Архив рубрики

Александр Иванов: «У Волги есть будущее»Доцент кафедры ЮНЕСКО и кафедры экологии и природопользования ННГАСУ о роли крупнейшей реки мира в жизни нижегородцев

Александр Иванов: «У Волги есть будущее»

Город на реке – это особый мир. Это особая ситуация и для реки, и для города – с точки зрения архитектуры, инфраструктуры, и для жителей – с точки зрения культуры, образа жизни. Александр Владимирович, в чем уникальность именно Нижнего Новгорода – города на двух реках? В чем плюсы и минусы этого положения?

Вопрос очень хороший, и он к месту, но вот ко времени ли? Жизнь на реке за историю человечества очень сильно менялась, притом что цивилизации формировалась в значительной степени именно вдоль рек. Китай и Россия во многом формировались вокруг рек. Европейская цивилизация в значительной степени возникала вдоль Дуная и Рейна, да и в Италии коротенькие речушки имели порой не меньшее значение, чем выход к морю.

История жизни Нижнего Новгорода на реке, на мой взгляд, состоит из трех этапов. Если говорить о древности, то жизнь нашей области на реке началась примерно 800–1000 лет назад, когда часть ее нынешней территории входила в Волжскую Булгарию и здесь промышляли персидские купцы. Река была важной магистралью, торговым путем.

В XIX веке, когда появились пароходы, произошел мощнейший всплеск интереса к реке – на ней строился капитализм. Волга была дорогой с двусторонним движением: вниз по течению шел лес, вверх – текстиль, украшения, пряности, фрукты, овощи, рыба, икра. Это определяло весь образ жизни, формировало шкалу ценностей, развивало эту территорию. Два волжским города, Самара и Нижний Новгород, оспаривали право называться биржевым центром торговли зерном. Это ли не показатель! И, наверное, завершающий эпизод этого периода – XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года. Прекрасная последняя страница целой эпохи в развитии Волги.

Потом в какой-то мере из-за исчерпания ресурсов, в какой-то мере из-за развития железных дорог и автотранспорта многое изменилось. В ХХ века предназначение у реки было совсем другое. Из нее попытались сделать энергетического монстра: настроили равнинных плотин, превратили реку в набор водохранилищ. В какой-то мере это было оправдано, потому что для индустриализации всей страны нужна была электроэнергия.

Вы хотите сказать, что лучшее время Волги прошло? Тем, чем она была для нижегородцев, она уже никогда не будет?

Она будет другой. На сегодня мы находимся в ситуации безвременья. Речной транспорт с учетом его нынешнего состояния оставляет желать лучшего, но, думаю, это временное явление.

Сейчас много говорят о строительстве низконапорной плотины, о том, что поток судов станет таким, каким он был хотя бы 30 лет назад. Так вот, ничего такого не будет. Суда устарели, они изношены, береговая инфраструктура несовременна, стоимость перевозок и их время не соответствуют запросам рынка. Только еще какие-то многотоннажные грузы типа металлолома, щебня и песка лучше перевозить речным транспортом. Что касается иных грузов, то железнодорожный и автомобильный транспорт справляются с этой задачей гораздо эффективнее.

Что тогда остается реке? Незначительная часть грузов, пассажирские перевозки, туризм?..

Как внутригородской транспорт речные перевозки не очень себя оправдали с экономической точки зрения, но любой городской транспорт нуждаются в дотациях. При этом у нас в Нижнем интерес к речному транспорту очень большой. Здесь дело не в прибылях – нужно, чтобы это развивалось как бренд города, как то, что воспитывает уважение и к реке, к своему прошлому.

Европа пользуется своими реками, и весьма активно, Китай также находит экономические механизмы, позволяющие развиваться речному транспорту. Что же с нами? Мы ведь не глупее.

Я думаю, что XXI век – это век грандиозного преображения транспортных систем Евразии. Сегодня самая развивающаяся часть мира переместилась в район Индийского океана. Пришло время Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, арабского мира. Придет черед и восточной части Африки, выходящей к Индийскому океану, – Танзании, Кении, Судана, Египта… Уже сегодня здесь проживает треть всего населения Земли. Именно эта зона, как мне представляется, будет развиваться наиболее динамично. А если это так, то, конечно, обретает значение вся система коммуникаций «Север–Юг», идущих из России через Каспийское море и Иран в Индию.

Потенциал реки огромен. Главное — пристальное внимание

И обратите внимание, я не говорю о растиражированном, в том числе в СМИ, направлении «Восток–Запад», о Шелковом пути. Нужно понимать, что все основные коммуникации Шелкового пути проходят южнее России и предложить нам со своей стороны нечего. Мы на этом празднике жизни нужны, только чтобы пыль глотать.

Совсем другая история – направление «Север–Юг». Здесь нам на руку играет и расположение страны, и тот международный вес, который Россия имеет для ряда стран.

Какая же роль отводится Волге?

У Ирана есть проект, который он готов реализовать за четыре года, – строительство канала «Иранруд», или «Иранская река», соединяющего Каспийское море с Индийским океаном. Канал шириной 100 метров, около 700 километров длиной, с довольно большим перепадом высот. Иранцы сейчас активно изучают российский опыт эксплуатации Волго-Донского канала, предполагая, что эти два канала – Иранский и российский – будут работать в связке и предоставят им доступ в Черное море.

Я думаю, что это рано или поздно будет. Может, уже в 2020 году, а может, в 2060-м. В нынешних условиях строительство обойдется в 10 миллиардов долларов, то есть проект масштабный, но он вполне соизмерим с другими проектами, как, например, Никарагуанский канал из Карибского моря в Тихий океан.

Если это произойдет, Волга преобразится. Как только у нее появится реальный международный статус, на поле придут совершенно другие игроки, и, безусловно, они пробьют дорогу тем проектам, которые наполнят Волгу жизнью, и она станет той артерией, по которой Северная и Центральная Европа через Балтику, Санкт-Петербург, каналы и Волгу найдет дорогу к Каспию, Персидскому заливу и Индийскому океану.

Мне представляется это вполне реальным.

А пока великие волжские города – это лишь красивый образ, не подкрепленный действительностью? Сказка из прошлого?

Конечно, если мы посмотрим, какой вклад вносит в экономику области наш нижегородский порт или самарский порт в экономику Самарской области, то мы увидим, что у нас совсем плохо дело, в Самаре – чуть лучше. Да и в нашем образе жизни река – это скорее декорация. Но мы на самом деле не знаем, насколько глубоко река в нас засела.

Есть много рычагов, с помощью которых интерес к реке и понимание важности реки могут утвердиться в сознании. Первое, что можно сделать на этом пути, – изменить систему приоритетов в градостроительстве, в жилищном строительстве, в освоении внутригородских территорий. Известно, что в Лондоне недвижимость с видом на Темзу стоит на 50% дороже, чем аналогичная недвижимость без такого вида. В Париже точно так же – виды Сены увеличивают стоимость недвижимости на 50%. В США в среднем близость к водным ресурсам и к зеленым зонам увеличивает стоимость недвижимости на 28%. Это общедоступная информация. Мы на кафедре экологии и природопользования ННГАСУ попытались провести такое исследование в Нижнем Новгороде лет 10 назад. Различий в цене выявлено не было. А теперь ситуация меняется. Близость природных объектов увеличивает стоимость жилья до 10%. Такие же точно исследования проводятся в других городах-миллионниках, и о 10% удорожания говорят риелторы многих городов.

Что это означает для нас? Нижний Новгород занимает второе место в России по длине береговой линии крупных рек. То есть Ока и Волга дают нам береговую линию больше, чем у Волгограда, который вытянулся на 70 километров вдоль Волги. Опережает нас только Москва – 80 километров вдоль Москвы-реки. Другое дело – привести реки и их берега в порядок. Причем и малые речушки в черте города тоже.

Второе, что необходимо, – целостное представление о транспортной системе города, в которой у речного транспорта могло бы быть свое заметное место. Конечно, необходимы дотации, но это вполне реальные суммы. Нужно выводить его из положения аутсайдера.

Что касается грузовых перевозок, то если задаться целью и помощь нашему малому и среднему бизнесу, ситуация может измениться к лучшему. Только нужно понимать, что мы поддерживаем не предпринимателя с такой-то фамилией, а мы поддерживаем образ жизни, который обращен к реке.

Да, все это – большой комплекс мер. Волга, Ока, их притоки – эти реки сегодня нуждаются в нашем внимании, но их потенциал стоит нашего участия.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлено героем рубрики.

Публикации по теме
У большой воды
У большой воды
Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Пенсионный фонд
Новогодний калейдоскоп подарков в ТРЦ Седьмое небо
Фантастика дарит подарки
Подарки от Республики
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Досье
Александр Владимирович Иванов

В 1977 году окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета.

В 1977-1994 годах занимался гидрофизическими исследованиями в Институте прикладной физики.

С 1999 года по настоящее время – преподаватель ННГАСУ (доцент кафедры экологии и природопользования и кафедры ЮНЕСКО).

Кандидат экономических наук.

Сфера научных интересов:

- управление проектами устойчивого развития (Программа развития ООН);

- оценка воздействия автотранспортных систем на окружающую среду и здоровье населения;

- мониторинг и диагностика атмосферы и гидросферы;

- обращение с отходами производства и потребления.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph