Архив рубрики

Город звучитВ череде важных для города юбилеев, идущих один за одним, особенно выдаются юбилеи музыкальные. Прошедший сезон стал 70-м для знаменитого хорового колледжа имени Л.К. Сивухина

В череде важных для города юбилеев, идущих один за одним, особенно выдаются юбилеи музыкальные. Прошедший сезон стал 70-м для знаменитого хорового колледжа имени Л.К. Сивухина. 70-й день рождения отметил год назад Нижегородский театр оперы и балета, а консерватория только подошла к этой дате. В этом году свое 25-летие отмечает Нижегородский русский народный оркестр. А в следующем Нижегородская филармония встретит свое 80-летие. В 2014-м прошло 20 лет с момента создания камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Рок-группе «Элизиум» в прошлом году исполнилось 20 лет, а чуть раньше эту дату отметила панк-группа FPG. И это лишь навскидку. Где лежат истоки возникновения этих институций и объединений? И у всего ли есть очевидные истоки? Музыкальный журналист Светлана Кукина помогала редакции «Столицы Нижний» разобраться в этом.
Город звучит

У Нижнего Новгорода — Горького — Нижнего Новгорода есть своя музыкальная история, которая имеет более чем 140‑летнюю продолжительность. Одно из старейших музыкальных учебных заведений России, Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева, ведет свое начало с 12 ноября 1873 года — дня открытия Музыкальных классов при Нижегородском отделении Императорского Русского музыкального общества. Основателем и первым директором Музыкальных классов был выпускник Московской консерватории Василий Виллуан. Так в городе зарождалась традиция музыкального просвещения и образования, приобщения публики к высоким образцам, поддержки местных талантов. Иная музыкальная традиция была заложена еще раньше. В следующем году исполняется 200 лет как Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний. И культурная жизнь города была напрямую связана с этим известным торжищем. Публика ждала развлечений, и наряду с народными гуляниями, балаганами и уличными театрами на ярмарке ставились пьесы, балеты, оперы. С конца 90‑х годов XIX века на сцене большого ярмарочного театра блистал артист Императорских театров Федор Шаляпин.

Фестиваль как эпоха

Два пика музыкальных событий с интервалом в 20 лет обозначились в музыкальной жизни города во второй половине XX века. Судите сами. Начало 1970‑х: резонансные фестивали «Современная Музыка», проводимые филармонией, фестиваль «Джаз‑70», собравший тогдашний цвет джазовых исполнителей страны, биг-бит-фестивали «Серебряные струны‑70–71» с их ошеломляющим успехом. Начало 1990‑х: на мировой концертной карте появляется международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, открытие города влечет за собой международный статус учрежденного фестиваля «Джаз России», несколько партнеров из разных рок-клубов страны закручивают масштабные музыкально-экологические акции «Рок чистой воды». Ждать ли нового пика?

Давно ушел в историю Горьковский рок-клуб, помогавший самодеятельным  музыкантам выходить на большую сцену. Сегодня сотни любителей могут купить инструменты, начать репетировать в любом гараже, самостоятельно организовать выступление на клубной сцене, записать альбом. Вот статистика фестивалей «Рок-талант» и «Рок-акустика» за истекший сезон: четыре фестивальных сета, 14 концертов, 101 рок-группа из областного центра и региона, а также Владимира, Мурома и Москвы. Названные фестивали — камерные, но традиционные, их проводит один человек — бас-гитарист Дмитрий Смирнов, лидер группы «Последний приют». Всего же, по самым беглым оценкам, организацией концертов и фестивалей в городе занимаются порядка 30 человек.

Однако выступление на нижегородском фестивале для многих — лишь разминка у подножия Олимпа. Вершины достигают единицы и нередко покидают alma mater. В 1990‑х уехал из родного Дзержинска и «добился-таки своего» Сергей «Чиж» Чиграков, в нулевых взмыли в Москве братья Кристовские. На родных сценах в течение многих лет самую большую аудиторию собирают «Элизиум», FPG и 7000$. Полный список лидеров невелик, да и фестивалей не так много: кроме масштабного рейв‑парада Alfa Future People, вынесенного за пределы города, можно назвать Next Generation, Beer Fest, Bike Open Берег Маугли.

Судя по всему, фестиваль «Рок чистой воды‑2016», который пройдет 30 июля, возвращается в нужном месте и в нужное время. На главной площади города, на двух сценах нон-стопом выступят хедлайнеры первых фестивалей: «Чайф», «Настя», «АукцЫон», «Телевизор», Альберт Кувезин (Тува), Weekend At Waikiki, Ernst Langhout (Нидерланды). Нижний Новгород представят «Последний приют» и «Хроноп», вновь собравшийся специально для фестиваля. Десятичасовой концерт откроют три молодые нижегородские рок-группы «Dругая mузыка», «Вся реальность», «Агенты Кремля», прошедшие фильтры «Рок-таланта», и сборная от организаторов «Реальные». Станет ли международный open-air рок-фестиваль новой музыкальной традицией Нижнего Новгорода? Вернемся к этому вопросу через год.

Мы из джаза

Продюсер Вячеслав Уланов говорил, что интерес к джазу напрямую связан с благополучными временами. При этом лучшими годами нижегородского джаза стали именно 1990‑е. Четыре года, начиная с 1997‑го, нижегородцы завороженно слышали джазовое «Радио Престиж». Именно благодаря его создателям в городе впервые побывали звезды высшего эшелона — Кенни Гарретт, Билли Кобэм, Джо Завинул, Ал Ди Меола, Take 6. Первый постперестроечный ресторан «У Шаховского» сделал своей визитной карточкой джазовую музыку. На центральной улице города появился почти тезка радио, джаз-клуб «Джем-Престиж», и первые десять лет его жизни оказались самой удачной реинкарнацией этого бренда. Новых рекрутов джазу поставляло и музыкальное училище с его эстрадно-джазовым отделением, и консерватория, и Jazz Vocal Studio, открытая в 2002 году вокалисткой Яной Тюльковой под чуткой опекой Вячеслава Уланова.

В 2009 году Уланов ушел в другие сферы, с ним ушли и «Джаз России», и детская вокальная студия. Джаз в город привозят филармония, культуртрегер Павел Милославский, другие промоутеры. Прошлой осенью уже по третьему адресу открылся, хотя и заметно ушел в сторону от джазовой концепции, «Джем-престиж». Самое важное событие последних лет — это появление Нижегородской джазовой филармонии, которая за три года ушла с малых сцен в Кремлевский концертный зал и проводит там практически аншлаговые концерты и фестивали. Важный момент: на фестивалях всегда выступают нижегородские музыканты: корифей джазового вокала Александр Розмари, Jazz Pavlovo, Big-band Михаила Петропавловского, Pro Jazz Тони Карапетяна, «Домашнее Трио» в составе Никиты Знаменского, Вячеслава Золотовского и Сергея Журакова, Alex Band+ Алексея Молева, квартет Максима Челомина, вокалистка Анна Лукшина.

«Культурные сезоны в Александровском году» стали возвращением славной традиции открытых городских концертов

Но о масштабном ежегодном международном джазовом событии аудитории пока остается только мечтать. «Безусловно, в городе есть сформировавшаяся джазовая аудитория, другой вопрос — как расширить круг почитателей жанра, — говорит Сергей Жураков, директор Нижегородской джазовой филармонии. — Мы стараемся всеми доступными инструментами поддерживать интерес к джазу, разнообразить представляемые стили, составы приглашенных артистов. Что касается нижегородцев, к сожалению, большинство молодых, да и зрелых музыкантов вынуждены работать на выезде. Поэтому в городе не так много сложившихся коллективов достойного уровня. Но я надеюсь, что нынешнее время подтолкнет наших музыкантов к объединению в новые команды».

Человек и место

Какие имена на российской и мировой классический сцене связаны с Нижним? Из легенд это, конечно, Лев Сивухин, Израиль Гусман. Владимир Понькин сегодня является главным дирижером Московского музыкального театра «Геликон-Опера», а Евгений Кириллов — главным дирижером Владикавказского государственного театра оперы и балета. Денис и Владислав Кожухины, Максим Емельянычев, Светлана Смолина, Никита Абросимов, Евгений Брахман, Даниил Гришин и многие, многие другие имена сегодня широко известны и составляют гордость нижегородской музыкальной школы. Выпускники музыкального колледжа и консерватории работают в Нижнем Новгороде и по всей стране, в Канаде, Германии, Италии, Японии, Израиле, США. Однако эксперты едины во мнении: городу с большим творческим потенциалом катастрофически не хватает современных, профессиональных концертных площадок. Именно по этой причине, считает ректор Нижегородской консерватории Эдуард Фертельмейстер, нельзя говорить, что наш город живет полной музыкальной жизнью. «Нам повезло в том отношении, что в городе есть профессионалы, есть очень хорошая образовательная школа, есть хранители традиций — это самый главный капитал, — говорит Эдуард Борисович. — Но у нас катастрофа с помещениями».

«Залы, в которых можно играть классическую академическую музыку, можно пересчитать по пальцам, — говорит профессор кафедры истории музыки ННГК Татьяна Бочкова. — Конечно, зал филармонии стоит на первом месте, и руководство прикладывает немалые усилия, чтобы поддерживать его в достойном акустическом состоянии. Все остальные залы города — камерные, а значит, сильно ограничены по своим возможностям. Многие из них любимы нижегородцами. Это и зал нашей консерватории, и старый актовый зал ННГУ на улице Большой Покровской. Хорошей концертной площадкой стал Арсенал — это, пожалуй, одно из замечательных обретений города. Пространство Нижегородского планетария активно осваивают “Солисты Нижнего Новгорода”. Сравнительно недавно появилась прекрасная площадка в здании усадьбы Рукавишниковых». Кстати, концерты, проходящие в усадьбе с 2010 года, начинались, по словам заместителя директора по развитию НГИАМЗ Татьяны Маркиной, с небольших музыкальных зарисовок, «музыкальных комплиментов» для посетителей после завершения ежечасных экскурсий. «В этом зале уникальная акустика, — рассказывает Татьяна Васильевна, — выступающие у нас музыканты-профессионалы говорят, что это зал с самой лучшей акустикой в Нижнем Новгороде». Постепенно в усадьбе стали проходить полноценные концерты, причем предпочтение отдается классической музыке — само здание музея требует подобного наполнения. «Наши концерты идут под общим названием “Музыка русских усадеб”, — добавляет Татьяна Маркина. — А в русских усадьбах могла звучать самая разная музыка — и западноевропейская, и русская классика, и народная музыка. Однако репертуар расширяется, и мы обращаемся к музыке XX века — советской и зарубежной». За сезон здесь проходит около 70 концертов. Это серьезная часть работы музея, направление, без которого уже сложно представить его жизнь.

Сцена «Рыба» предложила нижегородцам новый формат общения с музыкой в декорациях реки и заката

Еще одной площадкой является и Камерный музыкальный театр имени В. Степанова, однако его директор Николай Коровин подчеркивает, что переезд шесть лет назад с Большой Покровской в ДК «Красное Сормово» стал большим испытанием: «Театральный центр Нижнего — это, безусловно, Нижегородский район и его ближайшее окружение. Мы уехали в Сормово и, конечно, очень боялись, что будут проблемы со зрителями. Проблемы и есть, и нет. Зритель прежде всего идет на постановки в популярных жанрах мюзикла и эстрадного шоу. Чтобы чуточку «вести» его за собой, мы включаем в наши концертные программы элементы более «серьезных» жанров — романса, оперетты и даже оперы, и это пользуется успехом. Однако мы ограничены в выборе репертуара, многое мы просто не можем себе позволить поставить — как из-за вкусовых пристрастий жителей рабочего района, так и в целом из-за консерватизма нижегородского массового зрителя».

Есть еще ряд небольших и совсем маленьких пространств, которые принимают у себя музыку, дают ей звучать. Музыка все больше выходит на свежий воздух, улицы и площади города, даже метро и трамвай благодаря нескольким проектам стали звучащими площадками. С 2013 года плавучая сцена «Рыба» стала еще одним музыкальным местом, сделав Нижневолжскую набережную зрительным залом, наполненным речным воздухом. В этом отношении Нижний идет на эксперименты, что не может не радовать. Так, именно у нас проходит международный ночной фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе «Опус 52», организуемый Нижегородским центром немецкой и европейской культуры Павла Милославского.

Перечислить все имена, все фестивали и музыкальные конкурсы, которыми славится наш город, весьма затруднительно в одном материале, и очень многое остается за его рамками. Наш спецпроект представляет вам галерею коллективов, авторов и исполнителей, которые сегодня творят в нашем городе и представляют его стране и миру.

Текст: Светлана Кукина, Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Евгений Алексеев, предоставлены экспертами.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Праздник выгодных покупок в ТР Жар-Птица
Новогодний калейдоскоп подарков в ТРЦ Седьмое небо
Пенсионный фонд
Подарки от Республики
Фантастика дарит подарки
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Татьяна Бочкова
Татьяна Бочкова
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Конечно, говоря о музыкальности города, нет смысла сравнивать его с Москвой, Санкт-Петербургом, Берлином, Миланом, Веной или Нью-Йорком с точки зрения интенсивности концертно-исполнительского процесса, но для областного центра в масштабах большой страны эта жизнь есть и она заметна. Это жизнь с очень прочной, укорененной академической традицией музыкальной культуры.
Олег Шакирский
Олег Шакирский
Художественный руководитель Центра культуры «Рекорд»
Что такое классическая музыка? Свобода и красота. Что такое джаз? Свобода в квадрате и нелинейность смыслов. Что такое рок? Свобода и драйв. Во всех случаях музыка — это в первую очередь свобода. Вот ее-то, этой самой свободы, на мой взгляд, и не хватает нашей публике. Музыкантам, кстати, тоже. Той самой свободы, которая заставляет искать и создавать новые эмоции, поднимает с диванов и объединяет разрозненных любителей музыки в аудиторию как полноценную и необходимую составляющую концертов наряду с музыкантами. Так что формирование аудитории — пожалуй, главная задача дваждыэнских организаторов концертов. И такая тенденция, на мой взгляд, есть.
Николай Коровин
Николай Коровин
Директор Нижегородского камерного музыкального театра имени В. Степанова
Концертная организация принципиально отличается от театральной. Как бы мы собой ни гордились, мы все равно провинциальные театры. В этом плане филармония открыта, есть свой постоянный симфонический оркестр, но к нему приезжают разные дирижеры, с ним выступают разные солисты. То есть к филармонии мы применяем мерки отнюдь не провинциальные, и мы сравниваем ее с лучшими концертными организациями страны.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph