Архив рубрики

Андрей Шеногин: «Моя профессия вымирает»Капитан волжского флагмана «Георгий Жуков» о работе, прогнозах и специфике отдыха на воде

Андрей Шеногин: «Моя профессия вымирает»

Андрей Васильевич, чего вы ждете от навигации этого года?

Стабильности в работе. Санкции, видимо, на всех повлияли, и нас тоже затронули. Главное в нашей работе – турист. Будет он – значит и мы будем ходить. Надеемся, что ситуация будет улучшаться. Если сравнивать навигацию этого года и ту, что была два года назад, то эта будет более стабильной. Продажи, судя по пассажирам, идут хорошо. А дальше – покажет время.

А что про воду говорят? Будет она в этом году?

Горьковское, Угличское, Рыбинское водохранилища воды набрали до нормального подпорного уровня. Это главное. По сравнению с прошлым годом видно, что воды прибавилось. Даже в затоне, где мы стоим, на пару метров ее больше. У нас очень много рейсов из Москвы вниз по Волге – в Пермь, в Астрахань… Мы все надеемся, что вода будет, но быть уверенным на 100% пока не можем.

В первый рейс куда пойдете?

Из Нижнего Новгорода в Кострому и обратно. Все места проданы. После в Москву, и оттуда уже начнем работу. Мы пойдем не первыми, самым первым наш сосед пойдет – «Ленин».

Давно на реке?

В первый раз я пришел работать на суда в 1992 году. Был матросом-практикантом, с тех пор так и пошло. Мне кажется, что большая часть тех, кто вырос на Волге и решил себя с ней связать, из профессии не уйдет. Хотя в последнее время наша профессия вымирает.

Почему?

Раньше были вузы, ПТУ, училища… Все это позакрывалось. Остались единицы. Ребят нет, и некому их учить.

А причина какова? Профессия непривлекательна или государству невыгодно иметь флот?

Ну, как это невыгодно государству флот иметь? Это же туристический бизнес! Значит, выгодно. Дело в том, что суда этого проекта и те, что сейчас строятся в Сормове, в Навашине, относятся к пятой группе. Но те, кто приходит из речного училища, из университета водного транспорта, имеют дипломы третьей группы судов. Они со своими дипломами могут максимум трехпалубниками управлять. Дальше им дорога закрыта, а мы как раз нуждаемся в этих специалистах. Это тупик.

Ну, еще, наверное, флот стареет? Вашему «Жукову» вот сколько лет?

Он 1983 года постройки. Есть, конечно, поновее суда, но и этот проект 92-016 самый последний. И таких судов всего девять.

Все девять живы?

Конечно! Все на плаву. Единственное, что «Михаил Калинин» был модернизирован и немного изменился.

«Жуков», получается, мой ровесник. Для судов 30 лет – это старость?

Старость… Молодость… Это относительные понятия. У нас все определяется Российским речным регистром. Каждые пять лет суда проходят докование, после которого начинается освидетельствование корпуса, движительно-рулевого комплекса судна. После выносится решение о его годности. Тут как в автомобиле: если следишь за машиной, она поедет, а если все бросить на самотек, то…

Теплоход «Георгий Жуков» — один из флагманов речного флота на Волге

Работа у вас сложная?

Профессия специфическая и требует очень большой ответственности. Особенно от командиров, которых здесь 14 человек – это комсостав. Все остальные – рядовой состав.

А всего сколько?

Всего 43 человека. Рядовой состав меняется, комсостав тоже меняется, но реже. Командир должен расти по должности, а для этого он должен иметь определенный стаж.

В этом году будет пять лет с момента гибели «Булгарии». Можно все же говорить о причинах трагедии?

Мы много обсуждали, говорили об этом с коллегами. Скорее всего, перед выходом в водохранилище сам экипаж халатно отнесся к своим обязанностям. Есть регламенты и правила, по которым перед выходом в озерную часть водохранилища получается прогноз погоды, путевая информация и только на основании этого производится поэтапная подготовка судна к выходу. Видимо, они что-то упустили, и в итоге теплоход погиб вместе с людьми.

А то, что только один двигатель был в работе?

Нет. Это не влияет на непотопляемость. Тут скорее была нарушена герметичность корпуса – внизу были открыты иллюминаторы. Судно при повороте накренилось в сторону, противоположную повороту. Плюс еще наветренный борт. Теплоход просто ушел на дно.

Люди перестали бояться речных поездок?

Вы знаете, самое удивительное, что больше вспоминают ситуацию не с «Булгарией», а с теплоходом «Александр Суворов» в 1986 году. В Ульяновске он зашел в шестой пролет железнодорожного моста, а должен был зайти во второй. В результате он снес себе всю четвертую палубу. Раньше за рубкой находился кинозал, в это время там шла программа. Сколько людей тогда погибло… После этой трагедии теплоход передали нам, он был восстановлен и теперь работает. Так вот эту историю отдыхающие почему-то помнят лучше, чем «Булгарию».

А бояться ли они? И самолеты летают и падают, в последнее время чаще. Но все равно люди летают.

Ваши туристы – это кто?

В основном это люди за 40. В последние пять-шесть лет молодежи очень мало стало отдыхать, раньше было наоборот. Скорее всего, молодые люди выбирают другой отдых, ведь речной туризм специфический…

А в чем специфика?

Во время круиза люди находятся почти все время в замкнутом пространстве. Возьмем, например, круиз от Москвы до Санкт-Петербурга. 10–12 дней. Кругом вода, раз в сутки стоянка. Не каждый, как мне кажется, может сесть и поехать. Кто-то потом даже говорит: «Это не мое».

А постоянные туристы у вас есть?

Конечно! Самое интересное, что они не у меня, я три года работаю, они у теплохода есть. Они ходят именно на «Жукове», у них есть свой форум в Интернете. Это настоящие фанаты. И так каждый отдыхающий привержен своему теплоходу. Это просто надо любить.

А вы где сами отпуск проводите?

А его почти нет. Летом – навигация, зимой – ремонт. Я свое судно не брошу.

Река, говорят, опустела…

Наоборот! Она стала загружаться. Был перерыв с 1995 по 2000 год, а сейчас судов прибавилось. Флот начинает работать, движение на реках какое-то начинается. Маловодье, конечно, играет свою роль: регион разделился, но тем не менее…

Беседовал Ярослав Гунин

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
У большой воды
У большой воды
Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Андрей Васильевич Шеногин

Родился в 1976 года в городе Бор Горьковской области.

Потомственный речник. Всю жизнь работает на Волге в разных специальностях. 

После школы поступил в Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина.

Окончил Нижегородский государственный университет водного транспорта.

Капитан теплохода «Георгий Жуков».

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph