Архив рубрики

Эдуард Фертельмейстер: «Управлять искусством невозможно»Ректор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки о специфике высшего музыкального образования

Эдуард Фертельмейстер: «Управлять искусством невозможно»

Эдуард Борисович, 2016 год – знаковый для Нижегородской консерватории, она отмечает свое 70-летие. В этих стенах живет музыка, здесь создается и питается искусство. Как можно этим управлять?

Можно ли «управлять искусством»? Мы здесь не управляем искусством – консерватория от слова «консервация» - «сохранение». Мы сохраняем традиции, пытаемся их преумножить и передать следующему поколению. Вот основная наша задача. Обучение – это сохранение традиций. И если говорить непосредственно об искусстве, то оно возникает не в момент обучения, а гораздо позднее. Чтобы достичь вершин, нужно сначала научиться элементарным вещам, ремеслу. Ремесло и искусство – вещи разные. Без ремесла высокого искусства не получается, но у ремесленника не получается высокого искусства и с ремеслом. Для этого еще нужно дарование, талант. И именно в этом отношении консерватория – особый вуз: мы сюда принимаем уже талантливых ребят. Если в любой другой вуз абитуриенты поступают в зависимости от того, плохо или хорошо они выучили предмет, и талант распознать сразу нельзя, то здесь мы пытаемся это делать. Мы пытаемся увидеть, что из них получится дальше, потому что они сюда приходят, уже владея голосом или каким-то инструментом. Мы работаем по планам, программам и стандартам, утвержденным Министерством образования, однако наш учредитель - Министерство культуры.

Так что мы и не предполагаем управлять искусством. Мы управляем учебным процессом, который находится в сфере искусства. Управлять искусством вообще, на мой взгляд, невозможно. Никакой министр не приказал бы Шостаковичу написать пятую или шестую симфонии такого или такого-то содержания. Это то, что рождается в человеке, это то, что он должен оставить миру. Это выше, чем управление. Искусство вообще выше государственной системы.

Этот год является юбилейным и для вас как ректора – исполнилось 20 лет, как вы возглавляете консерваторию. Сложно управлять образовательным учреждением в сфере искусства? У вас есть рецепт руководства или никакого рецепта не существует?

Рецепт есть. Нельзя забывать, что ты тоже музыкант, нельзя становится чиновником в плохом смысле этого слова. Надо помнить, откуда ты пришел и куда идешь. Надо помнить, что ты равный среди равных, просто тебе даны полномочия – не более. Руководитель не может решить все, но то, что в его силах, обязан сделать. Главное - внутренняя скромность, доброжелательность и желание помочь своему коллективу.

Консерваториями руководили великие люди. Римский-Корсаков, Глазунов, Свешников были  ректорами консерваторий, и при этом они не теряли осознание, что, прежде всего, они профессионалы, музыканты, и другие музыканты доверили им свои судьбы и в какой-то степени саму музыку – ее ценность, ее развитие…

Вы говорите, что консерватория нацелена на сохранение традиции, передачу опыта. При этом с 2005 года консерватория является академией. Что изменилось, что дал учебному заведению этот академический статус?

Прежде всего, этот статус дал нам равную позицию по отношению к тем академиям музыки, которые существуют в Европе и Америке. Там словом «консерватория» именуется среднее профессиональное учебное заведение, а у нас - высшее. И в академических музыкальных кругах Европы и Америки поняли, что мы – вуз. Нам было необходимо выровнять систему координат. Сейчас в новом Законе «Об образовании» слово «академия» вообще убрали – мы опять консерватория.

При этом, безусловно, неотъемлемая часть нашей работы – это развитие науки, науки об искусстве. В этом отношении консерватория стоит на серьезных академических позициях и является одной из лучших в стране. Всего же в России 11 консерваторий. Есть еще ряд других высших учебных учреждений, которые свои музыкальные факультеты назвали консерваториями, однако это, конечно, не тот уровень. А среди непосредственно консерваторий, безусловно, на первых ступенях стоят консерватории Москвы и Санкт-Петербурга, а также Российская академия музыки имени Гнесиных. Далее равными идут: Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Екатеринбург. Это костяк, сильная пятерка.

В истории консерватории, конечно, были трудные периоды. И связаны они были не только с общесоциальными явлениями, но и со своими внутренними вехами, в частности, сменой поколений. Мне пришлось приступить к руководству консерваторией, когда произошла смена поколений преподавателей – уходил тот костяк, который стоял у истоков создания вуза, и я принимал тех, кого они воспитали. Это всегда болезненно и не всегда равноценно. Но мы справились, прошли этот период, очевидно, скоро произойдет еще одна смена поколений.

Новый концертный рояль стал лучшим подарком к юбилею консерватории

На консерваторию не может не оказывать влияние общее положение в стране, спрос на искусство, на ту или иную музыку, хотя наши музыканты работают во всех музыкальных направлениях. Я считаю, что профессионал должен уметь все. Он уже после окончания избирает свой особый путь, но универсальность должна быть.

Конечно, меняется студенчество, и консерватория реагирует на это. Меняются и законы об образовании, мы пытаемся под них подстроиться, а они не во всем учитывают специфику образования в области искусства. И нам приходится достаточно нелегко, мы должны их выполнять, одновременно не имея такой возможности. Например, количество научных работ, которое мы должны выдавать, или количество денег, которые мы должны зарабатывать. У нас другой профиль, и это никто, к сожалению, не берет в расчет.

Здесь затрагивается и вопрос рейтингов. Далеко не каждый уникальный вуз попадает на достойное место.

Вы помните скандал с показателями эффективности и неэффективности вузов, когда наш Литературный институт имени А.М. Горького оказался неэффективным, потому что индекс цитируемости у него очень маленький? Но кто будет цитировать на русском языке нашу прозу или поэзию? И многие из выпускников этого вуза работают не по специальности, потому что в трудовой книжке вы не найдете запись, что человек работает поэтом.

Однако в 2016 году консерватория, единственная из вузов региона, получит грант Президента РФ. Благодаря чему это стало возможно?

Мы получаем этот грант уже седьмой год. Он назывался Правительственным, а теперь это он Президентский. Собственно в этом и вся разница. Наша деятельность ежегодно, ежемесячно, ежедневно отслеживается. Учитывается все: и качество выпускников, и количество приема, и квалификация профессорско-преподавательского состава, и количество научных работ, и количество концертов. Грант является итогом нашей деятельности.

Как консерватория подготовилась к юбилею?

Мы провели полную реставрацию фасада исторического здания. И это не связано с 70-летием, скорее, юбилей подоспел к плановым работам. Также в прошлом году мы получили новый концертный рояль Steinwey. И хотя раньше срока на день рождения подарки дарить не принято, можно считать это настоящим подарком. Для нас это событие равносильно установке нового органа! Это очень дорогой инструмент, особенно сейчас. Но главное – его качество!

Вы открыли целевой набор. С чем это связано?

Для нас это новая деятельность. В 2015 году мы открыли целевой набор, потому что Министерство культуры взяло направление на обеспечение страны квалифицированными кадрами в пределах их необходимости. У нас введена должность помощника ректора по работе с регионами, а регионы – это наша Нижегородская область, а также Костромская, Ярославская, Владимирская, Кировская, Ярославская, Ивановская, Республика Мордовия – вся зона методического руководства нашей консерватории. Подготовка ведется точечно, по числу заявок с мест. В прошлом году к нам пришло 10 человек. В этом году мы увеличим цифру примерно до 15-ти. При этом мы продолжаем обеспечивать свободный доступ любого человека к высшему музыкальному образованию. И если талантливые люди не успели договориться о будущей работе, это не значит, что они не должны учиться в консерватории.

Каждый факультет и каждое направление подготовки по-своему уникальны и дают городу, стране и миру имена, которыми вы гордитесь. Но что можно выделить как бренд консерватории? Зачем идут именно сюда?

Да, у нас есть новые направления, которые пока что еще нигде не развиты. В первую очередь это музыкальная журналистика и, как ни странно, музыкальная звукорежиссура. Это направление замечательно поставлено в Академии Гнесиных и в Уральской консерватории в Екатеринбурге, но едут к нам, потому что наши ребята занимают первые места на всех конкурсах.

Новая кафедра, которая завоевывает все больше и больше поклонников, это музыкальная педагогика. Дело в том, что отток ребят из музыкальных школ и отказ от серьезной академической музыки после окончания музыкальных школ идет именно из-за неграмотного методического сопровождения. Детей начинают учить музыке не тогда, когда они ее полюбили, а когда они ее еще не знают. Начинают с техники, с гамм, сольфеджио и Баха, а не с приобщения. Именно поэтому музыкальная педагогика сегодня – одно из профилирующих направлений, поскольку она будет охватывать не только музыкальные, но и общеобразовательные школы. Учителя музыки должны воспитываться в стенах консерватории. В первую очередь они музыкальные педагоги.

Еще одна новая и востребованная кафедра – кафедра музыкального театра.

И, конечно, у нас есть фундаментальные кафедры, спрос на которые не ослабевает. Многие из них являются ровесниками самой консерватории, и их опыт огромен. Однако выделить что-то особенно я не смогу. Мне повезло в моей профессии – я дирижер и композитор, а значит, связан со всеми специальностями и люблю всех специалистов.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Мои университеты
Мои университеты
Alma mater... Для каждого, кто вступал под академические своды в стремлении получить заветное высшее образование, приобрести профессию, постигнуть истину или сделать открытие, эти бессмертные слова имеют особый смысл.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Море скидок от ТРЦ Седьмое небо
ЖК «Цветы»
Фантастика на пике моды!
Свежий номер
Вход
Тема номера
Город промышленников
Нижний Новгород – один из ведущих промышленных и научных центров России. Сейчас в городе работает около 1200 крупных, средних и малых предприятий.
Деньги
Динамика спроса
Что происходит на рынке труда в Нижнем Новгороде?
Законодатели
Потрудились на славу
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области на июльском заседании рассмотрели гражданскую инициативу о присвоении официального статуса «детям войны».
Культура
Культура в центре
Многолетние акции крупнейших торговых центров нашего города дают возможность многим людям — детям и взрослым — проявить себя, раскрыть грани таланта, получить путевку в жизнь.
Спорт
Наперекор Волге
В Нижнем Новгороде вновь переплыли великую реку.
Анонсы ТВ-программ
Информация
СПРАВКА

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки была основана в 1946 году.

  • 631 студент
  • 199 преподавателей (штатные и совместители)
  • 7 факультетов
  • 24 кафедры
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph