Архив рубрики

Андрей Носов: «Культуру нужно производить»Основатель и участник ряда гуманитарных проектов – о создании среды и экономике процесса

Андрей Носов: «Культуру нужно производить»

Андрей, почему стал возможным проект «Культура в городе»? Был спрос, ниша оказалась свободной?

Проекту уже около четырех лет, а началось все с того, что на своих страницах в соцсетях я старался размещать информацию об интересных нижегородских культурных событиях. Потом вместе с коллегой Ольгой Лукиновой, с которой мы организовывали фестиваль «Молодой литератор» и другие мероприятия, решили, что нужно создать сайт, посвященный современным культурным событиям. Так появилась бета-версия «Культуры в городе», которая наполнялась в режиме тестирования.

И оказалось, что есть 100–150 человек, которые читали публикации, которым было удобно пользоваться нашей афишей. Я понял, что есть сообщество, для которого мне интересно работать. В целом же в Нижнем есть, по моим субъективным оценкам, 40–50 тысяч человек, которые регулярно посещают определенные культурные события, – вот для этой аудитории я все и делаю. Сегодня в разных регионах появляется много городских порталов, но мало кто обращается именно к современной культуре и тем более делает серьезные материалы. А мне как раз это и интересно.

Как происходит отбор контента? Что не попадает в поле зрения «Культуры в городе»?

Мы представляем современный культурный контекст – местный, и не только. Я не считаю, что нижегородские СМИ не могут писать о том, что происходит в Москве, Берлине или Лондоне. Только за прошлый год мы сделали около 130 больших материалов – интервью, критических заметок, аналитических материалов, репортажей. Нас интересуют самые разные темы: кино, поэзия, музыка, архитектора, урбанистика, культурная политика, театр, образовательные проекты… При этом мы стараемся подбирать интересные форматы, размещаем свою карту городских фестивалей или свою карту «Музейной ночи» с указанием самых интересных, на наш взгляд, мест.

Мы не анонсируем события, которые кажутся нам неинтересными с точки зрения качества контента. Например, в события мы не ставим кино, которое идет в мультиплексах. Все и так знают о выходе очередного сиквела. С другой стороны, если демонстрируется современная опера или театральная постановка, мы говорим об этом, поскольку считаем очень важным.

В центре внимания – те явления, события, люди, которые отражают то, что происходит здесь и сейчас с нами, или что будет происходить через какое-то время, или как то, что происходило раньше, влияет на нас теперь. Например, за пределами портала остается досуговая деятельность: многочисленные антикафе, дружеские посиделки, мастер-классы по хенд-мейду. Это хорошие события, потому что они обеспечивают потребность людей в культурном досуге и общении, но они, на мой взгляд, не попадают в момент актуальности, рефлексии происходящего сейчас. Например, мы почти не ставим анонсы местных театров. И дело не во вкусовщине. Нам кажется, что это некие застывшие формы, которые ничего не говорят о театре сейчас.

Существование профессиональной критики в сфере нижегородской культуры – вопрос открытый. Как вы справляетесь с этим?

Авторов практически нет, это правда. При этом мы практически не работаем с журналистами. Нам интереснее заказать интервью с поэтом у поэта или филолога, рецензию на фильм у философа, который занимается философией и теорией кино, статью о фестивале городской культуры в Выксе у Андрея Амирова, который занимается арт-активизмом и погружен в эту тему. Так и с профессиональной критикой. Ее тоже практически нет. Архитектор лучше расскажет об архитектуре – я обращусь к нему. Более того, он корректнее адаптирует материал для непрофессиональной аудитории, чем несведущий в архитектуре журналист. Культурная журналистика не менее сложная вещь, чем любая другая сфера. А на практике культурный журналист – это тот, кто может и про культуру, и еще про что-то. Это практически разнорабочий.

Экономика культуры. Как проект обеспечивает себя?

В штате всего два человека – редактор Анна Козонина и я, плюс мы нанимаем людей на аутсорсе уже под конкретную задачу. Мы стартовали с инвестициями и очень хорошими зарплатами. Теперь я пытаюсь вывести дело на окупаемость. Это самое интересное и самое сложное.

За последние полгода стал очевидным тренд, когда люди хотят углубляться в какие-то темы, пополнять свои знания. Наша постоянная аудитория на данный момент – примерно пять тысяч человек. В десять раз больше следят за нами в соцсетях. От них поступают запросы на погружение в какие-то актуальные вопросы. Проведя исследование рынка, я понял, что качественных предложений крайне мало. А уж связанных с современной культурой и того меньше. И мы начали проводить образовательные курсы. Они могут быть самыми разными, например посвященными современной поэзии и робототехнике. Арт-группа «Провмыза» провела недавно большой двухмесячный курс, посвященный современному театру, а потом стартовал курс философа Игоря Кобылина о кинематографе и способах его интерпретации.

Для проведения занятий мы обрели помещение – скооперировались с ребятами из «Галереи 1» на Почайне. По сути, портал вышел в офлайн и локализовался на этой площадке. И «Слова и вещи» здесь оказались очень уместными.

Лекции — один из форматов существования «Культуры в городе»

Книжный проект – это дань пристрастию?

Да, книги – мой приоритет. Я курировал это направление еще в Арсенале, сформировал концепцию подбора книг для библиотеки, для магазина. Сейчас там есть стабильный оборот, и я очень этому рад. Работал также вместе с Сашей Карпюком под брендом «Полки» и с конца прошлого года вышел в самостоятельное плавание. Мне нравится развивать сам процесс книготорговли. И сейчас я решился на эксперимент: организовать прокат книг. Процесс запущен, у нас есть чуть больше 600 книг, предназначенных только для проката. Купить их нельзя. А всего библиотека-магазин насчитывает сейчас около 1400 книг. Прокат книги – 10 рублей в день при условии, что человек оставляет в залог стоимость издания. В среднем это 350 рублей. Почему это интересно? Во-первых, не все хотят хранить дома книги, но при этом предпочитают бумажный формат. Во-вторых, это дешевле. В-третьих, так можно найти действительно редкие книги и получить рекомендацию по чтению.

Какие издания попадают в «Слова и вещи»?

В основном это гуманитарные науки. По сути, принцип отбора книг такой же, как и при отборе контента для «Культуры в городе». Это должно быть важным для культурного процесса в целом. Часть книг взята на реализацию у издательств, часть – подарена. Такие подношения – всегда гарантия качества, потому что человек уже когда-то отобрал их для личной библиотеки. Многие хранят пометки, закладки. Эти книги живые. Они с историей.

Книги, которые в ближайшее время выпустит издательство «Красная ласточка», тоже пополнят «Слова и вещи»?

Конечно! «Красная ласточка» – это объединение единомышленников, решивших переводить и издавать хороший культурный продукт, находить интересные русскоязычные книги и доносить их до читателя. Я участвовал в создании издательства и занимаюсь администрированием его жизненных процессов, поскольку представляю процесс создания книги от рукописи до попадания на стойки книжных магазинов. Мы начали работу с краудфандинговой компании, и нам удалось собрать половину суммы, требуемой для издания первых четырех книг. В итоге мы издаем три. Это «Теория софт-культуры» Льва Мановича, «Эмансипированный зритель» Жака Рансьера и поэтическая книга Жени Сусловой «Животные».

Краудфандинговая компания оказала нам добрую услугу, поскольку позволила оценить интерес к нашей деятельности. Мы поняли, что эти книги люди готовы читать. Те, кто нам помог и вложился, получат от нас бонусы в виде книг, а также сувенирной продукции с логотипом издательства. Что касается реализации, то мы будем вести переговоры с магазинами по всей стране, которые специализируются на литературе подобного рода. В Нижнем эти книги будут у нас, в Арсенале, «Полке» и, возможно, «Дирижабле».

В чем, на твой взгляд, основная сложность начинаний в сфере гуманитарной культуры? В масштабах страны и конкретно Нижнего.

В стране в целом ощущается общественная стагнация. Уровень и интенсивность каких-то продуктивных разговоров о современных проблемах гуманитарного поля – в широком смысле и на самых разных площадках – падают. Урезается финансирование институций, принимаются законы, косвенно пресекающие какие-то возможности, снижается потребительская способность – если раньше люди могли спокойно отдать за книгу до 500 рублей, теперь, по моим ощущениям, эта планка снизилась до 300.

В Нижнем сложность состоит в том, что здесь нет большой гуманитарной традиции. Есть отдельные личности, специалисты, но нет среды. И среду нельзя создать за пять лет. То, чем занимается Арсенал, чем занимаемся мы, – это процесс, который даст результаты через десятилетия.

Кроме того, на самом деле мало кто понимает ценность и цену культуры. А ведь она не сваливается просто так, как манна небесная. Культура – это часть общественных и экономических процессов, культура – это в некотором смысле роскошь. Это стоит дорого. Нельзя сделать хорошую выставку, хороший фестиваль, не вложив материальных ресурсов. И то, что люди готовы поддерживать на краудфандинге, например, издание узкоспециализированных книг, для меня это говорит очень о многом.

Неправильно думать, что кто-то нам делает культуру, а мы ее потребляем. Мы сами должны производить ее, заказывать и тем самым стимулировать.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Андрей Абрамов, из архива «Культуры в городе».

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Новая Кузнечиха
Пенсионный фонд
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Информация
Проект «Культура в городе»

http://cultureinthecity.ru

 

Страница издательства «Красная ласточка» «ВКонтакте»

vk.com/red_swallow

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph