Архив рубрики

Александр Шишкин: «Открытие навигации — это начало большой работы»Управляющий директор ОАО «Судоходная компания “Волжское пароходство”» о грузовых перевозках на Волге

Александр Шишкин: «Открытие навигации — это начало большой работы»

Александр Алексеевич, навигация 2016 года стартовала 25 апреля. Это поздно или рано?

Это по графику. Существует график работы шлюзов, который ежегодно публикует Федеральное агентство морского и речного транспорта. На юге – на Волго-Донском канале и в низовье Волги – навигация начинается 1 апреля, а то и пораньше. На нашей территории река начинает работать в конце апреля. Хотя уже всем очевидно, что климат теплеет, поэтому мы написали письмо в минтранс с предложением сдвинуть навигацию на более раннюю дату.

Каковы планы по перевозкам на этот год? Чего вы ждете от навигации?

В нашем холдинге существует система планирования, и перед каждым новым годом мы защищаем бизнес-план на новую навигацию. Все грузопотоки описаны в этом плане, хотя, конечно, весной могут вноситься корректировки.

Традиционно из года в год мы перевозим удобрения, металлопрокат, зерно, химические грузы, минерально-строительные грузы, в последние два года на речном транспорте стал появляться уголь. По каждому пункту этой номенклатуры рассчитывается количество тонн, определяется число судов, которые будет необходимо задействовать для перевозки этих грузов, составляется план подготовки флота к навигации. Помимо всего этого в бюджет закладывается: предположительный курс евро, индекс потребительских цен, цены на топливо, натуральный расход топлива, питание экипажа, размер вознаграждения и много, многое другое.

В 2015 году мы перевезли 5,6 миллиона тон грузов, хотя первоначально в план была заложена меньшая цифра. В плане на эту навигацию – 5,2 миллиона тонн. А конец года покажет, сколько же наши суда перевезли по факту.

Сколько же судов задействованы в этой работе?

Состав может незначительно меняться, но есть рабочее ядро флота, которое из года в год вводится в навигацию. Это и непосредственно самоходные сухогрузы, буксиры с баржами, а также вспомогательный флот, включающий катера, дежурные буксиры, суда технологического обеспечения. Все вместе – около 200 судов.

В миссии компании прописаны строительство новых и модернизация старых судов. Насколько удается увеличивать количество судов?

В течение 2011–2012 годов на Окской судоверфи, входящей в наш холдинг, были построены 10 сухогрузных речных судов проекта RSD44. Это первое и пока единственное пополнение с начала 1990-х годов. Без преувеличения скажу, что это был прорыв в масштабах всей страны. Если танкеры и сухогрузы река–море все же строились, то речными сухогрузами до этого никто не занимался 20 лет. В настоящее время мы рассматриваем возможность строительства серии сухогрузных речных судов нового проекта.

Так вот, эти новые суда были спущены на воду в 2012-м, в год 70-летия Сталинградской битвы, и свои названия они получили в честь нижегородских, тогда горьковских, речников – геройски погибших капитанов, которые доставляли в Сталинград припасы, технику и живую силу, вывозили раненых. Эти капитаны были гражданскими, не все личные дела удалось нам найти в архиве, но многие мы разыскали. Головное судно – «Капитан Рузманкин», а еще «Капитан Сергеев», «Капитан Канатов», «Капитан Шумилов», «Капитан Афанасьев» и другие наши земляки. Так мы увековечили память славных капитанов-волгарей.

И еще об одном памятном событии. В 2013 году Волжское пароходство отметило свое 170-летие, к этому юбилею на причале перед речным вокзалом появилась скульптурная группа «Труженикам Волги».

Да, и, насколько я знаю, это единственный памятник речникам у нас в стране. И я горд, что он стоит здесь, в Нижнем Новгороде, на берегу Волги. Скульптурная группа символизирует преемственность поколений речников, работающих на российских реках, отдает дань уважения династиям волгарей. Все туристы, сходя с теплоходов, обращают внимание на эту скульптуру, сюда даже стали приезжать молодожены. Так складывается новая традиция! Для речного города это действительно здорово.

А еще замечательный поэт и музыкант Олег Митяев специально для нас написал к юбилею две песни – «Волгари» и «Бурлачка». И вот «Волгари» стали для компании неформальным гимном – теплой душевной песней, которая буквально дышит речным воздухом.

Сколько человек трудятся в компании?

Сейчас в нашем сухогрузном дивизионе внутренних речных перевозок около двух тысяч работников. Это и те, кто трудится на теплоходах, и те, кто трудится на берегу.

Это численность большого завода!

Сегодня в структуре компании работают Борская и Волжская базы технического обслуживания флота. Волжское пароходство владеет контрольными пакетами акций трех судоремонтных заводов: ОАО «Борремфлот», ОАО «Судоремонтный завод “Память Парижской коммуны”» и ОАО «Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота». А когда-то все порты, все судоремонтные предприятия на Волге принадлежали Волжскому пароходству. В начале 1990-х годов Госкомимуществом была выбрана для Волжского пароходства схема приватизации по разделению видов деятельности. Эти времена безвозвратно ушли, и многие предприятия уже не существуют, а другие находятся в удручающем состоянии. К сожалению, наш нижегородский порт в том числе. В советское время был Госплан, и каждый порт имел определенный объем грузов, который он принимал от железной дороги и отгружал на речной транспорт. Сегодня «железка» не делится, все везет сама, а в результате порты страдают.

Я убежден, что в городах-миллионниках порт с обязательным набором специальной техники должен быть! Это важно и с точки зрения развития транспортной логистики, и с точки зрения обороноспособности – с перевозом крупногабаритных грузов, например, железная дорога просто не справится, а реке это как раз по силам. Именно поэтому речной транспорт должен существовать именно как стратегический.

Верно ли сегодня традиционное представление, что речные перевозки – одни из самых дешевых? И если верно, то почему этот аргумент не является решающим для возрождения и дальнейшего развития речного флота?

Это верно. Река – не только самый экономичный, но и самый экологичный способ перевозки грузов.

Флот возрождается, но медленно, особенно сегмент сухогрузного речного транспорта. Есть несколько причин этого. Все виды транспорта – автомобильный, трубопроводный, железнодорожный и авиационный – конкурируют между собой. Автомобильный транспорт берет на себя очень много перевозок и при этом загрязняет окружающую среду в шесть раз больше, чем речной транспорт. Железная дорога – в три раза больше. Конечно, речной транспорт – это сезонность, а железная дорога работает круглый год. Автотранспорт также имеет свое преимущество – доставка от двери до двери.

В 2011–2012 годах корабельный состав Волжского пароходства пополнился 10 новейшими сухогрузами

Кроме того, единая глубоководная система, которая должна была обеспечивать глубину в четыре метра в европейской части России, уже не работает. Четыре метра – это означает, что осадка, на которую можно загрузить судно, должна быть максимум 3,60 метра. В районе Городца мы такой осадки уже и не помним, а в прошлом году в конце навигации дошло до того, что в этом месте реку можно было вброд перейти – глубина стояла меньше двух метров. И некоторые наши суда порожнем, с выкачанным балластом не могли пройти.

ГЭС должна давать попуски и обеспечивать эту необходимую глубину, активно сливать – 1300 кубометров воды в секунду, чтобы глубина была примерно 3,30 метров и могли пройти суда с осадкой 3,05 метра. Это означает значительный недогруз: 1 сантиметр осадки – это 20 тонн груза. А если 55 сантиметров – умножьте на 20, вот вам 1100 тонн недогруза.

И вот теперь представьте – мы взяли кредит на строительство флота, этот кредит должен быть длинный, ведь окупаемость флота составляет порядка 10 лет. А этот флот на полную загрузку работать не может, но ведь кредит выплачивать нужно.

Вторая проблемная точка – это Дон, Цимлянское водохранилище. Основной грузопоток в единой глубоководной системе европейской части страны сосредоточен сейчас там, поскольку туда идет много нефтепродуктов, химических грузов, а также зерна. Но в прошлом году, как и многие предыдущие годы, Цимлянское водохранилище не набирало достаточно воды, чтобы обеспечить глубины на Нижнем Дону. Выход – строительство еще одного шлюза ниже Кочетовского гидроузла. Мы всей отраслью долго занимались этим проектом, и сейчас он вошел в федеральную целевую программу.

С Городцом тоже, слава богу, движение началось. Низконапорный узел решит сложную ситуацию, и можно будет заказывать суда и быть уверенными, что они будут полностью загружены, а сроки их окупаемости будут исполнены.

Вы говорили о двух тысячах сотрудников. Что это за люди? Сохранились ли династии речников?

Сохранились династии, заложенные еще до Великой Отечественной войны. Это Белодворцевы, Сычевы, Батяловы и другие. Возникает новая преемственность, когда сыновья приходят по стопам отцов, ведь многие с детства проводили лето на теплоходах вместе с родителями.

А жива для этих мальчишек речная романтика?

Поскольку наш город традиционно готовил молодежь к работе на реке, на судах – есть и речное училище, и университет водного транспорта, мы ежегодно берем на практику около 200 курсантов и студентов. Кроме того, есть еще Казанский речной техникум, Самарский речной техникум и Волгоградский техникум водного транспорта. С последним мы сотрудничаем особенно тесно и большую часть выпуска, а он готовит рядовой судовой состав – матросов, мотористов, боцманов, поваров, забираем себе.

Жива ли романтика? Конечно, жива, хотя для романтиков сейчас непростые времена. Скажу, что в большинстве связать свою жизнь с рекой готовы ребята из волжских сел, затонов – им река понятна и близка с детства. Раньше все волжские села и деревни имели свою специализацию. Например, в Кадницах жили лоцманы… И это был очень хороший человеческий ресурс, настоящее народное богатство. Многое уже ушло, но сегодня мы видим, что интерес к работе на реке у молодежи просыпается.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлено пресс-службой ОАО «Судоходная компания “Волжское пароходство”».

Публикации по теме
Более 4 млн тонн груза перевезло Волжское пароходство за навигационный период 2016 года
11.10.2016, 13:22  Экономика  Более 4 млн тонн груза перевезло Волжское пароходство за навигационный период 2016 года
Волжское пароходство подвело итоги за девять месяцев своей работы.
У большой воды
У большой воды
Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Седьмое небо» - Ключик к счастью
День здоровья ТРЦ Жар-Птица
ЖК «Цветы»
Торговые ряды Жар-Птица - Хоровод летних скидок
Свежий номер
Вход
Тема номера
В мировом контексте
Нижний Новгород расположен в центральной части России, вдали от государственных границ, однако тема международного сотрудничества не становится от этого менее актуальной. Напротив, город и регион в целом активно заявляют о себе в мире. Это в наших традициях.
Деньги
Потоки товаров и инвестиций
В 1990‑е годы Нижний Новгород был заполонен разного рода организациями по поддержке и развитию предпринимательства. Сейчас инвестиции стали гораздо крупнее, а товарооборот — масштабнее.
Международные связи
Венгрия для туристов
О преимуществах отдыха в Венгрии нижегородским туроператорам рассказал советник по туризму посольства Венгрии в РФ Шандор Фабиан на круглом столе в рамках Дней венгерской культуры в Нижнем Новгороде.
Законодатели
Первая женщина-мэр
Дума Нижнего Новгорода на заседании 21 июня избрала Елизавету Солонченко главой города
Культура
Общий праздник
Год от года День города, совпадающий с Днем России, становится масштабнее и красочнее.
Спорт
Культура боя
Команда тренеров из Бангкока поделилась секретами муай тай с нижегородскими спортсменами.
Анонсы ТВ-программ
Досье
Александр Алексеевич Шишкин

Родился 4 марта 1951 года в Горьком.

В 1975 году окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «судовождение на морских путях».

С 1976 по 1995 год работал штурманом и капитаном на теплоходах Волжского пароходства.

С 1995 по 1998 год — заместитель начальника управления загранперевозок.

С 1998 по 1999 год — начальник службы безопасности судоходства и радионавигации Волжского ГБУ.

С 2002 по 2004 год— генеральный директор Волжского пароходства.

C 2004 года по настоящее время — управляющий директор Волжского пароходства.

В 2009 году А.А. Шишкину присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

В 2011 году управляющий директор Волжского пароходства награжден высшей отраслевой наградой — медалью «За заслуги в развитии транспортного комплекса России».

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph