c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

Покупай живопись!

Глядя на картину в музее, галерее или каком-либо другом выставочном пространстве, зритель вряд ли задумывается о том, насколько хлопотным и затратным может быть ее показ. Перед его глазами не предстают переговорные процессы организаторов, их общение со страховщиками и транспортировка на грузовиках. Ценники мы начинаем изучать, лишь когда видим непривычно высокую плату за приобщение к предметам искусства или же планируем приобрести что-либо себе домой или в подарок. И только тогда пытаемся оценить себестоимость предмета и трудозатраты, которые понес его автор.
Покупай живопись!

Доставка искусства. Недорого?

Стоимость билетов для взрослых посетителей, не относящихся к каким-либо льготным категориям, в муниципальные и государственные музеи Нижнего Новгорода колеблется от 70 до 200 рублей. Выставочные организации понимают, что цена билета должна быть адекватна социально-экономической ситуации. Если входной билет дорогой, то его стоимость необходимо обосновать. Это важно, поскольку нижегородцы, путешествуя и посещая выставочные пространства в других городах, имеют возможность сравнивать их с нижегородскими и становятся более требовательными и взыскательными зрителями.

Экономика выставки, конечно, зависит от включенных в нее произведений, но основными затратами всегда становятся страховка и логистика. «Стоимость страховки зависит от того, откуда берутся вещи, — рассказывает начальник выставочного отдела нижегородского Арсенала Алиса Савицкая. — Если брать вещи от художников и государственных музеев, которым они достались по невысокой закупочной цене, то стоимость страхового полиса получается совсем невысокой, буквально несколько тысяч рублей. Дорого становится, когда нужно добыть конкретную вещь, находящуюся у частного коллекционера, который застраховал ее с учетом рыночной стоимости». Со своей стороны, генеральный директор НГХМ Роман Жукарин добавляет: «Произведения искусства страхуются в долларах или евро, и с учетом сегодняшнего курса валют это безумные деньги».

«Страхуют, как правило, то, что уже является произведением искусства, — поясняет Михаил Маркевич, генеральный директор проекта „Еда и культура“, курирующего галерею FUTURO. — В ходе нашей практики мы не сталкивались со страхованием, и наши расходы связаны с транспортировкой, открытием, развеской и так далее. В среднем это порядка 100 тысяч рублей».

Стоимость посещения выставок в НГВК начинается от 100 рублей

Директор галереи «Вещь в себе» Мария Богданова, в свою очередь, приводит следующие цифры: транспортировка 100 килограммов живописи (35–40 работ) вместе с минимальной страховкой и оплатой услуг грузчиков на месте отправки и получения обойдется в сумму около 23 тысяч рублей. Но в данном случае речь идет о сравнительно небольшом расстоянии, к примеру от Москвы до Нижнего Новгорода. Доставка картин, скажем, с Дальнего Востока, по оценке собеседницы, будет стоить в три раза дороже, из-за границы — в 10. «В среднем бюджет одной выставки музейного уровня с хорошим кураторством и представительством лиц, которые ее организуют, — от полумиллиона до полутора миллионов рублей. Для организаторов выставки это большие расходы», — отмечает она.

Что же касается выставок (или отдельных работ), привозимых из-за границы, то они, как правило, имеют многосоставные бюджеты, поддерживаются различными фондами, посольствами, консульствами. Оттого и так редки.

На паритетных началах

Галерея не отличается от любого другого бизнеса в части регистрации юридического лица, аренды помещения и его ремонта. Сложности начинаются с поиском художников, которых при возможности не стыдно вывезти на международные выставки, или, скажем, искусствоведа, который будет оценивать работы. Кстати, участие в международных выставках для галереи стоит колоссальных денег и завязано на продвижении какого-либо автора, который будет интересен аудитории, отличной от нижегородской. «Участие в той же Cosmoscow (ярмарка современного искусства. — Прим. ред.) стоит восемь тысяч евро. Это чтобы с двумя художниками максимум оказаться там, а таких стендов там 45. И вам еще нужно умудриться что-то там продать», — говорит создатель уже закрытой галереи (но не проекта) «ТОЛК» Рустам Коренченко.

Сотрудничество художника и галереи при организации выставки складывается по-разному. Как поясняет Мария Богданова, если все расходы берет на себя галерея, она имеет право на больший процент с полученной прибыли. Если расходы паритетные или автор берет на себя их большую часть, то процент галереи как посредника уменьшается.

Цена творчества

Днем площадка у кинотеатра «Орленок» и корпуса ННГУ имени Н. И. Лобачевского на улице Большой Покровской становится своего рода галереей под открытым небом. В будни и выходные там выставляют на продажу свои работы художники-любители и авторы с профессиональным опытом. За пейзажи русской природы и знакомые виды Нижнего Новгорода просят по семь-восемь тысяч рублей, но торг уместен: по словам продавцов, люди больше пяти тысяч рублей за картину платить не готовы.

Стоимость работ, продаваемых на улице, порой сопоставима с расценками в художественных салонах. Но отличия есть. «У нас более половины выставляемых художников состоят в Союзе художников России. Та аудитория, которая ходит к нам, на Покровку не пойдет, и, наоборот, та аудитория, которая покупает на Покровке, очень редко заходит к нам, — объясняет директор Нижегородской галереи искусств „Арт 52“ Дина Варламова. — На Покровке художники сами продают свои работы, и у них нет „художественного фильтра“». По словам Дины Варламовой, самая ходовая цена, за которую посетители покупают работы в ее галерее, — 10–17 тысяч рублей.

Не все опрошенные «Столицей Нижний» галеристы смогли указать наиболее дорогих, по их оценке, нижегородских авторов, поскольку стоимость работ на различных площадках отличается. Мария Богданова назвала таковыми Вячеслава Грачева и Николая Величко и также привела в пример Наталию Панкову, Сергея Сорокина, Кима Шихова, Анну Рябчевскую. «Работы Панковой могут стоить от тысячи евро, Кима Шихова — от 100 тысяч рублей, Рябчевской — 50 тысяч», — уточняет директор галереи, добавляя, что цены меняются в зависимости от воли автора.

Стоимость картин в галерее может оказаться ниже, чем у уличных художников

Какова же себестоимость картины? Она зависит от используемых материалов, а они дорогие, их количества и техники письма. «Если художник рисует карандашом, это потребует минимальных затрат. А банка хорошего масла одного цвета может стоить и пять тысяч рублей, — отмечает Михаил Маркевич. — Например, Ася Феоктистова тратит масло в невероятном объеме».

По ценам на материалы для рисования ориентирует Дина Варламова: холст на подрамнике размером 30 х 40 сантиметров стоит 200–250 рублей, набор масляных красок — около 2000 рублей. Акварель, по словам собеседницы, стоит значительно дешевле, но ею пишут на специальной бумаге, да и работы рекомендуется оформлять в паспарту, раму и стекло, что для художника обойдется в сумму от 1500 рублей. Набор акриловых красок, которые в большей степени подходят для декоративных изделий и дизайна, стоит 400–500 рублей.

Итоговую же стоимость картины определяет даже не столько объем использованных материалов и размер холста, сколько эмоциональные усилия и время, которое затратил художник. И, конечно, степень его известности. Предела нет, те же Сорокин, Панкова и Феоктистова могут стоить и по пять тысяч долларов, и по нескольку сотен тысяч рублей.

Текст: Наталья Егошина

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Мария Богданова
Мария Богданова
Директор галереи «Вещь в себе»
Довольно часто организаторы выставок забывают, что если они хотят брать деньги за билет, то должны поработать, что-то представить людям. Право просто войти и посмотреть не может стоить дорого. Стоимость билета возникает от добавочного наполнения выставки: от хороших сопровождающих материалов (текстов, буклетов), интересных инсталляций и других возможностей.
Михаил Маркевич
Михаил Маркевич
Генеральный директор проекта «Еда и культура»
Мы – некий мостик между художником и человеком, который решил потратить свои деньги на произведение искусства, и он должен быть уверен в том, что он приобретает.
Алиса Савицкая
Алиса Савицкая
Начальник выставочного отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ
Выставочный продукт сам по себе неокупаем. Какой бы высокой ни была посещаемость выставки, за счет билетов она, скорее всего, не окупится. Мне сложно точно сказать, каким образом рассчитана стоимость входного билета в Арсенал, но как человек, который делает выставки, могу сказать, что эта сумма в большей степени связана с тем, сколько наши зрители могут позволить себе платить за поход на выставку, нежели с тем, какой процент от стоимости выставки билет может отбить.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph