Архив рубрики

Музыкальный калькулятор

Бизнес по организации музыкальных событий в Нижнем Новгороде, по признанию концертных бюро и площадок, остается довольно привлекательным даже несмотря на высокие риски и конкуренцию. Пресловутый экономический кризис в стране и возможность бесплатно или за символическую сумму скачать любимую музыку в Интернете не сказались на посещаемости концертов и фестивалей.
Музыкальный калькулятор

Рискованное дело

— Существует несколько схем того, как те или иные музыканты оказываются с концертами в Нижнем Новгороде. В одном случае директор артиста заключает договор с промоутерской компанией, которая устраивает его гастроли по России самостоятельно или с помощью «субподрядчиков» на местах, — рассказывает директор концертного и туристического агентства «Ледаро» Елена Маргулец. — В другом — нижегородские промоутеры сами выходят на представителей артиста с предложением приехать в город. По третьей схеме организацией концерта занимаются непосредственно площадки, на которых его и предполагается провести.

По словам PR & Booking менеджера клуба Milo Concert Hall Дарьи Кравченко, при таком сценарии площадка, приглашающая артистов самостоятельно, прикладывает несколько меньшие усилия по сравнению с промоутерскими компаниями: ей не нужно платить за аренду собственного зала и оборудования. К слову, в самом Milo Concert Hall аренда зала вместе с услугами персонала, техническим райдером и охраной стоит от 50 тысяч рублей. «Если мы видим, что организаторы хотят привезти сумасшедший в хорошем смысле концерт, например иностранцев, что означает большие затраты, мы всегда идем на уступки. И есть такие вещи, которые мы отдаем даже без аренды, если видим, что это способствует культурному развитию нашего города», — отмечает Дарья Кравченко.

Концерты — это не всегда способ заработать, особенно если это уникальные для Нижнего Новгорода проекты

«Среднюю стоимость» концерта для организаторов назвать невозможно, но, к примеру, визиты «Аквариума», «Басты», Тимати, Ивана Дорна, Ёлки оцениваются в сумму свыше миллиона рублей, а выступление Scorpions на нижегородском стадионе «Труд» обошлось во много раз больше.

Однако столь значительные вложения, к сожалению, не всегда гарантируют, что концерт состоится. Причин для отмены или переноса выступления множество, и для концертного бюро или площадки это не только потеря уже вложенных средств, но и пятно на репутации. «Мы стараемся не отменять концерты. Конечно, в некоторых случаях отменить выступление менее затратно, чем продолжать проект, но, как правило, в такие моменты мы ведем переговоры с самим артистом или его менеджером о понижении гонорара или каких-то других затрат. Обычно все идут навстречу», — рассказывает нижегородский промоутер Ольга Яшина.

Но если отмена все же произошла, финансовую ответственность несет организатор. И даже если удается вернуть какую-то часть запланированных расходов, это будет работа в минус. Застраховать риски невозможно. При этом организатор понимает, что, изначально закладывая их в стоимость билета, он должен сохранить цену на уровне доступности: в противном случае слишком дорогой концерт пользоваться спросом тоже не будет.

Фанатам кризис не помеха

Ольга Яшина отмечает, что в Нижнем Новгороде осенне-весенний концертный сезон 2014–2015 годов, несмотря на меньшую «звездность», оказался более посещаемым по сравнению с сезоном 2015–2016 годов, что, вероятно, объясняется снижением доходов населения в сложной экономической ситуации. Тем не менее люди все равно хотят увидеть любимых артистов вживую и делают все, чтобы посетить их выступления, — считает директор по рекламе фестиваля электронной музыки и технологий Alfa Future People Кристина Вдовина. «В первый год наш фестиваль посетили 30 тысяч человек, в прошлом — 40 тысяч. В этом году мы ожидаем большее количество гостей, о чем свидетельствуют наши продажи. За два месяца до фестиваля полностью были раскуплены билеты в VIP-сектор, в два кемпинга. На данный момент закончились билеты в третий кемпинг и на парковку», — говорит представитель фестиваля. «Наша страна пережила столько кризисов, но люди хотят не только хлеба, но и зрелищ, — отмечает Елена Маргулец. — И если у человека есть свой кумир, естественно, он на него пойдет. Фанаты все равно будут покупать билеты. Но есть другой вопрос — есть ли фанаты того или иного артиста в Нижнем Новгороде».

В больших масштабах

— Фестивали и крупные концерты сейчас переживают непростые времена: приглашенные иностранные артисты по-прежнему получают гонорары в долларах или евро, а курс валют меняется не в пользу рубля и, соответственно, не в пользу российских организаторов, — говорит Кристина Вдовина. Тем не менее есть два аспекта, на которые дирекция Alfa Future People не скупится и старается держать на уровне: состав участников и главная сцена, являющаяся «лицом» фестиваля. Организаторы стараются предусмотреть, чтобы на протяжении нескольких дней фестиваля на его площадке людям было чем заняться и помимо музыки: там организуют зону технологий, устраивают фуд-корт, проводят спортивные мероприятия. Придя на площадку под Нижним Новгородом (Большое Козино, Балахнинский район), организаторы фактически в чистом поле строят город, поездку в который зрители будут вспоминать как мини-путешествие и приключение. Поэтому и событие обходится его устроителям в кругленькую сумму. «Организовать фестиваль стоит не больше, чем запустить крупную имиджевую национальную рекламную кампанию на месяц-полтора на телевидении, в наружной рекламе, Интернете и других СМИ, — делится Кристина Вдовина. — Другое дело, что о фестивале говорят в течение целого года, к нему готовятся, а рекламная кампания приходит и уходит. Но бюджеты в общем-то сопоставимые, и, естественно, они измеряются несколькими миллионами долларов».

Коммерции здесь не место

Музыкальные выступления не всегда прибыльны, в некоторых случаях они пока и вовсе не могут быть таковыми, например концерты современной академической музыки. Впрочем, по словам старшего научного сотрудника отдела междисциплинарных программ Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в Арсенале, музыковеда Ксении Ануфриевой, эти проекты — «инвестиции в будущее», а вовсе не возможность заработать. «Существует пул музыкантов традиционной академической музыки, которые являются звездами в том же статусе, что и, допустим, звезды поп- и рок-музыки, на которых можно зарабатывать деньги. Но это другое. Имя, ставка на звездность — это немного не то, чем занимаемся мы», — поясняет она.

Музыкальному фестивалю — большой размах и затраты

Ксения Ануфриева признается, что ВВФ ГЦСИ, к сожалению, в силах только символически поощрить молодых композиторов. А для них на этом этапе важен уже сам факт исполнения их музыки. Некоторым приглашенным из-за рубежа музыкантам гонорар платят иностранные организации, поддерживающие современную академическую музыку в своей стране. «В нашей сфере и выступления, и организация этих программ — ни в коем случае не коммерция, и заработать здесь какие-то деньги в общем-то невозможно. Выручка от билетов в лучшем случае покрывает затраты на обслуживание площадки», — говорит куратор.

Привлекательный бизнес

Порядка 40% концертов, которые проходят в Нижнем Новгороде, организуют не нижегородские компании, хотя и местных концертных агентств достаточно, рассказывает Елена Маргулец. По ее мнению, это «плохо для Нижнего Новгорода», потому что, во‑первых, рынок концертных услуг становится перенасыщенным, а, во‑вторых, люди, работающие «извне», руководствуются принципами «чистого бизнеса», не задумываясь о значимости события для Нижнего Новгорода. А самое неприятное — иногородние организаторы могут оказаться недобросовестными, отменить концерт и не вернуть деньги за уже купленные билеты.

Бизнес, связанный с организацией концертов, привлекателен быстрой оборачиваемостью средств и тем, что разница между понесенными расходами и доходами с продажи билетов бывает довольно приличной. Но есть и подводные камни. Елена Маргулец сравнивает этот бизнес с казино: на одном концерте организатор может заработать очень много, на другом — столь же много потерять. «Те, кто давно занимается подготовкой концертов, как правило, уже не считают, сколько можно заработать на том или ином проекте. Задача — чтобы этот проект состоялся, — резюмирует она. — Есть эмоции от общения с людьми. И, конечно, когда ты заходишь в полный зал и видишь, что это дарит счастье людям, понимаешь — вот ради чего ты работаешь».

Текст: Наталья Егошина

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Дарья Кравченко
Дарья Кравченко
Pr & Booking менеджер Milo Concert Hall
Чтобы организовать самим какой-то концерт или фестиваль, нам приходится прикладывать немного другие усилия, нежели концертным агентствам, которые привозят артистов. У них больше расходов, чем у нас: нам не нужно платить аренду, и мы пользуемся своим оборудованием. Поскольку у нас есть такие ресурсы, мы можем сделать цену на билеты доступнее.
Кристина Вдовина
Кристина Вдовина
Директор по рекламе фестиваля электронной музыки и технологий Alfa Future People
AFP сейчас — это проект с очень четкой финансовой моделью, в соответствии с которой в наших планах предусмотрен выход на самоокупаемость уже в ближайшие годы. Впоследствии, если все в порядке будет с экономикой, наш фестиваль должен стать доходным.
Ксения Ануфриева
Ксения Ануфриева
Старший научный сотрудник отдела междисциплинарных программ Волго-Вятского филиала ГЦСИ в Арсеналес
Ни о какой самоокупаемости в области современной академической музыки не может быть и речи. Затраты на выступление музыкантов и гонорары композиторам, создающим произведения, — это инвестиции, вклад в будущее, культивация той почвы, на которой потом будет выращено то, что мы через 50–100 лет назовем нашим наследием.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph