Архив рубрики

Игорь Кузьмичёв: «Романтика судоходства по-прежнему жива»Ректор Волжского государственного университета водного транспорта о географии своих выпускников

Игорь Кузьмичёв: «Романтика судоходства по-прежнему жива»

Игорь Константинович, в январе 2015 года Волжская государственная академия водного транспорта стала университетом. Какие изменения это повлекло?

С точки зрения законодательства разница между академией и университетом небольшая, но университет — это прежде всего научно-образовательный комплекс, и в этом направлении мы сделали существенные сдвиги. Появились новые темы научных разработок, окрепли связи с предприятиями, создан проект «Плавучий университет» совместно с ННГУ и НГАСУ. Ну и студенты осознали, что они учатся уже в университете, а это подразумевает глубину и качество подготовки.

В информационных роликах о вузе вы делаете упор на «романтику морских и речных просторов». Эта романтика не исчезла?

Романтика судоходства по-прежнему жива. На плавсостав к нам идут учиться неслучайные люди. Например, у нас очень сильны династии: потомственные речники, моряки в третьем, четвертом поколении. Ну и, конечно, сама специфика работы на судне, особенно в море: оторванность от дома, круглогодичная вахта, целые месяцы без выходных. Случайных людей на море и на реке нет. Это состояние души! И призвание.

Были какие-то спады или, наоборот, всплески интереса абитуриентов? С чем они были связаны?

Естественно, были. Во‑первых, это связано, с демографической ситуацией. Сейчас поток абитуриентов в вузы постепенно возрастает, и на будущий год мы надеемся принять большее количество будущих водников. С другой стороны, это было связано и с ситуацией в экономике, и с политической ситуацией, с внешними факторами. В советское время попасть за границу вообще было сложно, поэтому конкурс на плавательные специальности, которые давали такую возможность, был очень большой. Потом, когда мир стал открытым и доступным, престиж этой профессии немного упал. Не только в нашем вузе, но и в пяти других: в Новосибирске, Владивостоке, Новороссийске, Москве, Санкт- Петербурге.

Комплекс навигационных тренажеров позволяет почувствовать себя за штурвалом морского лайнера

А сейчас экономика снова вносит определенные коррективы, причем в нашем случае — положительные. В течение года заработная плата, а у моряков дальнего плавания она рассчитывается в валюте, возросла в два-три раза. Некоторые студенты возвращаются из практики и уже могут позволить себе купить автомобиль. Престиж профессии снова возрастает.

На кого в первую очередь идут учиться?

У нас есть уникальная для региона специальность — «судовождение», причем сейчас в ней нет разделения «река-море», можно работать и там и там. Популярной остается профессия судового механика, интерес вызывает специальность «эксплуатация транспортного радиооборудования», потому что с ней можно работать и на берегу, например в системе сотовой связи, и в наших проектных военных организациях, и на судне. Ну, и раз мы университет, мы готовим и других специалистов: экономистов, юристов, но тоже с привязкой к транспорту. Есть специальность, связанная с экологией водных ресурсов. И, наверное, самая востребованная с точки зрения выпускников специальность — «кораблестроение», потому что сейчас в стране судостроение наконец стало возрождаться. Мы в этом тоже участвуем: в университете создано студенческое конструкторское бюро, выполняются проектные работы для разных организаций.

Специалисты говорят, что реки у нас мельчают. Будет где плавать этим судам?

Реки мельчают, но это значит, что нужен приспособ-ленный флот. Есть несколько методов решения этой задачи. Самый простой и очень быстрый — это как раз использование флота с малой осадкой. Все равно река останется рекой, она всегда будет. Да, два года у нас было маловодье, но уже в этом году прогнозируется нормальная вода. К тому же проблема с судоходством на участке Нижний Новгород — Городец будет решена путем строительства низконапорной плотины.

На каких судах, в каких странах и регионах, на каких реках и морях вы практикуете своих студентов?

Практикуются ребята во всех бассейнах, начиная с Северо-Западного. Балтика, Черное море, Средиземное море, Дальний Восток. География широчайшая! Сибирские реки, Волга, естественно. Трудно найти такое место, где не проходят практику либо не работают наши выпускники.

Беседовал Максим Калашников

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Проект ВГУВТ «Экспедиция: плавучий университет Волжского бассейна» получил грант в размере 2,5 млн рублей
31.03.2016, 18:43  Проект ВГУВТ «Экспедиция: плавучий университет Волжского бассейна» получил грант в размере 2,5 млн рублей
Комплексное исследование каскада водохранилищ Волжского бассейна в рамках проекта запланировано на 2016 год.
Мои университеты
Мои университеты
Alma mater... Для каждого, кто вступал под академические своды в стремлении получить заветное высшее образование, приобрести профессию, постигнуть истину или сделать открытие, эти бессмертные слова имеют особый смысл.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Фантастика на пике моды
Модные показы в ТЦ Республика
Модная карусель в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Порядок в городе
«Всякий дом хозяином держится» — гласит русская пословица. А для жителей миллионного Нижнего Новгорода этот большой город — общий дом.
Спецпроект
Коммунальное хозяйство
Нижний Новгород — это большой общий дом для его более чем 1 200 000 жителей. И как в любом доме, забот по поддержанию чистоты и порядка, ремонту и обновлению достаточно.
Деньги
Тепло, вода и медные трубы
Почему растут тарифы ЖКХ?
Международные связи
Акихико Сатаке: «Разница в ментальности между японцами и россиянами меньше, чем кажется»
О возможностях обучения и связях столицы Приволжья с Японией рассказывает директор Японского центра в Нижнем Новгороде Акихико Сатаке.
Культура
Новый жанр
Публике представлена «Мастерская» Алика Якубовича.
Спорт
Закон улиц
В Нижнем Новгороде прошел масштабный спортивный фестиваль NN Open.
Анонсы ТВ-программ
Информация
СПРАВКА

Волжский государственный университет водного транспорта образован в 1930 году.

  • 4 филиала
  • 5 факультетов
  • В структуру вуза входит Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина.
  • 2387 студентов на очной форме обучения, 2560 – на заочной, 1554 – студенты НРУ.
  • 345 преподавателей, из них 289 – университета, 56 – НРУ.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph