Архив рубрики

Как по Волге-матушке…

Конец апреля — начало мая — традиционное время начала речной навигации на Волге. Стоя на высоких берегах Нижнего Новгорода, можно видеть проплывающие теплоходы, груженые баржи и другие суда. Река манит, зовет за собой, а поражающие воображение речные просторы очаруют, кажется, абсолютно любого человека. Люди, чья профессия неразрывно связана с подготовкой специалистов-речников, рассказывают о навигации, новых типах судов и перспективах судоходства на Волге в ближайшие годы.
Как по Волге-матушке…

Судостроители везде нарасхват

Волжский государственный университет водного транспорта с 1930 года занимается профессиональной подготовкой и выпуском речников. Здесь учатся будущие инженеры, мастера, конструкторы, капитаны, механики и другие специалисты. Факультет кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды в прошлом году отметил свое 75‑летие. Здесь готовят инженеров по специальностям: «Кораблестроение», «Гидротехническое строительство (специализация „Водные пути, порты, воднотранспортные сооружения и сооружения на морском шельфе“)» и «Инженерная защита окружающей среды». Выпускники факультета, а они разлетаются по всей России, от Камчатки до Калининграда, работают в проектных организациях, судоходных компаниях, бассейновых управлениях пути, на судостроительных и судоремонтных заводах, в других отраслях промышленности.

Декан факультета Андрей Иванов знает все о реках и судоходстве. Сегодня речная отрасль переживает непростые времена. Однако положительные тенденции уже есть.

В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве низконапорной плотины с автомобильным мостовым переходом как основного варианта решения гидрологической ситуации на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Проект предполагается реализовать до 2020 года в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

Андрей Владимирович говорит о непоследовательной политике в отношении инженерных специальностей. Промышленность остро нуждается в выпуске высококвалифицированных специалистов. Ежегодно в вуз поступает примерно три-четыре предложения от работодателей на одного выпускника-кораблестроителя. Молодежь охотно учится судостроительному делу, причем приезжают в Нижний не только из районов области, но и из соседних регионов. Тем не менее школьники слабо мотивированы идти на инженерные специальности, сейчас в моде экономика.

В лаборатории сопротивления материалов студенты испытывают образец для получения механических характеристик судостроительной стали

Переход на двухуровневое образование, продолжает декан, привел к тому, что бакалавр со сроком обучения в вузе четыре года не до конца отвечает требованиям высокотехнологичной отрасли судостроения. А второй уровень — магистратура — не позволяет исправить ситуацию, поскольку магистр защищает диссертацию по теории и не может состояться как производственник. Скорее он является будущим работником науки. Многие в Волжском университете полагают, что система пятилетнего обучения студентов была оптимальной.

Перспективы речного флота

Замминистра транспорта России Виктор Олерский недавно подробно рассказывал о перспективах развития водного транспорта в стране. Ситуацию нужно исправлять в ближайшие годы, иначе навигация на Волге в один «прекрасный» день может и не начаться. А ведь активное использование навигационного периода для перевозки грузов позволяет существенно экономить. Наземный транспорт обходится дороже.

Еще одно перспективное направление для возрождения речного флота — это туризм. В Нижнем Новгороде и в области есть немало живописных мест, на которые можно и нужно смотреть с реки. Виды открываются потрясающие: Чкаловская лестница, кремль, Печерский, Благовещенский, Макарьевский монастыри и многие другие объекты.

Новые перспективы требуют и новых подходов в судостроении. Сегодня студенты ВГУВТ изучают конструкции современных типов судов. Архитектурно и внешне эти суда отличаются от того, что было раньше: изменение конструкции, формы корпуса. В Навашине, на Сормовском заводе уже выпускают такие суда.

Доктор технических наук, профессор ВГУВТ Александр Малышкин сегодня продвигает идею скоростного водного транспорта. Идет интенсивное освоение Севера, и при отсутствии автомобильных и железных дорог скоростному флоту нет альтернативы. У государства должна быть программа по строительству скоростного флота. Кроме судов на подводных крыльях, которые имеют ограничения (им нужны причальные сооружения), необходимы суда на воздушной подушке с их достаточно высокой проходимостью и способностью высаживать пассажиров прямо на берег. Такое судно может эксплуатироваться круглый год, что очень важно в условиях Севера.

Перспективы возрождения экранопланов, плодов конструкторского гения Ростислава Алексеева, объединивших авиацию и судостроение, сегодня также есть. Проекты разрабатывали и ВГУВТ, и Нижегородский государственный технический университет, носящий имя великого конструктора.

Что еще необходимо для возрождения речного флота в стране? На всех судоходных реках должны проводиться дноуглубительные работы, постоянное слежение за обстановкой, за системой бакенов. Если сегодня судовая обстановка на Волге оставляет желать лучшего, то на Оке движения практически нет. Сильно обмелело и русло Ветлуги… Фактически речь идет о спасении наших рек. Проблема Городца связана с просадкой русла, там брали песок, углубляли судовой ход. «Здесь тоже нужны новые методики, — говорит Андрей Иванов. — Купцы раньше устанавливали дамбы между островами, перегораживали воложки (протоки), поднимали уровень воды на 20–30 сантиметров, что порой было достаточно для прохождения судов. Суда с небольшой осадкой и новый подход к водным путям — это задачи, стоящие на повестке дня перед речниками, перед специалистами всей речной отрасли».

В колесных судах на воздушной подушке воздушный движитель заменен на специальное гребное колесо

Конструктор, изобретатель, ведущий инженер управления научных исследований и инновационной деятельности ВГУВТ Евгений Фальмонов сегодня работает над проектом «Колесные суда на воздушной подушке». В качестве движителя и органа управления на нем предлагается применить специальные гребные мотор-колеса, которые в сравнении с традиционными воздушными винтами должны повысить упор на единицу мощности, управляемость и исключить главный недостаток СВП — самолетный шум. Назначение подобных судов может быть различным: для пассажирских и грузовых перевозок, для паромных переправ, в качестве спасательных и патрульных судов.

Для проверки работоспособности амфибийного гребного мотор-колеса будут проведены испытания его масштабной модели в опытовом бассейне, после которых студенты могут спроектировать и построить небольшой колесный катер-амфибию на воздушной подушке. В случае успеха он может дать начало развитию нового типа скоростного эффективного круглогодичного водного транспорта.

Музей как элемент образования

Для студентов и всех нижегородцев в Волжском государственном университете водного транспорта работает музей речного флота. Музею уже 95 лет, и он сохранил всю экспозицию об истории судоходства на Волге.

Директор музея Галина Абаева с гордостью показывает восемь залов, где сосредоточены экспонаты: от зала № 1, где собраны первые образцы судоходства в истории человечества, до зала № 8 с его современными теплоходами и пароходами. Все желающие могут прийти в этот удивительный музей и ознакомиться с развитием кораблестроения, с основоположниками и героями речной отрасли. «Наш музей уникальный во всех смыслах, — рассказывает директор. — Здесь представлены модели практически всех типов судов, которые плавали по Волге и Оке. Подобного музея в стране фактически нет».

Отдельный уголок музея посвящен прославленному изобретателю-нижегородцу Ивану Кулибину. Здесь можно увидеть подлинные чертежи первого и второго вариантов водоходного судна Кулибина, перечень его изобретений с надписью «Реестр-перечень изобретений Кулибина, сделанный им лично». Поражает своими размерами копия портрета Кулибина, сделанного его внучкой. Центральное место в «уголке Кулибина» занимают гравюра «Водоходное судно Кулибина. 1807» и подлинный фонарь-прожектор.

Текст: Сергей Бишлетов

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Пенсионный фонд
ЖК Цветы
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Андрей Иванов
Андрей Иванов
Декан факультета кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды ВГУВТ
Наш факультет ориентирован на речное судостроение и суда смешанного плавания, и мы в курсе всех проблем отрасли. В ближайшие четыре-пять лет нужны кардинальные изменения, иначе мы можем совсем потерять флот. Частные инвестиции в судостроение малорентабельны. Государство должно спонсировать строительство судов и развивать речной флот.
Евгений Фальмонов
Евгений Фальмонов
Ведущий инженер управления научных исследований и инновационной деятельности ВГУВТ
Я всю жизнь занимался проектированием. Поездка на судне на воздушной подушке навела меня на мысль об использовании гребного колеса вместо воздушного винта, который создает очень сильный шум. Применение специальных гребных колес считаю возможным в судостроении, на специальных типах амфибийных судов. Но надо понимать, что на реализацию проекта могут уйти годы.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph