c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы» - Дубёнки
ТЦ Республика - двойная выгода
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

Александр Краев: «Картинщик – натура уходящая»Мастер реалистической живописи о картине как высшей форме творчества

Александр Краев: «Картинщик – натура уходящая»

Александр Игнатьевич, в своих интервью вы часто говорите о глубоком смысле слова «картина». Для вас это очень сложное понятие…

Картина является наивысшей формой в изобразительном искусстве. А картинщик – создатель картины – наивысшее явление мастерства живописца. Чего требует картина? Врожденные данные – дар божий, хорошее академическое образование, интеллект, философское мировоззрение, характер, целеустремленность, терпение, трудолюбие – очень много всего.

У нас есть пейзажисты, натюрмисты, портретисты, монументалисты, графики, прикладники, а картинщик должен писать все, все жанры и при этом быть философом, осмыслять русскую цивилизацию, русский мир.

То есть жанр живописи – это еще не картина?

Картина больше, шире, всеохватнее. Она все вбирает в себя. И далеко не каждый может написать картину. Нужен определенный склад характера, восприятия окружающего мира. Таких художников сегодня единицы. Картинщик – натура уходящая, к сожалению.

Почему их так мало?

В советское время работала идеология – нужно было показывать эпоху и вехи развития государства. Но в то же время работали крупные художники-философы: Виктор Попков, Гелий Коржев, Виктор Иванов и другие. Для меня это знаковые мастера. Сейчас этого нет, сейчас люди выживают, и в творчестве тоже идет выживание. Но я как фанатик своего дела, а мы все здесь чокнутые, не сворачиваю с избранного пути. Я живу по принципу наших предков: умирать собирайся, а рожь сей.

Сейчас насупило такое время, что картина почти не востребована. На всех этапах выставки Союза художников, от областных до российского в Москве, картин как таковых – меньше половины. Большая же часть – «живописные обои», если использовать профессиональный сленг. Картина же ставит перед зрителями вопросы: что такое Россия, куда мы идем, какой мир нас окружает… Понимаете? Картина – это очень многогранный комплекс. Одна не подвержена моде. Она вне обстоятельств.

А этюды, наброски?.. Они имеют права на существование?

Это подсобный материал, кирпичики, создающие целостное полотно. Портреты, натюрморты, этюды, зарисовки… Картинщик должен блестяще владеть всем – рисовать, быть хорошим графиком, монументалистом – я и монументальным искусством в советское время занимался, делал росписи в помещениях Медицинский академии и Академии МВД.

Сейчас все больше побеждают «обои», и мы имеем реальную возможность потерять лучшее художественное наследие советского периода, потерять школу. Возможно, я именно из-за этого и пошел преподавать в училище. Я работаю со студентами третьего–четвертого курсов, и на выходе они создают картину. И я всегда говорю им, чтобы они были самостоятельными, не попадали под влияние. Учиться нужно у всех, но идти своей дорогой.

Вы родились в Костромской области, но большую часть жизни прожили в Горьком, а потом Нижнем Новгороде…

Рождение в Костромской области было случайным. Просто случилось так, что моя мать поехала на свою родину и там родила меня. И я нисколько не жалею. Родина – это великая вещь для художника. Воздух, земля – это создает судьбу. Это генетический заряд, мы лишь шлифуемся в жизни – не более.

«Ворота прадеда» (левая часть триптиха «Преображение»). 2012–2013 гг. Холст, темпера

Окончив художественную школу и училище в Горьком, вы вернулись обратно и поступили в Костромской пединститут. Почему так случилось?

Было две причины. Во-первых, в Горьковском пединституте тогда не было интересующего меня факультета, а во-вторых, в то время студентов не брали в армию. Но я благодарен судьбе за эти годы, проведенные в Костроме. Мне очень повезло с наставниками. Может быть, я, попав в другой вуз и другое место, мыслил бы впоследствии совсем по-другому.

В каком возрасте вы поняли, что живопись станет вашей судьбой?

О том, что это станет моей судьбой, я не думал, я просто понимал, что не могу не рисовать. Я еще в школу не пошел, а уже рисовал.

В 23 года я окончил институт, мне сразу дали мастерскую. В 27 лет меня уже приняли в Союз художников, а в советское время это было очень сложно. И еще до вступления в Союз меня начали печатать в журналах и альбомах – «Аврора», «Москва», «Огонек», «Работница», «Юность», «Кругозор», «Искусство»…

Философское осмысление судьбы страны и ее людей в красках – это было всегда или в какой-то момент вы к этому пришли?

Все это костромской задел, все мои учителя и наставники бросили зерно в мою землю. На пустом месте растут только лопухи, землю нужно культивировать. Образование – великая вещь. Безусловно, обстоятельства бывают всякие, многие являются самородками, но образование, общая культура, воспитание необходимы. Необходимо развивать вкус, чувство меры, мировоззрение… Образование шлифует художника, писателя, композитора. Оно не может научить писать симфонии, книги и картины, но оно культивирует, оттачивает стержень человека, а то, что дано от Бога, то и приложится.

На ваших картинах рисунок словно выступает на первый план, графика преобладает…

Определенная графичность моих работ – это индивидуальный почерк, как отпечаток пальцев. Если ты не умеешь рисовать, ты картиной не будешь заниматься. Картина требует большого материала, а умение блестяще рисовать – это одна из граней. Я объехал весь Советский Союз – от Киева до Владивостока, от Соловков до Кушки. Из поездок, творческих командировок привозишь карандашные наброски, рисунки, потом их суммируешь, потом приходит идея, потом делаешь эскизы, этюды – это целый процесс.

С каким материалом вы предпочитаете работать?

Я всеяден. Не отдаю предпочтение чему-то одному. При этом не обжора и могу обходиться минимумом. Этюды пишу маслом. Картины – темперой, а когда заканчиваю, прохожу отдельные куски маслом. Рисую карандашом, углем… Чем ты многограннее, тем ты мощнее, тем больше возможностей.

Темперная живопись – старинная техника иконописи. Наверняка она требует определенного сюжета. Материал диктует?

И это тоже родом из Костромы. Там меня заразили этим духом. Действительно, если масло – это жир, плоть, материя, то темпера – интеллектуальность, бесплотность…

Но могу сказать, что все мои сюжеты – это размышления о жизни. Кто мы такие, куда мы идем, что такое русская цивилизация? Вся наша история – это синусоида, взлеты и падения. Кого Господь любит, того он и испытывает – вот логика философской мысли. И художник должен чувствовать и видеть это.

Вы сами относите себя к какому-то направлению?

К реализму, хотя я занимаюсь и абстрактным искусством. Повторюсь, если ты получил хорошее образование, ты можешь во всех «измах» работать. Абстрактное искусство – это полигон для художника, на котором ищет себя. Но это при условии хорошего академического образования, реалистической школы. Это стержень, который помогает держаться и быть твердым.

В Нижегородском художественном училище вы преподаете более 10 лет. Как вам кажется, изменились ли студенты с тех пор, как студентом были вы?

Процент талантливых и одаренных детей постоянен, как постоянно и количество бездарей. Это не зависит от времени. Люди такие же, как и раньше. Меняется атрибутика, внешняя мишура. А человек рождается, растет, учится, страдает, болеет и умирает так же, как и 50 и тысячу лет назад. И я говорю своим студентам: будьте самостоятельными, отвечайте за себя. В искусстве у художника нет ни начальников, ни надсмотрщиков. Он моряк в одиночном плаванье. Нельзя изменить себе, предать себя, свой талант, свою совесть.

Искусство по определению нравственно?

Оно не может быть иным. Все остальное от лукавого. Картина очень откровенна. Она тебя обнажает. И это очень большая ответственность.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Евгений Алексеев

Публикации по теме
Городская палитра
Городская палитра
«Жил был художник один…» В Нижнем Новгороде — не как в той песне, мастер живописи в городе далеко не один — только в областном отделении Союза художников России их числится 247 (правда, вместе со скульпторами и искусствоведами).
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Досье
Александр Игнатьевич Краев

Родился в деревне Козловской Костромской области 21 февраля 1947 года.

1961-1964 годы - учеба в художественной школе № 1 города Горького.

1964-1965 годы - учеба в Горьковском художественном училище.

1965-1970  годы - учеба на художественно-графическом факультете Костромского государственного педагогического института имени Н. А. Некрасова.

1970 год - начало творческой деятельности.

1973 год - лауреат премии Горьковского обкома ВЛКСМ.

1975 год - принят в Союз художников СССР.

1976 год - лауреат премии ЦК ВЛКСМ. Москва.

1978 год - почетная грамота Горьковского обкома ВЛКСМ.

1998 год - награжден дипломом секретариата правления Союза художников России за успешное участие в XIII региональной художественной выставке «Большая Волга-98».

2001 год - лауреат премии Нижнего Новгорода в области изобразительного искусства.

2003 год - награжден дипломом секретариата правления Союза художников России за активное участие в IX региональной художественной выставке «Большая Волга-2003».

2003 год  - благодарственное письмо министерства культуры Нижегородской области за весомый вклад в развитие культуры и искусства.

2004 год - присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

С 2004 года - преподаватель Нижегородского художественного училища.

Художник работает в области жанровой картины, портрета, пейзажа. С 1970 года - постоянный участник областных выставок. Экспонент зональных («Большая Волга», 1974, 1980, 1985, 1991, 1998, 2003), республиканских (Москва, 1972, 1975(2), 1976, 1978, 1987) и всероссийских (Москва, 1996, 1999, 2000). Персональные выставки: Нижний Новгород: 1994, 1998, 2002. Преподавал в ГИСИ (1970-1975).

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph