Архив рубрики

Виктор Тырданов: «Искусство должно быть духовным»Мастер экспрессивной живописи о поиске формы

Виктор Тырданов: «Искусство должно быть духовным»

Виктор Константинович, 2016 год для вас юбилейный. Наверняка в планах — большая выставка.

Персональная выставка — это большой смотр: насколько художник смог реализовать свои возможности за отпущенное ему время. Это исповедь прожитой жизни перед собой и зрителями, когда ты свои душевные и природные качества претворяешь в творчество. И на каждой работе лежит отпечаток твоей личности. Насколько ты как художник проник в сущность вещей, покажет выставка. И вот сейчас я к этому моменту готовлюсь. Многие коллеги-художники ждут от меня серьезного слово в живописи, и на этой выставке я должен сказать это слово.

В вашем творчестве соседствует живопись религиозная и светская. Это две грани одного целого?

Да, я иконописец, хотя больше делал росписи в храмах. Я пришел к этому еще в 1970‑е годы. За эти годы расписал не один десяток церквей в европейской части России, в том числе кафедральный Староярмарочный собор в Нижнем Новгрооде. Среди моих работ — икона основателя нашего города князя Георгия Всеволодовича, которая 10 лет, начиная с 1993 года, находилась на Дмитриевской башне кремля.

Роспись занимает много времени, это суровый средневековый труд — по 12 и более часов каждый день. Десятки и сотни квадратных метров не малярной кистью проходятся, а тоненьким колоночком. Но при этом работа экспрессивная, мобильная, требующая от мастера реактивности. А живопись — это совсем другой мир. Нужно перестраиваться на светский лад. При этом моя живопись не менее экспрессивна, и такой она была всегда. Я люблю доходить до предела активности, насыщать цветом, чтобы были активные контрасты, чтобы энергетика была предельной.

Светское искусство может быть духовным?

Ну а как же. Но для этого нужно, чтобы художник не предавал свой внутренний голос. Он есть у каждого человека, но для художника особенно остро стоит эта проблема. Но если у человека есть жажда, если душа просит, — он найдет. И тех людей найдет, и те книги, и те передачи. По зову.

Искусство, лишенное сакрального смысла, заглатывает дикий безобразный натурализм.

«Этюд старого Миасса». 2016 год. Картон, акрил

У вас есть любимые темы?

Тема — это не самое главное. Ложное творчество пытается облечь в художественную форму живопись, пластику, композицию и так далее. Уже заданное содержание. Художник, знающий заранее, что он напишет по сюжету, никогда не сможет создать поэтическое произведение. Наоборот — если он ищет форму, то есть цвет, композицию, пространство, эта форма и приведет его к истинному содержанию. К содержанию нельзя подобрать форму. Если бы живопись выражала литературность, мысли, идеи, она была бы не нужна. Зрителю нужна красота живописи, гармония, форма, а о содержании пусть прочитают в прозе.

Необходимо сперва найти образ! Когда картина будет готова, сама живопись все скажет. И нужды никакой не будет что-то объяснять. Я шел, что-то увидел, мне это понравилось, и я написал. Меня всегда занимает пластика, пространство, контрасты… От этого возникает радость, на душе становится светло.

Получается, что нужно смотреть вглубь вещей?

А как же без этого? Каждый предмет из чего-то состоит, имеет свою молекулярную основу. Каждый предмет можно разложить до атомов, заглянуть в его суть. Это то, что остается невидимым, а художник должен это видеть, ему это необходимо.

Там, в Тюменской области, где я родился, мой отец работал механиком на катерах. Он брал меня с собой — больше на судне никого из ребятишек не было, и я был занят созерцанием, наблюдением за всем происходящим. Уже потом я узнал, что созерцательность — это не просто любознательная привычка, а серьезное творческое занятие. Важно, насколько человек способен проникать вглубь вещей.

Не тему нужно искать и даже не жанр, а состояние цвета, а цвет — родной брат света. Того света, под которым находится вся земля. Нужно сводить небо на землю. Это иконописцы знали, это знал Врубель, это знали импрессионисты. Они и сводили небо на землю.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Городская палитра
Городская палитра
«Жил был художник один…» В Нижнем Новгороде — не как в той песне, мастер живописи в городе далеко не один — только в областном отделении Союза художников России их числится 247 (правда, вместе со скульпторами и искусствоведами).
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Соревнование граждан Республики
Торговые ряды Жар-Птица - Аппетитные подарки
ЖК Дом на свободе
Свежий номер
Вход
Тема номера
На волнах успеха
Местоположение на слиянии двух могучих рек Волги и Оки, исключительный ландшафт, архитектура и сейчас никого не оставляют равнодушным.
Деньги
Город производительного труда
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение, металлообработка, судостроение и оборонка.
Международные связи
Открытый город
С 1959 по 1991 год город, носивший имя великого писателя Максима Горького, был полностью закрыт для иностранцев, потому что именно здесь были сосредоточены важнейшие для оборонной промышленности страны предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. С тех пор многое изменилось, и иностранная речь на улицах Нижнего Новгорода больше не является редкостью.
Законодатели
Без обсуждений
Губернатор Нижегородской области на майском заседании Законодательного собрания отчитался перед депутатами об итогах работы правительства за 2016 год.
Культура
Многообразный Нижний
Особенность Нижнего Новгорода заключается в слове «многообразие». Все виды и жанры от живописи до зодчества, от музыки до перформанса, от литературы до кино развиваются в нашем городе очень стремительно, синтезируются и обогащают друг друга и нашу жизнь, привнося в нее красоту и радость.
Спорт
Сила духа и тела
На спортивной карте России Нижний Новгород занимает заметное место. Из года в год ведущие нижегородские спортсмены достойно представляют страну на различных международных соревнованиях, включая Олимпиады.
Досье
Виктор Константинович Тырданов

Родился в селе Пуйко Тюменской области в 1941 году.
Окончил Горьковское художественное училище.
Член Союза художников России с 1995 года.

С 1971 года постоянный участник областных выставок. Экспонент ряда выставок: «Большая Волга» (1998, 2003), Арт-манеж (Москва, 1997, 1998, 1999), в Дипломатической Академии (Москва, 2000) и других.
Персональные выставки: Москва, 1999; Даугавпилс (Латвия) 2001; Нижний Новгород, 2001

Живописец. Основная деятельность в области религиозного искусства: иконопись и монументальные росписи. Работает также в жанре пейзажа.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph