Архив рубрики

Городская палитра

«Жил был художник один…» В Нижнем Новгороде — не как в той песне, мастер живописи в городе далеко не один — только в областном отделении Союза художников России их числится 247 (правда, вместе со скульпторами и искусствоведами). Но много ли это для города с населением почти в 1,5 миллиона человек? И чем живут нижегородские художники — те, кого еще не сманил к себе гораздо более активный и еще более щедрый арт-рынок двух столиц? Да и есть ли он в принципе — этот самый арт-рынок — в Нижнем Новгороде? «Столица Нижний» вместе с экспертами — искусствоведами и, конечно, самими художниками — ищет ответы на эти вопросы.
Городская палитра

Все кисти в гости к нам

Нижний Новгород долгое время был местом притяжения художников не только со всероссийским, но и с мировым именем. Это здесь нашел сюжет своей главной картины Константин Маковский, это здесь впервые был представлен шедевр Николая Кошелева «Погребение Христа», ровно 120 лет назад ставший первым в собрании Нижегородского государственного художественного музея. Репин, Саврасов, Перов, Юон, Петров‑Водкин, Коровин и многие другие бывали и в Нижнем, и в других губернских городах, селеньях и деревнях (см. рубрику «Регион. Малые города»). А многие и рисовали город, включая Николая Рериха и классика русского авангарда Аристарха Лентулова. И, безусловно, каждый из них так или иначе влиял на местных художников.

Но все же созданные в Нижнем и о Нижнем произведения, так же как и побывавшие здесь авторы, никак не характеризуют художественную жизнь самого города. Из перечисленных гениев только Василия Перова — и то весьма условно — можно причислить к нижегородцам, а точнее к арзамасцам, ведь именно в Арзамасе он получил начальное профессиональное образование — в знаменитой художественной школе Александра Ступина. А вот о влиянии самого Ступина — соглашаются искусствоведы — говорить можно вполне, как и о роли еще одного, уже нижегородского преподавателя живописи — знаменитого фотографа Андрея Карелина.

Работа Николая Кошелева «Погребение Христа» положила начало коллекции НГХМ

Итак, первые попытки создания профессионального художественного образования в Нижегородской области относятся к первой половине XIX века, а уже в конце того же века — в 1886 году — в Нижнем прошла и первая выставка местных авторов. Настоящий же бум интереса к живописи произошел в Нижнем на рубеже веков и продолжался вплоть до послереволюционных 1920‑х годов. Искусствовед, заместитель директора НГВК Ирина Маршева в качестве показательного примера рассказывает, что многие сормовские рабочие после окончания трудовой смены шли не отдыхать домой, а рисовать в художественную студию.

В 1921 году в Нижнем появился и один из первых в стране художественных техникумов — по предложению живописца Александра Куприна в него были преобразованы существовавшие к тому времени мастерские. Только вот просуществовал техникум совсем недолго — в 1928 году он был закрыт, в 1936 году открыт заново, а уже через пять лет опять ликвидирован. Война.

Судьбы страны и города

Начальник отдела отечественного искусства НГХМ Наталья Соколова считает, что современную историю нижегородской живописи следует делить именно по такому временному критерию — до войны и после нее. Вся культурная жизнь, как и сама огромная страна, изменилась кардинальным образом. «После войны огромное влияние на нижегородское искусство стали иметь приезжие художники, которые оканчивали московские и ленинградские вузы, — рассказывает она. — Как и в любой другой отрасли, в художественной появилась система распределения. Талантливые выпускники направлялись в Горьковский художественный фонд и обеспечивались работой». С 1946 года возобновило работу и местное художественное училище. Горьковчане-фронтовики, вернувшиеся с войны, снова встали у мольберта.

Меняется и сам стиль живописи. На первый план выходит реализм в его уникальном советском проявлении — социалистическом. Картины Федора Богородского и Лазаря Хныгина, Алексея Варламова и Александра Каманина — признанные шедевры соцреализма. «Сегодня так уже не рисуют», — сожалеет Наталья Соколова.

Примерно в 1960‑х в Горьком появляются и так называемые левые художники. Из них наиболее яркой фигурой, овеянной легендами, был Олег Бордей.

Но была у художественной среды Горького и другая особенность. 4 августа 1959 года город стал закрытым и в таком статусе просуществовал вплоть до крушения Союза. «Казалось бы, город был закрыт всего 30 с небольшим лет, — рассуждает искусствовед Ирина Маршева, — но этот период оказал колоссальное влияние на его культурную жизнь. Из сознания общества вытравливалось понимание того, что в городе есть художественные ценности и они бесконечно богаты. Художникам сказали: вас нет».

Картина Алексея Варламова «По Волге широкой» — классика и шедевр соцреализма

К сожалению, лихие 1990‑е пережили далеко не все художники, причем как в переносном, так и в прямом смысле слова. Им уже никто не заказывал картины, они вынуждены были самостоятельно думать о своем существовании. «Многие просто сменили профессию, — говорит Наталья Соколова. — В лучшем случае они ушли в педагогику».

Перемены в жизни страны и города сказались и на тематике творчества художников. Пропали заказы на монументальные полотна, полностью исчез бытовой жанр, почти на два десятилетия оказалась невостребованной историческая и уж тем более патриотическая тематика (ее всплеск обнаружился лишь после введения нового государственного праздника — Дня народного единства), художники все чаще стали обращаться к наиболее продаваемым, «интерьерным» пейзажам и натюрмортам, тяготеть к предметности, условности, декоративности.

Нижегородская школа

Так сформировалась ли за эти совершенно разные периоды своя особенная, нижегородская школа живописи? Мнения расходятся. Наталья Соколова склоняется к тому, что такого понятия нет, и в качестве противоположного примера приводит узнаваемую и признанную владимирскую школу. В то же время, считает искусствовед НГХМ, можно говорить о последователях отдельных художников — того же Бордея, оставившего после себя много учеников и последователей. Или о «хныгинском методе», рассуждает Ирина Маршева, — использовании характерного для Лазаря Хныгина серовато-серебристой гаммы. Она до сих пор превалирует в живописи многих нижегородских художников, но, по словам галеристов — людей, продающих картины, — потенциального покупателя скорее отталкивают, а не привлекают. Как и узнаваемые нижегородские сюжеты: улочки городов или деревень с их покосившимися деревянными домиками.

А вот в Нижегородской организации Союза художников уверены: традиции нижегородской живописи есть. И заключаются они в реализме и академизме. «Нижегородских художников объединяет реализм», — говорит Владимир Величко. «Общая традиционная школа», — добавляет Инесса Сафронова. «Что бы там ни говорили, а нижегородская школа существует. Нас всегда узнают на выставках», — продолжает Величко.

С тем, что есть в нижегородском искусстве имена, безусловно уникальные и узнаваемые, соглашается и Ирина Маршева. Самый яркий пример — уже ушедший из жизни Александр Юрков, чья постоянно действующая галерея размещается в НГВК. «Юрковка» уже стала обязательным местом посещения для туристов из других городов из стран — люди приходят посмотреть на нижегородского реалиста, создававшего картины из опавших листьев деревьев.

Много не бывает

«Само понятие “нижегородская художественная школа” сегодня является неактуальным, — уверена Ирина Маршева. — Уместнее говорить о художественной среде, в которой существуют личности и тенденции. А эта художественная среда сегодня в Нижнем Новгороде слабовата — на 1,5 миллиона населения приходится 200 с небольшим художников, тогда как в Москве их тысячи, а в Нью-Йорке — десятки тысяч». Почему так мало? «Да потому что социального заказа нет, — объясняет искусствовед. — Само городское сообщество не дает художникам никакого посыла, оно не испытывает в них потребности».

Известный предприниматель и коллекционер Дмитрий Володин соглашается — художественной жизни в Нижнем Новгороде нет. Но причину видит в другом — в абсолютной незаинтересованности властей и отсутствии кураторов. Нижегородских художников с удовольствием покупают местные коллекционеры — но их, по оценке Володина, в городе человек семь. Иногда они, как Феликс Верховодов, представляют свои собрания и на общее обозрение.

«Как ни странно, — рассказывает Инесса Сафронова, — нижегородские художники очень популярны среди иностранных любителей живописи. В последнее время, например, наблюдается настоящий бум заинтересованности со стороны Китая. А причина все та же — традиционный, классический реализм стал редкостью. В Европе такого уже не встретишь». «На нижегородских художников есть спрос где угодно, только не в Нижнем Новгороде», — подтверждает Ирина Маршева.

Союз нерушимый

В областном отделении Союза художников жизнь кипит с самого утра, не зря оно считается одним из наиболее активных в России. Подготовки к заседанию правления и выставкомам (выставочные комитеты, отбирающие работы художников), звонки из минкульта и от художников («ну как — меня взяли?»), подготовка к изданию нового художественного альманаха за прошедший 2015 год («никто в стране такие не издает», — гордится Инесса Сафронова).

Но из 247 членов Союза художников, а это, напомним, в том числе скульпторы, «народники» (так называют мастеров художественных промыслов), графики и даже искусствоведы, активность проявляют человек 80, — рассказывает председатель регионального отделения Владимир Величко: «Они постоянно принимают участие в выставках: и в Нижегородской области, и в Москве. Но есть и те, кто как вступил в Союз, так и затих. Чем они занимаются, непонятно. Что-то делают у себя…»

Уникальный нижегородский выставочный проект — галерея «Юрковка»

Помимо возможности участвовать в сборных выставках, членство в Союзе дает еще одно заметное преимущество — мастерские, подчеркивает Леонид Колосов, работающий в знаменитой «Блиновке» на Рождественской: «Это счастье, что после распада СССР у нас все-таки сохранился Союз художников, и государство эту систему пока не разрушает, а пусть слабо, но поддерживает». Таких мастерских в Нижнем около 130, расположены они обычно в подвалах, цоколях или верхних этажах жилых домов. Художникам они достаются бесплатно (за исключением услуг ЖКХ) — главное показать, что ты действительно много работаешь и выставляешься.

Можно ли при этом назвать художников сообществом? Мнения разные. «Художники — народ очень разобщенный, очень психологически неуравновешенный, — признается Леонид Колосов. — Очень ревнивый к успеху других. И ты с этим или борешься как творческий человек, стараешься это заглушить, или же у тебя все идет на отмашку. Злыми многие становятся». «Но у нас меньше склок и разборок, чем, например, в писательском или театральном сообществе», — защищает коллег по цеху Инесса Сафронова.

Художники без галереи

Опрошенные «Столицей Нижний» эксперты по-разному оценивают уровень, насыщенность и качество художественной жизни города. С одной стороны, мало экспериментов, мало разнообразия, слабый внутренний посыл. С другой — имена, заслуживающие уважения и признания как на местном, так и, по мнению Дмитрия Володина, на мировом уровне. С чем не спорит никто — так это с тем, что огромное наследие нижегородской живописи просто негде показывать. «У нас нет галерей», — констатирует Ирина Маршева. НГВК первым и пока единственным в городе открыл постоянную экспозицию нижегородских художников XX века, но трех выделенных под нее залов уже не хватает. Такая же проблема в художественном музее — пространства даже двух зданий не могут включить в себя все картины из фонда. Отдельного же музея нижегородской живописи как не было, так и нет. «Дело даже не в востребованности, — отмечает Наталья Соколова. — Это просто надо сделать. У нас большая беда с площадями — их просто нет».

«Смысл в создании большой галереи нижегородских художников есть, — уверена Инесса Сафронова. — Понимаете, мы же должны культуру в людях воспитывать. Иначе получится, что весь этот пласт нашей современной живописи куда-то уйдет. Лучшие произведения должны закупаться в такой музей и оставаться там». «И у художников появится стимул создавать что-то особенное, серьезное, — добавляет Владимир Величко, — а не просто ”форточки” рисовать на продажу».

Руководители НОО Союза художников России Владимир Величко и Инесса Сафронова мечтают, что когда-нибудь и в Нижнем Новгороде, как в Москве, появятся свои братья Ананьевы, на собственные средства открывшие огромный музей российской живописи XX–XXI веков — Институт русского реалистического искусства. Такие идеи в Нижнем есть — уже упомянутый Феликс Верховодов заявлял было о планах по открытию своего частного музея нижегородских художников. Своей коллекцией для такого музея готов поделиться и Дмитрий Володин.

Пока бизнесмены считают экономику процесса, а художники ждут своего звездного часа, журнал «Столица Нижний» провел небольшой творческий эксперимент — вместе с искусствоведом Ириной Маршевой поразмышлял над тем, какие направления живописи могли бы представить нижегородские живописцы в этом несозданном музее. Деление, скажем сразу, условное и, возможно, субъективное. Да и сами художники не привыкли причислять себя к тому или иному стилю. Впрочем, об этом они расскажут сами.

Текст: Максим Калашников

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Александр Краев: «Картинщик – натура уходящая»
Александр Краев: «Картинщик – натура уходящая»
Мастер реалистической живописи о картине как высшей форме творчества.
Алексей Мясников: «Подсознание — это тоже реальность»
Алексей Мясников: «Подсознание — это тоже реальность»
Художник-график об умении видеть невидимое.
Алексей Гарин: «Импрессионизм — это образ жизни»
Алексей Гарин: «Импрессионизм — это образ жизни»
Художник о постоянном обучении красоте.
Владимир Фуфачев: «Тема времени для меня очень важна»
Владимир Фуфачев: «Тема времени для меня очень важна»
Художник об умении видеть и осмыслять окружающие нас знаки.
Виктор Тырданов: «Искусство должно быть духовным»
Виктор Тырданов: «Искусство должно быть духовным»
Мастер экспрессивной живописи о поиске формы.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Владимир Величко
Владимир Величко
Председатель НОО Союза художников России
Нижегородская школа живописи существует, что бы кто ни говорил. Мы отличаемся от других, нас узнают на выставках. Нижегородская живопись, в основном, реалистична – эту традицию держит наше прекрасное художественное училище. Художники города и области внесли большой вклад в российскую и нижегородскую культуру, и наше поколение достойно продолжает эти традиции.
Наталья Соколова
Наталья Соколова
Начальник отдела отечественного искусства Нижегородского государственного художественного музея
Период 1990-х и начала 2000-х стал в нижегородской художественной жизни определенным застоем. Пока шла эта смена поколений, выставки становились все скучнее и скучнее. Сейчас интереснее.
Ирина Маршева
Ирина Маршева
Заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса
Само понятие «нижегородская художественная школа» сегодня является неактуальным. Уместнее говорить о художественной среде, в которой существуют личности и тенденции. А эта художественная среда сегодня в Нижнем Новгороде слабовата – на 1,5 миллиона населения приходится 200 с небольшим художников, тогда как в Москве их тысячи, а в Нью-Йорке – десятки тысяч.
Инесса Сафронова
Инесса Сафронова
Ответственный секретарь НОО Союза художников России
Если бы у нас появились такие братья Ананьевы, которые бы купили какое-то заброшенное помещение и сделали музей нижегородской живописи, нам нашлось бы, что показать. Знаете, что обидно: иностранцы у нас покупают больше, чем наши. Нас вывозят за границу.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph