Архив рубрики

Владимир Фуфачев: «Тема времени для меня очень важна»Художник об умении видеть и осмыслять окружающие нас знаки

Владимир Фуфачев: «Тема времени для меня очень важна»

Владимир, наверное, неправильно спрашивать у художника, к какому направлению живописи он себя относит. Кто-то называет вас живописным символистом. Вы согласны с таким определением?

Честно сказать, я об этом никогда не задумывался. Для меня никогда не были важны определения и классификации. Да, кто-то называет мои работы абстракцией, кто-то – фантастическим реализмом, кто-то – символизмом. Есть темы, которые кажутся мне важными, и я пытаюсь творчески их раскрыть, осмыслить, воплотить. Это для меня главное. Важно найти изобразительный эквивалент своей мысли. Если так получается, я считаю это большой удачей. Работа в каком-то одном направлении все равно ограничивает, заставляет мыслить в пределах определенных рамок. Я же стараюсь как раз выходить за рамки.

Конечно, я обращаюсь к символам, эти впечатления у меня, наверное, еще с детства. Я родился и вырос в Сибири, мне с малых лет довелось видеть памятники древней сибирской культуры времен палеолита, просто тогда я не осознавал, что это мне пригодится в моей творческой жизни. Когда пришла творческая зрелость, я стал обращаться к этим древним образам, к этой символике, к истокам культуры.

Как и многие художники, в начале пути я обращался к реализму, писал пейзажи, натюрморты, этюды с натуры, работал как график и живописец. При этом работал в разных изобразительных техниках, использовал разные материалы. Мне интересно все, потому что у каждого материала свой язык: он даже заставляет мыслить по-другому. Живопись – это одно, графика – другое, да и в самой графике техники настолько разнообразны – офорт, литография, пастель, соус, акварель…

То есть вы универсальный мастер?

Я стараюсь. Один материал дает мне возможность увидеть другой материал по-новому. Каждый раз, создавая новую работу, я проживаю процесс творения, и техника раскрывается, позволяет увидеть ее выразительные возможности. Главное – чтобы была достигнута цель, был выражен художественный образ, который меня волнует.

Я могу, если это необходимо для подчеркивания выразительности, использовать в одной работе масло, акрил, фрагменты ткани, различную бумагу… Мне хочется попробовать поработать с керамикой, с металлом. Все это рождается в процессе создания.

Вообще планов много, есть желание экспериментировать. В ближайшем будущем я хочу обратиться к печатной графике – к офорту, к гравюре на картоне. Среди коллег-нижегородцев сегодня мало кто занимается эстампом.

Бывает так, что вы сживаетесь с работой, которая сначала казалась неудачной, принимаете ее?

Бывает, хотя иногда я могу уничтожить уже готовую картину, если я недоволен результатом. А иногда работа может быть еще в процессе, но я чувствую, что в ней есть нечто важное, хотя до конца осмыслить не могу. И я оставляю ее во времени.

«Пророк». 2014. Картон, смешанная техника

Отлежаться?

Да, а потом опять возвращаюсь и смотрю: если она меня наталкивает на творческую мысль, я продолжаю работать, или же она выстаивается еще какое-то время. Эти находки помогают двигаться вперед. Интуиция для меня имеет очень большое значение. Рациональные работы, логически выстроенные, скучны. Мозг реагирует на социум, он старается сделать то, что уже существует, хочет понравиться, соответствовать времени, запросам. Появляется тиражирование работ, и художник останавливается в своем развитии.

Создание картины имеет какие-то временные границы? Достаточно одного вечера или необходим месяц?

Картина зарождается внутри. Я вынашиваю ее. Начинаю писать, но какой она получится – не знаю. Она существует внутри меня, но результат моей работы мне неведом. Я работаю на интуиции, на чувстве – это поток, и ты в него входишь. Когда нам нужно переплыть реку, добраться до другого берега, мы не будем думать над изяществом движений, мы будем плыть – иначе утонем. И тем, кто приходит ко мне в мастерскую с желанием научиться рисовать, я даю возможность так же плыть, криво, косо, но самостоятельно, своим путем. Я не хочу лишать человека индивидуальности, собственного взгляда, чувства, интонации.

А как же техника? Основа рисунка?

Прежде всего нужно, чтобы в сердце была любовь к искусству. Когда есть желание творить, обучение происходит в гармонии с твоим внутренним миром, параллельно твоим чувствам. Так устанавливается связь «индивидуальность + школа». Весь мир начинает открываться по-новому, и человек впитывает его, вбирает в себя и отражает на холсте. Так приходит самопостижение, обретение себя и своего пути.

Если вернуться к темам творчества – что является для вас магистральным?

Я обращаюсь в своих работах к тем истокам, которые являлись основой жизни наших предков. Это та генетическая память, та культурная связь, о которой мы часто забываем, а многие сейчас даже не знают об этом и искренне удивляются, что такое вообще существует: наскальная живопись, курганы, менгиры…

Наши предки находились в прямой связи с природой, с космосом, они были открыты Вселенной. Их наследие не изучено до конца. Это истоки всей нашей цивилизации, и я стараюсь, в меру своих сил, чувствовать и творчески осмысливать те знаки, символы, архетипы, которые существуют в пространстве культуры. А они везде – это и сибирские петроглифы, и русская икона, и сакральная символика, и окружающие нас предметы...

На ваших картинах зритель не увидит конкретных людей или предметов…

Всегда есть впечатление, что стало для художника отправной точкой, но я передаю на плоскости переосмысленное, переработанное состояние. Это не прямой взгляд, а образ, возникающий в сознании. Жизнь полна впечатлений, и каждая жизненная ситуация или предмет в этой ситуации обладают определенной эстетикой, имеют свою историю, дышат своей культурой и временем, они требуют своего осознания, в том числе художественного.

Вообще тема времени для меня очень важна. Одна из моих последних картин – «Палимпсест». Когда счищают рукопись или изображения, нанесенные на более древние письмена, обнажаются предыдущие временные слои… Одни рисунки скрывают под собой другие… Так открываются пласты времен. Думаю, что к этой теме я еще буду возвращаться.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архива художника

Публикации по теме
Городская палитра
Городская палитра
«Жил был художник один…» В Нижнем Новгороде — не как в той песне, мастер живописи в городе далеко не один — только в областном отделении Союза художников России их числится 247 (правда, вместе со скульпторами и искусствоведами).
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
День здоровья ТРЦ Жар-Птица
ТРЦ «Седьмое небо» - Ключик к счастью
Торговые ряды Жар-Птица - Хоровод летних скидок
Свежий номер
Вход
Тема номера
В мировом контексте
Нижний Новгород расположен в центральной части России, вдали от государственных границ, однако тема международного сотрудничества не становится от этого менее актуальной. Напротив, город и регион в целом активно заявляют о себе в мире. Это в наших традициях.
Деньги
Потоки товаров и инвестиций
В 1990‑е годы Нижний Новгород был заполонен разного рода организациями по поддержке и развитию предпринимательства. Сейчас инвестиции стали гораздо крупнее, а товарооборот — масштабнее.
Международные связи
Венгрия для туристов
О преимуществах отдыха в Венгрии нижегородским туроператорам рассказал советник по туризму посольства Венгрии в РФ Шандор Фабиан на круглом столе в рамках Дней венгерской культуры в Нижнем Новгороде.
Законодатели
Первая женщина-мэр
Дума Нижнего Новгорода на заседании 21 июня избрала Елизавету Солонченко главой города
Культура
Общий праздник
Год от года День города, совпадающий с Днем России, становится масштабнее и красочнее.
Спорт
Культура боя
Команда тренеров из Бангкока поделилась секретами муай тай с нижегородскими спортсменами.
Анонсы ТВ-программ
Досье
Владимир Иосифович Фуфачев

Родился в городе Ужуре Красноярского края в 1954 году.
1970-1974 годы – учеба в Красноярском художественном училище имени В.И. Сурикова.
С 1977 года - постоянный участник областных выставок.

Член Союза художников России с 1987 года.

Экспонент зональных («Сибирь социалистическая», 1985-1991; «Большая Волга», 1998, 2003), республиканских (Москва, 1986; 1990; 1996; 2000), всесоюзных (Москва, 1986; 1991), международных (Париж, 1993; Санари, 1994; Нью-Йорк, 1998, 1999, 2000) художественных выставок.
Персональные выставки: Лесосибирск, 1996; Гамбург, 1998; Нью-Йорк, 1998; Нижний Новгород, 1997, 2003.

Обладатель большой медали Национального общества изящных искусств Франции (1993).
В настоящее время – преподаватель Нижегородского театрального училища.

График, живописец. Работает в жанре портрета, натюрморта, пейзажа, тематической картины.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph