ТЦ Республика - модные показы
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - «Модная карусель»
Свежий номер
c1FacebookВконтактеTwitterYouTube
Вход
Тема номера
Центр притяжения
До масштабных торжеств в честь 150‑летия со дня рождения великого писателя и нашего земляка Максима Горького осталось чуть меньше года, но мероприятия, приуроченные к юбилею, проходят в Нижнем Новгороде уже сейчас.
Деньги
Имя стоит дорого
Писатель как мастер словесности и инженер человеческих душ, безусловно, пополняет сокровищницу культуры.
Международные связи
Новый Maxim Gorky
Алексей Максимович Горький — один из самых известных во всем мире российских писателей
Законодатели
Горький поможет Нижнему
На последнем заседании Думы Нижнего Новгорода глава города Иван Карнилин представил депутатам отчет о своей работе за период с октября 2015 года.
Культура
Образное воплощение
В день рождения Максима Горького в Литературном музее открылась уникальная выставка.
Спорт
Визит посла
Дмитрий Черышев включился в программу подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России.
Размышления на тему

06.04.2016, 14:36  Блог  «Удивительно всё это происходит у художников»

«Удивительно всё это происходит у художников»

— Леонид Александрович, здравствуйте, это Максим Калашников. Мы с вами были знакомы лет 20 тому назад, вы уже, наверное, и не помните. Мне бы в галерею к вам зайти, поснимать.

—Да ради бога, приезжайте.

— Едем!

Так началось наше второе знакомство с художником Леонидом Колосовым. Вместе с фотографом Романом Бородиным мы поехали к нему в одну из мастерских Блиновского пассажа на Рождественской, чтобы просто посмотреть: быт, процесс создания картины, атмосферу творчества.

Подниматься в «Блиновку» тяжело. Высоко. Ступеньки крутые. Лестница старая, кругами.

— Здравствуйте, — уже доносится сверху знакомый, добрый голос Леонида.

— Подождите, мы уже рядом, — задыхаясь, говорю в ответ.

 

Проходим в мастерскую. Рома снимает: картины на стенах, холодильник с рисунками на дверце, краски, кисточки.

— А сюда можно? — спрашивает.

— Да, пожалуйста.

— А наверх подняться?

— Куда хотите.

Мешать творцам не хочется. Роман занят, Леонид продолжает рисовать: мелкими мазками доводит что-то на холсте с уже готовой, кажется мне, картиной. Но при этом рассказывает:

 

— Ничего, в общем-то, не изменилось у меня, Максим. Всё так же.

— Да, я всё узнаю, — хотя на самом деле раньше Леонид работал в другой мастерской, на другой стороне коридора. Но как будто перенес ее в новое пространство.

— Всё так же работаю, сижу.

— Я сразу спрошу: а на что художники живут?

— Тут всё гораздо сложнее, чем кажется. Есть более успешные художники, есть менее успешные, есть более удачливые, есть менее удачные. Как везде в творчестве. Не каждый художник вообще любит общаться, разговаривать, все такие болезненные, скрытные, потом — злые. Я смотрю на всё это просто, легко. Пришёл человек — я даже могу не спросить, зачем? Попил чай и ушёл. Ну, ушёл, и на здоровье. А что до продаж, то сейчас вообще почти ни у кого ничего не продаётся. У меня, например, почти только копии заказывают. А потом, у меня такая живопись, она всем подходит: и детям, и взрослым. Сказка, фантазия. Вот эту картину, например, уже несколько раз пишу, повторяю.

— Да, я её знаю.

— Почти ни у кого ничего не продаётся, — продолжает Колосов. — Даже у нас в галерее: висят 50 картин, ходят люди, смотрят. Но не покупают. Нищета же. А богатые — они очень жадный народ. Очень жадный.

— И что, с 90-х не изменилась ситуация, спрос не стал выше?

— Нет. Была хорошая ситуация в начале 2000-х, ещё где-то в 2008—2009 годах, в 2011—2012-м. Приходили, покупали по несколько штук за большие суммы. Потом это всё, естественно, рухнуло. Всё начало исчезать куда-то.

— А мастерская дорого Вам обходится? — ее, кстати, предоставляет Союз художников.

— Мастерская обходится где-то в месяц около 6 000, — Леонид имеет в виду коммуналку.

— И сколько художников сейчас здесь?

— Около 20, но пишущих… дай бог, пять человек. Остальные, как могут, крутятся, потому что писать и зарабатывать на картинках невозможно. Опять же, художники — народ очень капризный. Кто-то захотел картину купить, а ему дорого. Говорит: сделайте копию подешевле. Не хотят. Очень капризный народ, со всякими своими заскоками.

— Вы говорите, есть более удачливые, а есть менее удачливые художники. Из чего складывается удача?

— Складывается все на небесах, — философствует Леонид в ответ. — От темы многое зависит, от техники письма. От вкусов людей. А еще от того, идет от картины излучение какое-нибудь или нет. Или от автора — идет оно или нет. Они же — и художники, и картины — живые, что-то излучают.

— А раскрутка играет какую-то роль?

— Нет-нет. Почти нет.

— Нет? — удивляюсь, потому что искусствоведы и галеристы утверждают обратное. — Даже на стоимости работ это не сказывается?

— Это бессмысленно. Это в Москве они раскруткой балуются, в столице, в Питере. А мы — в провинции, у нас это не сказывается. Глупо это. Фикция, разговоры. Кто как может, тот так и пишет. Но всё равно подсознанием мы обращаем больше внимания на какое-то отношение, на потраченное время, на то, сколько души вложено. Ты приходишь, смотришь на картины и сразу видишь, как они были написаны и за сколько времени.

— А сколько времени надо на хорошую картину?

— Невозможно сказать. Я могу год писать её. Самое главное — не торопиться никогда. Я, допустим, не знаю, что делать с ней. Не знаю. Отложу, пишу другую. Через неделю вдруг понимаю, что надо делать дальше. Так оно и складывается. Бывает вообще по пять лет рисую. Важно не торопиться и не думать никогда о деньгах.

— Ну а как без денег-то? Опять-таки в плане продаж: что считается удачей — продать одну картину в месяц, в год, в три месяца?

— Может быть, не нужно об этом задумываться, Максим, потому что это всё влияет на нашу внутреннюю психологию. Думанье о деньгах? Да ни в коем случае! Нет денег — ну и нет, ну и до свидания. Нравится — пишешь. Любишь — пишешь. Всё. А как начинает человек творческий думать о деньгах, у него Боженька и забирает этот дар, забирает душу. Хочешь ты этого, не хочешь, он заберёт обязательно. Хотя Боженька никогда зла не делает, но всё равно так происходит у нас в природе. Удачу что ли заберёт.

— А членство в Союзе художников что-то даёт вам?

— Членство в союзе даёт самое главное — мастерскую. И выставки. Это счастье, что это членство после распада СССР у нас всё-таки сохранилось.

— Почему так мало, практически нет, каких-то творческих объединений художников помимо Союза?

— Они не нужны. Они бессмысленны. Они возникают только лишь на амбициях тех, кто хочет их создать. Всего лишь на этом. Да они и не будут работать, художники — народ очень разобщённый, очень психологически неуравновешенный. Очень ревнивый. Творчество даёт свой отпечаток, очень тяжёлый.

— А ревность-то к чему?

— Ревность к другим художникам. И ты с этим или борешься как творческий человек, ты стараешься это всё заглушить, или же у тебя всё идёт на отмашку. Многие просто злыми становятся. Злыми, ненавидящими. Прям всех ненавидят: Иванова, Петрова, Сидорова, мол, как так: мажет всякую дрянь, а у него что-то покупают, а я лучше, а у меня не покупают. Мы же люди, куда мы денемся от этого, мы все больны.

— А вы, я смотрю, все так же мифологичность любите, ирреальность, она у вас присутствует в картинах уже очень-очень много лет. Это сложно — не менять направление и постоянно находить какие-то новые сюжеты, мысли?

— Рисовать всегда сложно. Всегда болеешь. Каждый день, каждый месяц находишься в судорогах, что всё, ты конченый человек, бездарность полная, ничего уже не можешь, в мозгах уже нет ничего. Это, может быть, и правильно. Это лучше, чем зазнаваться и говорить, что ты гений. Бывают такие ситуации, что ты вообще не знаешь, что делать, потому что руки опускаются. Но понимаешь всё-таки, что надо работать, надо писать. Нельзя входить в хандру — потом можно не выйти. И вот ты сидишь, работаешь, потом опять начинаешь раскручиваться, потом — опять хандра, опять болезнь, опять заново всё. Я привык.

— Застоев не бывает у вас в творчестве?

— Постоянно …

— Длительные?

— Длительных не бывает. У меня может быть застой каждый день, но каждый день я сажусь писать. Застой — это гибель, это всё, труба. Каждый день надо работать, независимо от того, плохо тебе, не плохо, разлюбили там тебя или ещё что-то. Надо работать и всё. Творчество — это дело очень своеобразное, индивидуальное для каждого. И обижаться тут не на кого. Это ты сам выбрал — это твоя любовь. Ты выбрал её. Часто бывают у кого-то мысли: зачем я это пишу, делаю, никто ничего у меня не покупает. Ну не делай, не пиши, займись другим чем-нибудь! Что там причитать-то? Это же всё от любви делается в первую очередь.

— А не было мысли бросить всё, рисовать пейзажи, натюрморты?

— Так я и пейзажи, и натюрморты рисую. Всё есть. Но это как побаловаться немножко, просто поработать. А самое главное рождается, когда идет какая-то длительная работа, с элементами мистики, философии, народности какой-то…

— Эти сюжеты — они у вас в голове просто появляются, или вы куда-то ездите, общаетесь с народом, собираете сказания, легенды?

— Да они сами появляются. Я могу ездить и общаться сколько угодно, а в голове может ничего и не появиться. Оно как-то само возникает: вот что-то увидел, и мысль нужная возникает. Объяснить я не могу. Приведу пример смешной, хотя, наверное, рассказывал уже…

— Мне — нет.

— Ехал я как-то в метро, а до этого долго болел какой-то картиной, не мог никак её изобразить. Там у меня дед должен был появиться на картине и его такое внутреннее мировоззрение. Сижу в метро. И вдруг заходит дед! Ну, вот как это, откуда? Я еще думаю, а может мне померещилось? Дед — вообще необычный, борода вот такая: прямая белая, вот так торчит, — показывает. — Блин, как? Откуда он взялся? И потом он как испарился. Куда он вышел, куда пошёл? Совершенно непонятно, откуда что берется. Просто ты думаешь о чём-то, и оно где-то там начинает мерцать, что-то приходит. Что-то летает в пространстве, соединяется со мной. И это радостно! Ты садишься, начинаешь наброски делать. Наброски получаются, ты счастлив, думаешь, открыл что-то опять. Но садишься за холст, а он диктует сам, и он говорит: а фиг, ничего не получится, не будет этого ничего. И ты начинаешь писать и понимаешь, что не ложится, не компонуется, ничего не произойдёт. И опять в поиске. Очень всё сложно.

— То есть замысел и результат — это разные вещи?

— Да-да. Часто холст просто отторгает то, что ты придумал.

— Ну а как это происходит?

— Начинаешь делать наброски, композицию, а она не живёт, она отвергается холстом. Вот не живёт.

— А как вы понимаете, что, наоборот, живёт, всё получилось?

— Всё как-то соединяется, всё движется, всё само подходит: и цвета, и фигуры, и композиция. Опять же, всё случайно.

— Вы чаще довольны своими работами или нет?

— Да из 100 работ, может быть, одна-две случайно хорошие. В основном, всё барахло. Это нормально.  Получилось — счастлив. Нет, ну что же — дальше работаешь. Вообще, удивительно всё это происходит у художников.

 

Удивительно, — соглашаюсь я, хотя так и не понимаю эту сказочную способность создавать целый мир на холсте. Даже кусочек мира — всё равно не понимаю. Задумавшись и отчего-то загрустив, ловлю себя на том, что медленно собираю вещи: блокнот, ручку засовываю в рюкзак, диктофон выключаю, телефон с авиарежима перевожу в обычный.

 

— Наболтал я вам тут немного на дорогу? — выводит из оцепенения Леонид.

— Спасибо. Да, — улыбаюсь ему.

— А знаете, я начинаю вас припоминать. Черты лица какие-то знакомые…

Я радуюсь. Когда-то мы были на ты…

 

Откуда-то с потолка спускается Роман Бородин.

— А можно вас попросить встать вот так у мольберта? — принимается за портрет.

— Можно.

— А можно вас попросить голову чуточку левее?

— Вот так.

Пусть занимаются. Художники — они такие. Их лучше не отвлекать.

Текст: Максим Калашников. Фото: Роман Бородин.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Видеоновости
Снижение банковских ставок по ипотеке налицо, но нет взрывного роста продаж жилья, — нижегородские эксперты
Застройщики и представители банка ВТБ24 обсудили ипотечные механизмы приобретения жилья.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph