Архив рубрики

Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»Командор Нижегородского морского клуба о том, как вода воспитывает

Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»

Владимир Иванович, Нижегородский морской клуб существует в Нижнем Новгороде с мая 2009 года. Его создание – это инициатива коллектива единомышленников или это была исключительно ваша идея?

Была внутренняя потребность многих моряков и речников. Наше объединение существовало несколько лет до официальной регистрации. В какой-то момент стало очевидно, что необходимо формализовать эту деятельность, чтобы она приобрела более серьезный статус. Так мы и создали Нижегородский морской клуб – общественную организацию, основной целью которой является развитие и пропаганда морского дела. А в это входит очень много: развитие парусного спорта, содействие возрождению и развитию флотских традиций, морские и океанские экспедиции и путешествия, организация патриотической воспитательной работы с молодежью. Особое значение имеет образовательный аспект, связанный с популяризацией нашей морской профессии. У нас в стране сейчас все больше и больше об этом задумываются. Для всех стало очевидно, что профессии, связанные с работой, со службой на флоте, несколько ушли второй план, стали не столь популярными, как раньше, и образовался существенный дефицит кадров. Но страна не может без флота.

О каком флоте вы говорите – военном, гражданском?

О любом. Флот – понятие очень широкое. Существует Военно-морской флот, существует гражданский флот. Гражданский, в свою очередь, делится на речной, морской и океанский. Дальше идет градация по типам судов и специальностям. Важно поддерживать интерес к флотскому делу вообще, потому что любой флот имеет для страны стратегическое значение.

Раньше в Советском Союзе флотские профессии были престижными, детям с раннего возраста прививалось уважение к этой работе. Существовала серьезная система морских клубов по всей стране – их было около 250. Я сам являюсь выпускником такого клуба в городе-герое Севастополе – я там родился, и 90% выпускников клуба, с которыми я учился, пришли на флот, на ходовые мостики кораблей.

И сейчас все заговорили о возрождении детских клубов, о привлечении туда детей.

Вы можете сказать, сколько сейчас подобных клубов в стране?

Не могу, потому что эту статистику пока еще никто не ведет – задумались только сейчас. Подавляющее большинство тех, что были раньше, были закрыты, упразднены, в том числе и знаменитое на весь Союз Горьковское детское речное пароходство имени Аркадия Гайдара.

Наш Морской клуб принял решение возродить Детское речное пароходство, администрация города пошла нам навстречу, и в 2014 году появилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Нижегородское детское речное пароходство».

И Морской клуб перестал существовать в прежней форме?

Нет. Просто Морской клуб – это старший брат Нижегородского детского речного пароходства. Костяк клуба – около 30 человек. Это совершенно бескорыстные люди, влюбленные в свое дело, энтузиасты. Когда это необходимо, я объявляю аврал, командую «свистать всех наверх», и мы вместе решаем различные задачи. Активная общественная деятельность, которую ведут члены клуба – военные и гражданские моряки и речники, готовые делиться своим опытом и своими знаниями с подрастающим поколением, – стала большим подспорьем в работе пароходства.

Кем становятся воспитанники пароходства, какой путь они выбирают для себя?

Это будущие студенты нашего Волжского университета, нашего речного училища. У нас заключены соглашения о сотрудничестве, и ребята, которые выпускаются из пароходства юнгами, поступают на различные специальности. Сегодня в пароходстве проходят обучение уже 500 человек, и их число будет расти предположительно до тысячи.

Воспитанники Нижегородского детского речного пароходства активно занимаются судомоделированием

Также у нас заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге, Севастопольским высшим военно-морским инженерным училищем, Государственным морским университетом имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске, с нашими техническим и архитектурно-строительным университетами.

А каковы точки соприкосновения с ННГАСУ?

В плане промышленного дизайна. Наши советские военные корабли всегда отличались красотой, изяществом линий, потому что их проектировали женщины. А еще наши корабли всегда славились уникальным звуком турбин, за что их называли «поющие фрегаты». Они издавали очень мелодичный свист, когда шли на полном ходу.

Так что в планах – охватить все вузы нашего профиля, вплоть до Владивостока, тем самым открыв нашим нижегородским ребятам возможность поступать в лучшие учебные заведения и получать профессию. Мы добиваемся, чтобы наши воспитанники могли получать некие преференции, в том числе дополнительные баллы при поступлении по результатам проводимой нами детской морской олимпиады – единственной в стране. Ее результаты признают уже два вуза – Университет адмирала Макарова и наш Волжский университет. Уверен, что это только начало.

Кроме того, в этом году нас признали федеральной площадкой по организации и проведению всероссийской олимпиады «Паруса надежды». Результаты этой олимпиады признаются 30 профильными вузами страны. Для наших ребят это отличный шанс.

Да, у вас ко всему очень серьезный подход!

А как же иначе? Мы же на флоте! Более того, сегодня мы являемся, по сути, первым в России водным технопарком. Наш технопарк – это современная форма развития дополнительного образования детей.

Технопарк – еще одно детище Клуба?

Создавая пароходство, мы одновременно создали внутри Клуба несколько направлений развития, которые и стали основой технопарка. Так, у нас есть центр довузовской подготовки и профессионального ориентирования. Он находится в здании пароходства на Совнаркомовской улице в Канавинском районе – там, где базировалось легендарное Горьковское детское пароходство. Рядом на Мануфактурной улице – центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники. Там мы строим маленькие кораблики, а также вполне серьезные суда, длиной до пяти метров. Один из наших новых проектов – «Морской глаз», малое беспилотное исследовательское судно. Эту разработку наших воспитанников мы будем представлять в мае на международном форуме «Великие реки». «Морской глаз» – это водный дрон. Сейчас же все летают, а вот по воде никто не ходит, а наш дрон может проводить фото-, видеосъемку, мониторинг, делать забор проб воды и многое другое. Все зависит от заказчика и поставленных целей. На базе этого центра в этом году мы первые в России провели роботизированные игры на воде. Наши кораблики играли в футбол – робобол, морской бой.

И третье направление развития – центр гребно-парусной подготовки.

Расскажите, как организован учебный процесс в пароходстве?

Есть разные программы: годичные, двухгодичные, трехгодичные, а также разные направления деятельности. Большое внимание уделяется творчеству: есть духовой оркестр детского речного пароходства, изостудия «Ультрамарин», вокальная студия «Бриз», хореографическая студия «Волна» и уже известный в городе парадный расчет барабанщиц. Также дети занимаются парусным спортом в нашей детской парусной флотилии и техническим творчеством в центре малого судостроения, судомоделирования и робототехники.

А те, кто хочет связать свою жизнь с большой водой, занимаются в центре довузовской подготовки и профессионального ориентирования по программе общей морской подготовки, овладевают азами судоводительского дела, профессии радиста или судового механика.

Мы понимаем, что не все наши выпускники выберут для себя флот, но уважение к нему, понимание важности речных и морских профессий у них будет обязательно. И конечно, это красивое детство, романтика, которая запоминается на всю жизнь. Это пока еще никто не отменял, это по-прежнему притягивает.

Как давно вы живете в Нижнем Новгороде?

В Нижнем Новгороде я с 2000 года, приехал сюда с Севера, Кольского полуострова, где проходил службу. В Севастополь мне вернуться не пришлось – это была уже другая страна. Когда служба закончилась, я стал выбирать место в России, где буду жить. Объявил конкурс среди самобытных русских городов. Среди критериев отбора обязательными были вода, развитая промышленность и система образования. Среди претендентов я рассматривал Ярославль, Самару, Нижний Новгород, отчасти Санкт-Петербург, хотя его столичность была большим минусом. Нижний Новгород победил в этом конкурсе.

Мы живем на реке, но наше непосредственно общение с ней сошло на нет. В лучшем случае – это просто красивый вид. Об этом нельзя не сожалеть…

Вы совершенно правы. К великому сожалению, наш нижегородский грузовой порт, по сути, не работает, речной вокзал загружен далеко не полностью. Пассажирские перевозки внутри региона совсем прекратились. Отрасль в упадке. О ней забыли, и вот сейчас начинают вспоминать. Начинают говорить о возвращении былой мощи флота.

Понимаете, флот – это та отрасль, которая демонстрирует мощь государства. Это показатель престижа, обороноспособности, безопасности. Если государство сильное, оно развивает флот, авиацию и другие отрасли, которые, в свою очередь, являются системообразующими, на них работает множество других отраслей – радиоэлектроника, машиностроение, металлургия, транспорт, образование и многие другие.

В середине апреля я был в Москве на Международном образовательном форуме. Там проходил круглый стол по созданию федерального ресурсного центра морского дополнительного образования детей. Сам уровень участников, а там присутствовали представители Министерства образования и науки РФ, Росморречфлота, руководства ведущих профильных российских вузов, Военно-морского флота, свидетельствует о том, что этот федеральный ресурсный центр будет создан. А мы можем войти в него в качестве действующего игрока, став локальным ресурсным центром в нижегородском регионе.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Детское речное пароходство должно стать визитной карточкой Нижнего Новгорода, — Владимир Дьяков
31.08.2016, 17:56  Общество  Видеорепортаж  Детское речное пароходство должно стать визитной карточкой Нижнего Новгорода, — Владимир Дьяков
Подобная практика широко распространена в Архангельске, Санкт-Петербурге и Севастополе.
У большой воды
У большой воды
Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Соревнование граждан Республики
ЖК Дом на свободе
Торговые ряды Жар-Птица - Аппетитные подарки
Свежий номер
Вход
Тема номера
На волнах успеха
Местоположение на слиянии двух могучих рек Волги и Оки, исключительный ландшафт, архитектура и сейчас никого не оставляют равнодушным.
Деньги
Город производительного труда
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение, металлообработка, судостроение и оборонка.
Международные связи
Открытый город
С 1959 по 1991 год город, носивший имя великого писателя Максима Горького, был полностью закрыт для иностранцев, потому что именно здесь были сосредоточены важнейшие для оборонной промышленности страны предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. С тех пор многое изменилось, и иностранная речь на улицах Нижнего Новгорода больше не является редкостью.
Законодатели
Без обсуждений
Губернатор Нижегородской области на майском заседании Законодательного собрания отчитался перед депутатами об итогах работы правительства за 2016 год.
Культура
Многообразный Нижний
Особенность Нижнего Новгорода заключается в слове «многообразие». Все виды и жанры от живописи до зодчества, от музыки до перформанса, от литературы до кино развиваются в нашем городе очень стремительно, синтезируются и обогащают друг друга и нашу жизнь, привнося в нее красоту и радость.
Спорт
Сила духа и тела
На спортивной карте России Нижний Новгород занимает заметное место. Из года в год ведущие нижегородские спортсмены достойно представляют страну на различных международных соревнованиях, включая Олимпиады.
Досье
Владимир Иванович Дьяков

Родился в 1971 году в городе-герое Севастополе.

В 1993 году закончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова по специальности «Ракетное вооружение надводных кораблей и подводных лодок» (город Севастополь).


Военную службу проходил на авианосце «Адмирал Кузнецов» (Северный флот).

Закончил службу в 1998 году в должности помощника командира авианосца «Адмирал Кузнецов».

В составе авианосной ударной группы кораблей участвовал в морских и океанских учениях и боевых службах.

Парусным спортом занимается с 1985 года. Участвовал в международных парусных регатах в США, Канаде и Болгарии.

Опыт парусных соревнований и походов распространяется от олимпийских швертботов до океанских парусных яхт.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph