Архив рубрики

Андрей Носов: «Культуру нужно производить»Основатель и участник ряда гуманитарных проектов – о создании среды и экономике процесса

Андрей Носов: «Культуру нужно производить»

Андрей, почему стал возможным проект «Культура в городе»? Был спрос, ниша оказалась свободной?

Проекту уже около четырех лет, а началось все с того, что на своих страницах в соцсетях я старался размещать информацию об интересных нижегородских культурных событиях. Потом вместе с коллегой Ольгой Лукиновой, с которой мы организовывали фестиваль «Молодой литератор» и другие мероприятия, решили, что нужно создать сайт, посвященный современным культурным событиям. Так появилась бета-версия «Культуры в городе», которая наполнялась в режиме тестирования.

И оказалось, что есть 100–150 человек, которые читали публикации, которым было удобно пользоваться нашей афишей. Я понял, что есть сообщество, для которого мне интересно работать. В целом же в Нижнем есть, по моим субъективным оценкам, 40–50 тысяч человек, которые регулярно посещают определенные культурные события, – вот для этой аудитории я все и делаю. Сегодня в разных регионах появляется много городских порталов, но мало кто обращается именно к современной культуре и тем более делает серьезные материалы. А мне как раз это и интересно.

Как происходит отбор контента? Что не попадает в поле зрения «Культуры в городе»?

Мы представляем современный культурный контекст – местный, и не только. Я не считаю, что нижегородские СМИ не могут писать о том, что происходит в Москве, Берлине или Лондоне. Только за прошлый год мы сделали около 130 больших материалов – интервью, критических заметок, аналитических материалов, репортажей. Нас интересуют самые разные темы: кино, поэзия, музыка, архитектора, урбанистика, культурная политика, театр, образовательные проекты… При этом мы стараемся подбирать интересные форматы, размещаем свою карту городских фестивалей или свою карту «Музейной ночи» с указанием самых интересных, на наш взгляд, мест.

Мы не анонсируем события, которые кажутся нам неинтересными с точки зрения качества контента. Например, в события мы не ставим кино, которое идет в мультиплексах. Все и так знают о выходе очередного сиквела. С другой стороны, если демонстрируется современная опера или театральная постановка, мы говорим об этом, поскольку считаем очень важным.

В центре внимания – те явления, события, люди, которые отражают то, что происходит здесь и сейчас с нами, или что будет происходить через какое-то время, или как то, что происходило раньше, влияет на нас теперь. Например, за пределами портала остается досуговая деятельность: многочисленные антикафе, дружеские посиделки, мастер-классы по хенд-мейду. Это хорошие события, потому что они обеспечивают потребность людей в культурном досуге и общении, но они, на мой взгляд, не попадают в момент актуальности, рефлексии происходящего сейчас. Например, мы почти не ставим анонсы местных театров. И дело не во вкусовщине. Нам кажется, что это некие застывшие формы, которые ничего не говорят о театре сейчас.

Существование профессиональной критики в сфере нижегородской культуры – вопрос открытый. Как вы справляетесь с этим?

Авторов практически нет, это правда. При этом мы практически не работаем с журналистами. Нам интереснее заказать интервью с поэтом у поэта или филолога, рецензию на фильм у философа, который занимается философией и теорией кино, статью о фестивале городской культуры в Выксе у Андрея Амирова, который занимается арт-активизмом и погружен в эту тему. Так и с профессиональной критикой. Ее тоже практически нет. Архитектор лучше расскажет об архитектуре – я обращусь к нему. Более того, он корректнее адаптирует материал для непрофессиональной аудитории, чем несведущий в архитектуре журналист. Культурная журналистика не менее сложная вещь, чем любая другая сфера. А на практике культурный журналист – это тот, кто может и про культуру, и еще про что-то. Это практически разнорабочий.

Экономика культуры. Как проект обеспечивает себя?

В штате всего два человека – редактор Анна Козонина и я, плюс мы нанимаем людей на аутсорсе уже под конкретную задачу. Мы стартовали с инвестициями и очень хорошими зарплатами. Теперь я пытаюсь вывести дело на окупаемость. Это самое интересное и самое сложное.

За последние полгода стал очевидным тренд, когда люди хотят углубляться в какие-то темы, пополнять свои знания. Наша постоянная аудитория на данный момент – примерно пять тысяч человек. В десять раз больше следят за нами в соцсетях. От них поступают запросы на погружение в какие-то актуальные вопросы. Проведя исследование рынка, я понял, что качественных предложений крайне мало. А уж связанных с современной культурой и того меньше. И мы начали проводить образовательные курсы. Они могут быть самыми разными, например посвященными современной поэзии и робототехнике. Арт-группа «Провмыза» провела недавно большой двухмесячный курс, посвященный современному театру, а потом стартовал курс философа Игоря Кобылина о кинематографе и способах его интерпретации.

Для проведения занятий мы обрели помещение – скооперировались с ребятами из «Галереи 1» на Почайне. По сути, портал вышел в офлайн и локализовался на этой площадке. И «Слова и вещи» здесь оказались очень уместными.

Лекции — один из форматов существования «Культуры в городе»

Книжный проект – это дань пристрастию?

Да, книги – мой приоритет. Я курировал это направление еще в Арсенале, сформировал концепцию подбора книг для библиотеки, для магазина. Сейчас там есть стабильный оборот, и я очень этому рад. Работал также вместе с Сашей Карпюком под брендом «Полки» и с конца прошлого года вышел в самостоятельное плавание. Мне нравится развивать сам процесс книготорговли. И сейчас я решился на эксперимент: организовать прокат книг. Процесс запущен, у нас есть чуть больше 600 книг, предназначенных только для проката. Купить их нельзя. А всего библиотека-магазин насчитывает сейчас около 1400 книг. Прокат книги – 10 рублей в день при условии, что человек оставляет в залог стоимость издания. В среднем это 350 рублей. Почему это интересно? Во-первых, не все хотят хранить дома книги, но при этом предпочитают бумажный формат. Во-вторых, это дешевле. В-третьих, так можно найти действительно редкие книги и получить рекомендацию по чтению.

Какие издания попадают в «Слова и вещи»?

В основном это гуманитарные науки. По сути, принцип отбора книг такой же, как и при отборе контента для «Культуры в городе». Это должно быть важным для культурного процесса в целом. Часть книг взята на реализацию у издательств, часть – подарена. Такие подношения – всегда гарантия качества, потому что человек уже когда-то отобрал их для личной библиотеки. Многие хранят пометки, закладки. Эти книги живые. Они с историей.

Книги, которые в ближайшее время выпустит издательство «Красная ласточка», тоже пополнят «Слова и вещи»?

Конечно! «Красная ласточка» – это объединение единомышленников, решивших переводить и издавать хороший культурный продукт, находить интересные русскоязычные книги и доносить их до читателя. Я участвовал в создании издательства и занимаюсь администрированием его жизненных процессов, поскольку представляю процесс создания книги от рукописи до попадания на стойки книжных магазинов. Мы начали работу с краудфандинговой компании, и нам удалось собрать половину суммы, требуемой для издания первых четырех книг. В итоге мы издаем три. Это «Теория софт-культуры» Льва Мановича, «Эмансипированный зритель» Жака Рансьера и поэтическая книга Жени Сусловой «Животные».

Краудфандинговая компания оказала нам добрую услугу, поскольку позволила оценить интерес к нашей деятельности. Мы поняли, что эти книги люди готовы читать. Те, кто нам помог и вложился, получат от нас бонусы в виде книг, а также сувенирной продукции с логотипом издательства. Что касается реализации, то мы будем вести переговоры с магазинами по всей стране, которые специализируются на литературе подобного рода. В Нижнем эти книги будут у нас, в Арсенале, «Полке» и, возможно, «Дирижабле».

В чем, на твой взгляд, основная сложность начинаний в сфере гуманитарной культуры? В масштабах страны и конкретно Нижнего.

В стране в целом ощущается общественная стагнация. Уровень и интенсивность каких-то продуктивных разговоров о современных проблемах гуманитарного поля – в широком смысле и на самых разных площадках – падают. Урезается финансирование институций, принимаются законы, косвенно пресекающие какие-то возможности, снижается потребительская способность – если раньше люди могли спокойно отдать за книгу до 500 рублей, теперь, по моим ощущениям, эта планка снизилась до 300.

В Нижнем сложность состоит в том, что здесь нет большой гуманитарной традиции. Есть отдельные личности, специалисты, но нет среды. И среду нельзя создать за пять лет. То, чем занимается Арсенал, чем занимаемся мы, – это процесс, который даст результаты через десятилетия.

Кроме того, на самом деле мало кто понимает ценность и цену культуры. А ведь она не сваливается просто так, как манна небесная. Культура – это часть общественных и экономических процессов, культура – это в некотором смысле роскошь. Это стоит дорого. Нельзя сделать хорошую выставку, хороший фестиваль, не вложив материальных ресурсов. И то, что люди готовы поддерживать на краудфандинге, например, издание узкоспециализированных книг, для меня это говорит очень о многом.

Неправильно думать, что кто-то нам делает культуру, а мы ее потребляем. Мы сами должны производить ее, заказывать и тем самым стимулировать.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Андрей Абрамов, из архива «Культуры в городе».

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Соревнование граждан Республики
Торговые ряды Жар-Птица - Аппетитные подарки
ЖК Дом на свободе
Свежий номер
Вход
Тема номера
На волнах успеха
Местоположение на слиянии двух могучих рек Волги и Оки, исключительный ландшафт, архитектура и сейчас никого не оставляют равнодушным.
Деньги
Город производительного труда
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение, металлообработка, судостроение и оборонка.
Международные связи
Открытый город
С 1959 по 1991 год город, носивший имя великого писателя Максима Горького, был полностью закрыт для иностранцев, потому что именно здесь были сосредоточены важнейшие для оборонной промышленности страны предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. С тех пор многое изменилось, и иностранная речь на улицах Нижнего Новгорода больше не является редкостью.
Законодатели
Без обсуждений
Губернатор Нижегородской области на майском заседании Законодательного собрания отчитался перед депутатами об итогах работы правительства за 2016 год.
Культура
Многообразный Нижний
Особенность Нижнего Новгорода заключается в слове «многообразие». Все виды и жанры от живописи до зодчества, от музыки до перформанса, от литературы до кино развиваются в нашем городе очень стремительно, синтезируются и обогащают друг друга и нашу жизнь, привнося в нее красоту и радость.
Спорт
Сила духа и тела
На спортивной карте России Нижний Новгород занимает заметное место. Из года в год ведущие нижегородские спортсмены достойно представляют страну на различных международных соревнованиях, включая Олимпиады.
Информация
Проект «Культура в городе»

http://cultureinthecity.ru

 

Страница издательства «Красная ласточка» «ВКонтакте»

vk.com/red_swallow

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph