Архив рубрики

У большой воды

Город, стоящий на реке, неизменно живет в ее ритме. Наступление холодов, когда заканчивается навигация и водная гладь покрывается первым льдом, или приход тепла, когда этот лед начинает таять и на реке появляются буи, — все это замечают горожане, живут и работают в согласии с этими переменами. Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
У большой воды

Город на реке — настолько глубокая, неисчерпаемая тема, что есть риск утонуть в ней. Нижний Новгород не просто входит в число крупнейших волжских городов со славной историей и традициями, он стоит на слиянии Волги и Оки, что дает большую протяженность его береговой линии и набережных, определяет особенность судоходства, влияет на климат и транспортную инфраструктуру и так далее. Высокий правый и низкий левый берега Оки и Волги определили характер развития города, размещение его исторической, административной, промышленной частей. А статус закрытого военно-промышленного города повлиял на благоустройство этих берегов, на их функциональное использование.

Суровая правда

В тексте доклада главного архитектора «Института развития города ”НижегородгражданНИИпроект”» Юрия Карцева, опубликованном в сборнике XIV Международного научно-промышленного форума «Великие реки‑2012», читаем, что в период с 1967 по 1972 год впервые было выполнено утилитарное бетонное берегоукрепление Нижневолжской набережной, что рекомендуется в зоне оползневых склонов. Автор указывает, что «с точки зрения классификации Нижневолжская набережная относится по профилю гидротехнических конструкций к двухъярусным и по функциональному назначению является многофункциональной», то есть это одновременно прогулочная, транспортная и причальная набережная. Однако «с основания города Нижневолжская набережная как прогулочная не имела типологических признаков и необходимого благоустройства». Бетонные плиты набережной на многие километры определили достаточно суровый вид речных берегов в пределах города. Декоративной облицовки, балюстрад, красивых спусков к воде, ротонд и колоннад Горький — Нижний Новгород не получил. Наша набережная — это утилитарное сооружение.

Незначительные изменения, связанные с преображением набережной на отдельных ее участках, происходили в связи с развитием речных перевозок, водного туризма в середине — второй половине ХХ века.

В 2014 году речной трамвайчик пользовался большой популярностью у горожан

Около 30 лет назад наш город активно пользовался внутригородским и внутриобластным речным транспортом. У речного вокзала кипела жизнь, выстраивались очереди за билетами на суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Восход», «Метеор». Скоростные маршруты были частично закрыты в 1990‑х и полностью — к 2013 году. Пассажирские перевозки водоизмещающим транспортом, осуществлявшиеся теплоходами типа «Москва», «Москвич», ОМ, ПС, также были постепенно закрыты к 2013 году.

Активное использование судов на воздушной подушке для перевозок пассажиров по маршруту Нижний Новгород — Бор и обратно сошло на нет к 2014 году. Сегодня по существующему расписанию работает паромная переправа.

Стоп машина

Таковы транспортные потери города. Из транспортных приобретений последних лет — канатная дорога Нижний Новгород — Бор, ставшая экзотическим видом надземного транспорта, и метромост, благодаря которому метро пришло в верхнюю часть города. Но компенсировали ли эти проекты утраченное?

Летом 2014 года большой резонанс вызвал пилотный запуск речного трамвайчика, который начал курсировать от причала перед Александровским садом в Нижегородском районе до жилого микрорайона «Юг» в Автозаводском районе. Администрацией города были закуплены два катера КС110 и КС140 производства Костромского судомеханического завода, вмещающие соответственно 12 и 32 пассажира. 50‑минутная поездка по участку Волги пользовалась большой популярностью, и в силу постоянных сбоев в расписании маршрут был скорее прогулочным. Мелководье 2014 года не позволило катерам продолжить свою работу, и она больше не возобновлялась. Причины назывались самые разные, в том числе — отсутствие дотационного финансирования со стороны города.

Сегодня, спустя уже два года после запуска трамвайчика, его по-прежнему с грустью вспоминают те, для кого возрождение и развитие отношений горожан с рекой имеет принципиальное значение. Практически все герои и эксперты этого речного номера, отвечая на вопросы и давая комментарии, приводили в примеры города и страны, где речной транспорт поддерживается государством, муниципалитетами. «Все равно рано или поздно мы к этому придем — у нас будет внутригородской речной транспорт, — говорит Юрий Карцев. — В генеральном плане 1999‑го и в ныне действующем 2010 года эти маршрута намечены. Планы есть, а их реализация связана с экономикой». Также намечено добавить городу как минимум три моста в черте города: два через Оку — в продолжение Заречного бульвара и улицы Ванеева на Автозавод, а также одного в Подновье. Заложен в генплане и пешеходный мост через Оку — фантастический проект, призванный связать район Больших оврагов и заречную часть города.

Будем жить!

А что же с жилищным строительством около воды? Суровые бетонные набережные города словно не предполагали, что рядом с ними могут возводиться яркие жилые микрорайоны с детскими садами и цветниками. Строительство современных жилых домов около водоемов и рек началось в Нижнем Новгороде в последние 10–15 лет. И это настоящий прорыв в налаживании отношений горожан и рек. Сейчас наиболее перспективным с точки зрения застройки жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры является левый берег Оки, хотя и правый берег привлекает инвесторов. Суть не меняется: все возможные способы приближения жителей города к воде, конечно, в рамках уважительного отношения к природному ресурсу, положительно влияют на качество жизни, на развитие города, повышение его туристической привлекательности.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлено экспертом.

Публикации по теме
Александр Баринов: «Наша задача – сохранение водного ресурса»
Александр Баринов: «Наша задача – сохранение водного ресурса»
Руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления о кубических километрах воды.
Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»
Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»
Командор Нижегородского морского клуба о том, как вода воспитывает.
Александр Иванов: «У Волги есть будущее»
Александр Иванов: «У Волги есть будущее»
Доцент кафедры ЮНЕСКО и кафедры экологии и природопользования ННГАСУ о роли крупнейшей реки мира в жизни нижегородцев.
Андрей Шеногин: «Моя профессия вымирает»
Андрей Шеногин: «Моя профессия вымирает»
Капитан волжского флагмана «Георгий Жуков» о работе, прогнозах и специфике отдыха на воде.
Александр Шишкин: «Открытие навигации — это начало большой работы»
Александр Шишкин: «Открытие навигации — это начало большой работы»
Управляющий директор ОАО «Судоходная компания “Волжское пароходство”» о грузовых перевозках на Волге.
Такая разная река
Такая разная река
В одну и ту же реку нельзя войти дважды... Древние знали, что говорили. Именно поэтому мы так любим смотреть на текущую воду — она уносит прошлое, питает настоящее и пророчит будущее.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Пенсионный фонд
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Юрий Карцев
Юрий Карцев
Главный архитектор «Института развития город ”НижегородгражданНИИпроект”»
Нижний Новгород исключительно красив своим рельефом и расположением на слиянии двух мощных рек. Это придает городу неповторимое очарование и вместе с тем требует особого внимания со стороны администрации, городских коммунальных и инженерных служб, архитекторов с точки зрения максимально корректного и эффективного обыгрывания этого факта в плане архитектурно-градостроительной эстетики.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph