Архив рубрики

Всё только начинается

Лето 2016‑го в Нижнем Новгороде, кажется, бьет рекорды. Нет, не температурные. Культурные. Рекорды активности нижегородцев. Такого количества фестивалей, инициатив, конкурсов, проектов не просто с участием жителей, а исходящих от самих этих жителей, город еще не видел. «Это новая городская культура», — говорят одни. «Бегство от реальности», — хмурятся другие. «Да нет никакого роста, одно лишь падение», — отрицают третьи. «Столица Нижний» вместе с организаторами и участниками самых ярких городских проектов пытается понять, что и почему происходит.
Всё только начинается

Споры о том, что же стоит за модой на фестивали и какое они имеют отношение к культуре, уже давно включились не только организаторы и участники, но и ученые: урбанисты, социологи, психологи. Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктор Вахштайн — автор термина «хипстерский урбанизм» — в интервью BBC предрекает, что вслед за объединением людей вокруг активностей на публичных пространствах наступит их разобщение, а радость и веселье рано или поздно сменятся мыслями о политике и социальном неравенстве. Да, считает Вахштайн, урбанизм стал идеологией не просто комфортного города, а города-сцены, но ведь сцена может предназначаться не только для музыкантов или актеров…

Но почему именно фестивали так популярны сегодня? «Ну, во‑первых, это красиво, — предполагает известный нижегородский журналист Андрей Чугунов. — В смысле красива сама идея — собрать в выходной день в одном, желательно тоже красивом, месте людей, увлеченных чем-то, и просто горожан и гостей города, чтобы ненавязчиво (это ключевое слово) продемонстрировать что-то: еду, искусство, спорт, музыку и тому подобное. Во‑вторых, это сейчас модно. В‑третьих, не дай бог считать такую частную локальную (и это тоже, по-моему, ключевое слово) гражданскую активность “фигой в кармане” для власть предержащих. Хотя кто-то, возможно, именно так — как протест против “серой” жизни — и рассматривает фестивали. Имеет право, наверное».

Профессор кафедры социальной философии Уральского федерального университета Елена Трубина посвятила городским праздникам целое исследование, причем создано оно на примере Нижнего Новгорода. «В то время как фестивали вызывают неоднозначную реакцию в мире, многие разговоры в Нижнем поразили меня уверенностью, что “все идет хорошо, а будет еще лучше”, — пишет Трубина в журнале “Неприкосновенный запас”. — Но были и другие беседы с людьми, вовлеченными в организацию фестивалей. По долгу службы эти респонденты обязаны излучать уверенность, однако демонстрировали они скорее обратное».

Единства не обнаружилось и в мнениях людей, опрошенных «Столицей Нижний». «Активность не растет, а падает, — говорит маркетолог, автор проекта “неФормат/Общение со смыслом” Михаил Рубинштейн. — Например, в этом году отменили “#ЧитайГорький”. Не было фестиваля воздушных змеев, не было WillyWilly». «Просто меняются форматы и приходят новые игроки», — парирует Екатерина Мамаева из студии «Локо», организатор сразу нескольких городских фестивалей. Ее «Ботаника» уже стала традиционным событием, встающим в один ряд с регулярными «Ресторанными днями», архитектурным «О’Городом», фестивалем «Новый город. Древний» и так далее. «Фестивалей становится больше, — считает дизайнер одежды Ксения Мигалова. — Город пытается поднять своих жителей на новый уровень. Это процесс непрерывной работы города над нами и нас над городом».

Стремление молодежи к яркой жизни — одна из причин популярности фестивального формата

Так все же культура это или нет? Фестиваль новой городской культуры, состоявшийся 12 июня в рамках Дня города, ответил на этот вопрос самим названием. «Это культура, зарождающаяся здесь и сейчас, — объясняет соорганизатор фестиваля Светлана Чайка, — культура, выросшая на улицах города, пропитанная его старинной историей, культура с добавлением творческого подхода к любому делу, будь то заведение общепита, магазин одежды или творческие мастерские, новое звучание музыки и мыслей художников, это новое видение городских пространств в целом». «Фестивали — это взаимодействие разных городских активистов, которое имеет культурную основу, — считает Екатерина Мамаева. — И большинство фестивалей, которые проводятся в Нижнем Новгороде, имеют культурный подтекст. Организаторы ставят цели воспитания общества, передачи определенных ценностей. Поэтому фестивали — это однозначно культурное явление».

Главный редактор «МК в Нижнем Новгороде» Татьяна Михайлова хотя и не склонна считать фестивали новой городской культурой, но отмечает, что предпосылки к тому имеются: «Нужно время и позитивный опыт. Вот только вопрос: раньше появится новая городская культура или у людей пропадет желание на фестивали ходить?»

«Интерес к ним не падает, — возражает Екатерина Мамаева. — Об этом свидетельствуют данные посещаемости». «Все только начинается», — поддерживает ее директор агентства «Рейтинг» Наталия Бочарова. Ее «Русские горки» в этом году стали последними, но на смену, обещает, придет что-то новое и, возможно, более масштабное.

«В любом случае такие мероприятия положительно влияют на город, — отмечает Екатерина Мамаева. — Одно дело, когда мы сидим по своим квартирам, а другое — когда мы видим других людей, общаемся с ними. Чем больше мы общаемся, тем больше развиваемся. Это социальный процесс, который очень нужен обществу».

«Уже сейчас, — сообщает директор городского департамента культуры Наталья Суханова, — департамент работает над составлением календарного событийного плана на 2017 год. Мы уже провели несколько встреч с представителями молодежных культур. По итогам обсуждения получено около 20 предложений. Со своей стороны, департамент открыт к предложениям по новым форматам мероприятий».

Впрочем, — и с этим соглашаются все организаторы фестивалей — главная особенность фестивальной жизни как раз и заключается в том, что чаще всего она от органов власти и не зависит. Это мы — горожане — решаем, организовать то или иное событие, это мы готовим друг другу еду или обсуждаем проекты по благоустройству, делимся навыками на мастер-классах или бежим дистанции на марафонах и полумарафонах. Мы — новые, мы — город, мы — культура.

Текст: Максим Калашников

Фото: Роман Бородин.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Наталья Суханова
Наталья Суханова
Директор департамента культуры Нижнего Новгорода
В настоящее время действительно наблюдается рост фестивальной активности в нашем городе. Фестиваль является популярным форматом, где каждый может продемонстрировать свой творческий потенциал и узнать для себя что-то новое, особенно это сейчас актуально для молодежи, которая активно организовывает различные мероприятия и сама принимает в них участие.
Светлана Чайка
Светлана Чайка
Соорганизатор фестиваля новой городской культуры
Городская культура — это дух времени и улиц, это ответственность за свои мысли и действия, это то, что рождается здесь и сейчас, это будущее, которое создают безумно талантливые люди с горящими от идей глазами и верой в сердцах.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph