Архив рубрики

Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»Командор Нижегородского морского клуба о том, как вода воспитывает

Владимир Дьяков: «Страна не может без флота»

Владимир Иванович, Нижегородский морской клуб существует в Нижнем Новгороде с мая 2009 года. Его создание – это инициатива коллектива единомышленников или это была исключительно ваша идея?

Была внутренняя потребность многих моряков и речников. Наше объединение существовало несколько лет до официальной регистрации. В какой-то момент стало очевидно, что необходимо формализовать эту деятельность, чтобы она приобрела более серьезный статус. Так мы и создали Нижегородский морской клуб – общественную организацию, основной целью которой является развитие и пропаганда морского дела. А в это входит очень много: развитие парусного спорта, содействие возрождению и развитию флотских традиций, морские и океанские экспедиции и путешествия, организация патриотической воспитательной работы с молодежью. Особое значение имеет образовательный аспект, связанный с популяризацией нашей морской профессии. У нас в стране сейчас все больше и больше об этом задумываются. Для всех стало очевидно, что профессии, связанные с работой, со службой на флоте, несколько ушли второй план, стали не столь популярными, как раньше, и образовался существенный дефицит кадров. Но страна не может без флота.

О каком флоте вы говорите – военном, гражданском?

О любом. Флот – понятие очень широкое. Существует Военно-морской флот, существует гражданский флот. Гражданский, в свою очередь, делится на речной, морской и океанский. Дальше идет градация по типам судов и специальностям. Важно поддерживать интерес к флотскому делу вообще, потому что любой флот имеет для страны стратегическое значение.

Раньше в Советском Союзе флотские профессии были престижными, детям с раннего возраста прививалось уважение к этой работе. Существовала серьезная система морских клубов по всей стране – их было около 250. Я сам являюсь выпускником такого клуба в городе-герое Севастополе – я там родился, и 90% выпускников клуба, с которыми я учился, пришли на флот, на ходовые мостики кораблей.

И сейчас все заговорили о возрождении детских клубов, о привлечении туда детей.

Вы можете сказать, сколько сейчас подобных клубов в стране?

Не могу, потому что эту статистику пока еще никто не ведет – задумались только сейчас. Подавляющее большинство тех, что были раньше, были закрыты, упразднены, в том числе и знаменитое на весь Союз Горьковское детское речное пароходство имени Аркадия Гайдара.

Наш Морской клуб принял решение возродить Детское речное пароходство, администрация города пошла нам навстречу, и в 2014 году появилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Нижегородское детское речное пароходство».

И Морской клуб перестал существовать в прежней форме?

Нет. Просто Морской клуб – это старший брат Нижегородского детского речного пароходства. Костяк клуба – около 30 человек. Это совершенно бескорыстные люди, влюбленные в свое дело, энтузиасты. Когда это необходимо, я объявляю аврал, командую «свистать всех наверх», и мы вместе решаем различные задачи. Активная общественная деятельность, которую ведут члены клуба – военные и гражданские моряки и речники, готовые делиться своим опытом и своими знаниями с подрастающим поколением, – стала большим подспорьем в работе пароходства.

Кем становятся воспитанники пароходства, какой путь они выбирают для себя?

Это будущие студенты нашего Волжского университета, нашего речного училища. У нас заключены соглашения о сотрудничестве, и ребята, которые выпускаются из пароходства юнгами, поступают на различные специальности. Сегодня в пароходстве проходят обучение уже 500 человек, и их число будет расти предположительно до тысячи.

Воспитанники Нижегородского детского речного пароходства активно занимаются судомоделированием

Также у нас заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге, Севастопольским высшим военно-морским инженерным училищем, Государственным морским университетом имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске, с нашими техническим и архитектурно-строительным университетами.

А каковы точки соприкосновения с ННГАСУ?

В плане промышленного дизайна. Наши советские военные корабли всегда отличались красотой, изяществом линий, потому что их проектировали женщины. А еще наши корабли всегда славились уникальным звуком турбин, за что их называли «поющие фрегаты». Они издавали очень мелодичный свист, когда шли на полном ходу.

Так что в планах – охватить все вузы нашего профиля, вплоть до Владивостока, тем самым открыв нашим нижегородским ребятам возможность поступать в лучшие учебные заведения и получать профессию. Мы добиваемся, чтобы наши воспитанники могли получать некие преференции, в том числе дополнительные баллы при поступлении по результатам проводимой нами детской морской олимпиады – единственной в стране. Ее результаты признают уже два вуза – Университет адмирала Макарова и наш Волжский университет. Уверен, что это только начало.

Кроме того, в этом году нас признали федеральной площадкой по организации и проведению всероссийской олимпиады «Паруса надежды». Результаты этой олимпиады признаются 30 профильными вузами страны. Для наших ребят это отличный шанс.

Да, у вас ко всему очень серьезный подход!

А как же иначе? Мы же на флоте! Более того, сегодня мы являемся, по сути, первым в России водным технопарком. Наш технопарк – это современная форма развития дополнительного образования детей.

Технопарк – еще одно детище Клуба?

Создавая пароходство, мы одновременно создали внутри Клуба несколько направлений развития, которые и стали основой технопарка. Так, у нас есть центр довузовской подготовки и профессионального ориентирования. Он находится в здании пароходства на Совнаркомовской улице в Канавинском районе – там, где базировалось легендарное Горьковское детское пароходство. Рядом на Мануфактурной улице – центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники. Там мы строим маленькие кораблики, а также вполне серьезные суда, длиной до пяти метров. Один из наших новых проектов – «Морской глаз», малое беспилотное исследовательское судно. Эту разработку наших воспитанников мы будем представлять в мае на международном форуме «Великие реки». «Морской глаз» – это водный дрон. Сейчас же все летают, а вот по воде никто не ходит, а наш дрон может проводить фото-, видеосъемку, мониторинг, делать забор проб воды и многое другое. Все зависит от заказчика и поставленных целей. На базе этого центра в этом году мы первые в России провели роботизированные игры на воде. Наши кораблики играли в футбол – робобол, морской бой.

И третье направление развития – центр гребно-парусной подготовки.

Расскажите, как организован учебный процесс в пароходстве?

Есть разные программы: годичные, двухгодичные, трехгодичные, а также разные направления деятельности. Большое внимание уделяется творчеству: есть духовой оркестр детского речного пароходства, изостудия «Ультрамарин», вокальная студия «Бриз», хореографическая студия «Волна» и уже известный в городе парадный расчет барабанщиц. Также дети занимаются парусным спортом в нашей детской парусной флотилии и техническим творчеством в центре малого судостроения, судомоделирования и робототехники.

А те, кто хочет связать свою жизнь с большой водой, занимаются в центре довузовской подготовки и профессионального ориентирования по программе общей морской подготовки, овладевают азами судоводительского дела, профессии радиста или судового механика.

Мы понимаем, что не все наши выпускники выберут для себя флот, но уважение к нему, понимание важности речных и морских профессий у них будет обязательно. И конечно, это красивое детство, романтика, которая запоминается на всю жизнь. Это пока еще никто не отменял, это по-прежнему притягивает.

Как давно вы живете в Нижнем Новгороде?

В Нижнем Новгороде я с 2000 года, приехал сюда с Севера, Кольского полуострова, где проходил службу. В Севастополь мне вернуться не пришлось – это была уже другая страна. Когда служба закончилась, я стал выбирать место в России, где буду жить. Объявил конкурс среди самобытных русских городов. Среди критериев отбора обязательными были вода, развитая промышленность и система образования. Среди претендентов я рассматривал Ярославль, Самару, Нижний Новгород, отчасти Санкт-Петербург, хотя его столичность была большим минусом. Нижний Новгород победил в этом конкурсе.

Мы живем на реке, но наше непосредственно общение с ней сошло на нет. В лучшем случае – это просто красивый вид. Об этом нельзя не сожалеть…

Вы совершенно правы. К великому сожалению, наш нижегородский грузовой порт, по сути, не работает, речной вокзал загружен далеко не полностью. Пассажирские перевозки внутри региона совсем прекратились. Отрасль в упадке. О ней забыли, и вот сейчас начинают вспоминать. Начинают говорить о возвращении былой мощи флота.

Понимаете, флот – это та отрасль, которая демонстрирует мощь государства. Это показатель престижа, обороноспособности, безопасности. Если государство сильное, оно развивает флот, авиацию и другие отрасли, которые, в свою очередь, являются системообразующими, на них работает множество других отраслей – радиоэлектроника, машиностроение, металлургия, транспорт, образование и многие другие.

В середине апреля я был в Москве на Международном образовательном форуме. Там проходил круглый стол по созданию федерального ресурсного центра морского дополнительного образования детей. Сам уровень участников, а там присутствовали представители Министерства образования и науки РФ, Росморречфлота, руководства ведущих профильных российских вузов, Военно-морского флота, свидетельствует о том, что этот федеральный ресурсный центр будет создан. А мы можем войти в него в качестве действующего игрока, став локальным ресурсным центром в нижегородском регионе.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Детское речное пароходство должно стать визитной карточкой Нижнего Новгорода, — Владимир Дьяков
31.08.2016, 17:56  Общество  Видеорепортаж  Детское речное пароходство должно стать визитной карточкой Нижнего Новгорода, — Владимир Дьяков
Подобная практика широко распространена в Архангельске, Санкт-Петербурге и Севастополе.
У большой воды
У большой воды
Километры набережных, мосты и паромные переправы, канатная дорога, причалы и порты, речной грузовой и пассажирский транспорт, каналы и яхт-клубы — все это наши способы наладить контакт, установить общение с большой водой.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Море скидок от ТРЦ Седьмое небо
Фантастика на пике моды!
Свежий номер
Вход
Тема номера
Город промышленников
Нижний Новгород – один из ведущих промышленных и научных центров России. Сейчас в городе работает около 1200 крупных, средних и малых предприятий.
Деньги
Динамика спроса
Что происходит на рынке труда в Нижнем Новгороде?
Законодатели
Потрудились на славу
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области на июльском заседании рассмотрели гражданскую инициативу о присвоении официального статуса «детям войны».
Культура
Культура в центре
Многолетние акции крупнейших торговых центров нашего города дают возможность многим людям — детям и взрослым — проявить себя, раскрыть грани таланта, получить путевку в жизнь.
Спорт
Наперекор Волге
В Нижнем Новгороде вновь переплыли великую реку.
Анонсы ТВ-программ
Досье
Владимир Иванович Дьяков

Родился в 1971 году в городе-герое Севастополе.

В 1993 году закончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова по специальности «Ракетное вооружение надводных кораблей и подводных лодок» (город Севастополь).


Военную службу проходил на авианосце «Адмирал Кузнецов» (Северный флот).

Закончил службу в 1998 году в должности помощника командира авианосца «Адмирал Кузнецов».

В составе авианосной ударной группы кораблей участвовал в морских и океанских учениях и боевых службах.

Парусным спортом занимается с 1985 года. Участвовал в международных парусных регатах в США, Канаде и Болгарии.

Опыт парусных соревнований и походов распространяется от олимпийских швертботов до океанских парусных яхт.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph