решение такое не принимать, нам нужно понимать, откуда найти порядка 800 миллионов дополнительных денег, и мы пока такой источник не нашли», — сказала председатель комитета Заксобрания по социальным вопросам Ольга Щетинина. Она уточнила, что всего в регионе действуют около 90 различных выплат, получателями которых являются более миллиона жителей.

В то же время Нижегородская область в 2016 году льготы предоставлять готова – по налогу на прибыль спортивным спонсорам. Проект закона «в целях дальнейшего стимулирования спортсменов и спортивных команд к достижению высоких результатов» в Заксобрание внес губернатор, а общая сумма льгот по нему может составить 875 миллионов рублей. Но практика показывает, что установленная сумма не является пределом. Ровно такой же объем льгот для спонсоров был прописан и в бюджете 2015 года, да только в течение года он изменился и вырос до 935 миллионов рублей.

«875 миллионов (это же огромные деньги — под миллиард!) собираются отдать крупным компаниям, которые хорошо живут, получают большую прибыль и тратят эти деньги на рекламу, а заодно на спонсорскую помощь каким-то профессиональным спортивным клубам с импортными легионерами типа нашего футбольного клуба „Волга“, — возмутился заместитель председателя областного парламента Владислав Егоров. — Это же все из бюджета компенсируется им, этим компаниям! Давайте миллиард все-таки вернем области, вернем пенсионерам, вернем детям-сиротам».

Общие же потери от предоставления льгот по налогу на прибыль при формировании доходов областного бюджета на 2016 год была учтены в сумме 1,2 миллиарда рублей, по налогу на имущество — 1,9 миллиарда рублей. Несмотря на протесты ряда депутатов, Законодательное собрание с такими выпадающими доходами согласилось.

Что есть нуждаемость

Бурное обсуждение вызвали и планы внесения изменений в областные законы о мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан. Это те самые меры, которые закрепляли определение размера, порядка и условий предоставления выплат и компенсаций за областным правительством и исключали из законов фиксированный размер социальных выплат (для различных категорий граждан он утвержден в размере от 150 до 2000 рублей). На это поступили замечания как со стороны государственно-правового управления областного парламента, которое посчитало, что исключение размеров требует обоснования, так и со стороны депутатов, которые в случае принятия таких поправок не смогли бы повлиять на размер этих выплат.

Впоследствии законопроекты были отправлены на доработку, но областные власти не отказались от изменения подходов к самому понятию «социальная выплата» и введения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. В регионе принят закон, по которому ежемесячную денежную выплату в размере 508 рублей, а также компенсацию в размере 50% платы за жилое помещение и компенсацию на приобретение твердого топлива в размере 591 рубля, с 1 апреля 2016 года не смогут получать ветераны труда Нижегородской области, чей доход выше, чем среднедушевой по региону (он определен в размере 27 тысяч 948 рублей). Как уточнила Ольга Щетинина, под ограничение попадут не более 2% ветеранов труда Нижегородской области. Если же их доход снизится, они снова начнут получать эти выплаты, заверила она.

Председатель комитета по социальной политике Ольга Щетинина недовольна отменой индексации социальных льгот

Спорным оказалось еще одно положение в законе о ветеранах труда Нижегородской области. Теперь для присвоения этого звания устанавливается дополнительное условие — наличие стажа работы в Нижегородской области не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (действие этой нормы не затрагивает граждан, которые получили звание до 1 января 2016 года). Часть депутатов Заксобрания поправку поддержала, другие с ней не согласились. Так, Александр Косовских назвал новое условие «дискриминацией по цензу оседлости».

Владимир Иванов и Ольга Щетинина в защиту закона утверждали, что количество ветеранов труда Нижегородской области с каждым годом увеличивается, но доходы бюджета так быстро не растут, что грозит области невыполнением своих обязательств по этим выплатам. Для тех же, кто многие годы трудился на территории других регионов, остаются федеральные выплаты.

Текст: Наталия Егошина

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Объем налоговых льгот для спортивных спонсоров в Нижегородской области  в 2016 году планируется увеличить на 260 млн рублей — до 1,135 млрд рублей
18.08.2016, 11:39  Экономика  Объем налоговых льгот для спортивных спонсоров в Нижегородской области в 2016 году планируется увеличить на 260 млн рублей
Увеличение этой суммы в правительстве региона объясняют инфляционными процессами, которые влекут удорожание затрат спортивных команд.
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области с областными чиновниками отклонили все поправки коммунистов в региональный бюджет 2016 года
17.12.2015, 19:26  Экономика  Видеорепортаж  Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области с областными чиновниками отклонили все поправки коммунистов в региональный бюджет 2016 года
В итоге отстоять индексацию социальных льгот для нижегородцев не удалось.
Комитет по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области поддержал принятие регионального бюджета на 2016 год во втором чтении
10.12.2015, 18:22  Экономика  Видеорепортаж  Комитет по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области поддержал принятие регионального бюджета на 2016 год во втором чтении
Вопросы у депутатов вызвал размер льготы, которая предоставляется спонсорам спортивных команд.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Михаил Гапонов
Михаил Гапонов
Председатель комитета Законодательного собрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства, член фракции «Единая Россия»
Конечно, хотелось бы все проиндексировать. Но давайте не будем друг друга обманывать: мы все понимаем, что за последний год в целом мы все жить стали хуже. Мы действуем в рамках тех условий, которые вокруг нас. И то, что заложено, мы выполним в любом случае. Но я бы не ждал от бюджета 2016 года роста уровня жизни.
Галина Клочкова
Галина Клочкова
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области, фракция «Справедливая Россия»

Сегодняшние законы, устанавливающие социальные льготы, прозрачны. Однако то, что предлагает правительство, лишено конкретики. Здесь уже идет разговор об абстрактных цифрах. Скорее всего, речь идет об оптимизации расходов, чего не должно быть в социальной сфере. Самое сложное сейчас для нас — добиться того, чтобы все льготы были сохранены, чтобы каждый адресат не оказался в ситуации худшей, чем был до этого.

Владислав Егоров
Владислав Егоров
Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области, руководитель фракции КПРФ
Это ни в коем случае не бюджет развития, потому что на развитие там средств практически не заложено. Когда-то у нас была программа, она исчислялась миллиардами рублей на развитие. Большая часть этих средств, к сожалению, была направлена на мегапроекты вместо того, чтобы канализацию проводить, водоснабжение организовывать и так далее. Как бы ни называли наш бюджет «социально ориентированным», никакого отношения к ориентации на общество бюджет не имеет. Он ориентирован на отчетность перед Москвой, он ориентирован на интересы крупных строительных компаний-подрядчиков, осваивающих бюджетные средства, на что угодно — только не на граждан. То, что бюджет не решает главной, насущной проблемы для рядового гражданина, для меня абсолютно очевидный факт.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph