Архив рубрики

Николай Пырков: «Потребкооперация живет рядом с населением»Председатель правления Нижегородского областного союза потребительских обществ об объединении усилий ради общего блага

Николай Пырков: «Потребкооперация живет рядом с населением»

Николай Иванович, Нижегородскому облпотребсоюзу в текущем году исполнилось 100 лет. Какое место он занимает в ряду аналогичных российских объединений?

Когда-то в Нижегородской губернии существовали разрозненные потребительские общества. Из-за малых объемов они не могли закупать товары по оптовым ценам и поэтому были неконкурентоспособными. Это длилось почти 50 лет, пока в начале XX века не родилась идея объединить силы и капиталы и создать союз, чтобы предлагать своим пайщикам хорошую цену на товары первой необходимости.

В этом и заключается суть объединения отдельно работающих юридических лиц — районных потребительских обществ. И сегодня, как и 100 лет назад, система потребкооперации, как мне кажется, более чем какая-либо другая, приближена к людям. Что это значит? Взять, например, Починковский район — там у нас 100 магазинов. Они находятся и в райцентре, и в отдаленных населенных пунктах, в том числе малочисленных. Потребкооперация живет рядом с населением — так мы делаем свой вклад в развитие села. Организация розничной торговли постоянно совершенствуется, мы стараемся внедрять современные технологии продаж, безусловно, с учетом специфики потребкооперации.

Но мы ведь не только торгуем. У нас есть целая сеть предприятий общественного питания, мы занимаемся заготовками, переработкой и производством, как правило, продовольственных товаров. А это рабочие места в сельской местности, это занятость молодежи и пополнение местных бюджетов. Наши организации — крупнейшие налогоплательщики в районах, это практически бюджетообразующие предприятия. В этой многоплановой деятельности тоже заключается наша специфика. На сегодня в области около девяти тысяч человек работает в нашей системе. По розничному товарообороту мы занимаем в системе Центросоюза России первое место среди региональных союзов, то есть больше по объему ни один субъект не продает. Торгуем мы самыми разными товарами — от продуктов питания и товаров ежедневного спроса до технически сложных, до промтоваров, игрушек, мебели — всем, что нужно для жизни человека.

Основной принцип кооперации — объединение усилий для общего успеха — сохраняется сегодня неизменным?

Потребительская кооперация — один из видов кооперативного движения. То, что одному человеку будет сложно сделать, вдвоем-втроем сделать гораздо легче и эффективнее. И это развито во всем мире. Так устроена человеческая жизнь: мы объединяемся и становимся сильнее. Так что этот принцип рожден самой жизнью.

Чем мы отличаемся от предпринимателя, от хозяина? Нашим хозяином является пайщик — сегодня их у нас более 60 тысяч человек. Пайщики составляют основу кооперативного движения. Когда-то давно они вложили свои паи — это был первоначальный капитал. И каждый год мы собираем этих пайщиков — сельских жителей и перед ними отчитываемся в своей работе. И они высказывают свое мнение, пожелания. Фактически это соцзаказ, который получает руководство кооперативных организаций. И сложившаяся на протяжении столетия практика совместного труда доказывает и сегодня свою эффективность.

Смотрите: первому потребительскому обществу в нашем крае в 2018 году будет 150 лет, а первому потребительскому обществу в России в этом году исполняется 185 лет. Много ли можно найти у нас в стране структур с такими глубокими традициями. Мы на рынке уже более ста лет!

Если ли в нижегородской потребительской кооперации исключительно местная специфика? Уверена, вы прекрасно представляете всероссийскую картину и можете сравнивать.

В принципе в каждом регионе, в каждом большом или маленьком коллективе есть своя изюминка. В том числе и в нижегородской потребкооперации. Да, мы несколько лидируем по возрасту: движению — 150 лет, союзу — 100 лет, но при этом мы отнюдь не устаревшие. Наша задача — начинить современными рыночными подходами существующее кооперативное движение. Работать по старой схеме, сложившейся при Советском Союзе, сейчас никак не получится. Существует общепринятая практика, которая наиболее оправданна: магазины должны быть узнаваемыми, одного формата, чтобы людям было понятно и легко ориентироваться. И сегодня в Нижегородской области сельские и городские жители всех районов прекрасно знают наши сетевые магазины «Ладья», «Теремок», «Отличный вкус», «Золушка» и более экономичный формат — магазины «Слобода». Они узнаваемы по всей области, куда бы вы ни приехали. Все это — продуманный бизнес-процесс для максимального удобства людей. Вот это несколько нас отличает от других регионов.

Следующее отличие — собственная логистика, включающая центры в Нижнем Новгороде, Арзамасе и Урене. Мы закупаем товар у местных предприятий — у Сормовской кондитерской фабрики, у масложирового комбината и других региональных и федеральных производителей. При этом закупка происходит не для одного магазина или района, а для всей системы потребкооперации. И любой поставщик, любой производитель с нами должен считаться, поскольку мы создаем условия для гарантированного сбыта их продукции. И это на сегодня одно из наших преимуществ на потребительском рынке.

Более того, наши цехи по переработке, промышленные предприятия системы потребкооперации, в первую очередь хлебозаводы, являются поставщиками продукции для этого логистического центра. Например, производитель разливает столовую питьевую воду «Сокольская». Из Сокольского района в Нижний Новгород идут фуры с этой водой, и оттуда она развозится по практически 1800 магазинам системы нижегородской потребкооперации. Пряники с начинкой и сухари Ардатовского пищекомбината, замечательные фруктовые и овощные консервы Большебакалдского консервного завода и другая продукция, производимая в системе облпотребсоюза, представлена во всех магазинах потребкооперации. Так мы создаем условия для продвижения продукции, производимой предприятиями, входящими в нашу систему. Централизация закупок — это, как и 100 лет, неоспоримое преимущество потребкооперации.

Есть ли на территории Нижнего Новгорода кроме логистического центра иные предприятия или торговые точки, принадлежащие потребкооперации?

К великому сожалению, ситуация такова, что наша торговля не представлена в областном центре. До перестройки все рынки города и крупных райцентров входили в состав потребительской кооперации. Да и в магазинах была представлена наша продукция, например в знаменитом в свое время магазине «Дары природы» на Большой Покровской — тогда улице Свердлова. Потом эта связь области и города была нарушена, мы потеряли очень важный для нас рынок реализации. И теперь мы стараемся активно участвовать в осенних продуктовых ярмарках, которые проходят во всех районах Нижнего Новгорода с сентября по декабрь. Могу сказать, что кооперативная продукция пользуется спросом благодаря своему качеству. Горожанам нравится все натуральное, кроме того, оно выгодно отличается по цене. Конечно, все это не стационарная, а выездная торговля, которая носит сезонный характер.

Можно ли переломить ситуацию? Есть ли перспективы выйти на нижегородский рынок сбыта?

Время покажет. Мы кровно заинтересованы в круглогодичном, стабильном сбыте городскому населению продукции личных подсобных хозяйств, наших предприятий, а также других перерабатывающих предприятий области. От того, что горожане будут получать качественную и натуральную продукцию из села, выиграют все.

Наполняя ассортимент фирменных магазинов облпотребсоюза, каким производителям вы отдаете предпочтение?

Мы идем от запросов населения. Если где-то городецкая молочная продукция себя хорошо зарекомендовала, завозить в эти населенные пункты что-то другое мы не видим смысла. Так же с продукцией шахунского или павловского предприятий. Мы учитываем интересы людей, ориентируемся на их потребности, вкусы. Например, в наших северных районах — Тоншаевском, Шарангском — традиционно часть мясной продукции идет из Республики Марий Эл. Например, мясная консервация. И мы стараемся закупать именно эту продукцию. Конечно, мы традиционно представляем продукцию и наших цехов: мясные полуфабрикаты, хлеб, кондитерские изделия, консервацию и многое другое.

Закупки излишков продукции у населения — изменилось ли что-то сегодня?

Изменения произошли кардинальные. До перестройки потребкооперация была практически монопольным закупщиком-заготовителем всей сельскохозяйственной продукции. Вся картошка, весь лук и многое другое закупалось и реализовывалось только через потребкооперацию, развозилось по республикам, поставлялось армии и флоту — это был массовый, громадный поток сельхозпродукции.

Осень — традиционное время продовольственных ярмарок во всех районах Нижнего Новгорода

Что касается населения, то существовала целая система мотивации: если ты сдал такое-то количество картошки, лука или мяса, ты имеешь право купить автомобиль «Жигули», мотоцикл, мебель и так далее.

Сейчас у нас нет рынков, армии и закрытым учреждениям продукцию мы не поставляем, поэтому закупаем ровно столько, сколько можем продать на осенних ярмарках, переработать на наших предприятиях общественного питания и продать в наших магазинах по области. Масштабы утеряны, и это грустно.

Ваша система отлажена и проверена веками. А приходит ли вам на помощь государство?

В стране действует закон о потребительской кооперации, регламентирующий всю нашу деятельность. По закону Центросоюз должен защищать интересы потребкооперации в органах власти всех уровней и добиваться определенных преференций. В нашей области мы ощущаем действенную поддержку со стороны губернатора и министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, в частности на приобретение отечественного оборудования для перерабатывающей промышленности, а также транспорта. Мы можем пользоваться льготным кредитованием, когда часть процентов нам возмещает областной бюджет, то есть, по сути, мы пользуемся беспроцентным кредитом, в том числе и на закупку сельхозпродукции.

В других регионах ситуация может быть и иной. Мы общаемся с коллегами и видим, что нам есть куда стремиться. У системы потребкооперации есть потенциал и возможности, при административной поддержке мы сможем в масштабах региона, да и страны в целом добиться больших результатов и, главное, эффективнее развивать свои услуги на селе.

Человек может очень многое, но вместе люди способны двигать горы. Знаете, согласно нашему уставу, мы все являемся наемными работниками, один пайщик имеет один голос, и в этом отношении председатель правления и бабушка в деревне, если она пайщица, абсолютно равноправны. Сегодня мы смотрим далеко вперед, ставим задачи на будущее, ведь современные кооператоры должны стать достойными продолжателями своей славной истории.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлено Нижегородским облпотребсоюзом.

Публикации по теме
Осень год кормит
Осень год кормит
Чем богат наш край, что здесь производится для нашего с вами стола, чем славен сам Нижний Новгород – об этом и многом другом мы говорили с производителями.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
Праздник выгодных покупок в ТР Жар-Птица
Новогодний калейдоскоп подарков в ТРЦ Седьмое небо
Фантастика дарит подарки
Подарки от Республики
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Информация
Нижегородский облпотребсоюз

Кооперативное движение в России зародилось еще в 60-е годы XIX века. История Нижегородской кооперации начинает свой отсчет с 1868 года. В Нижегородской губернии первое кооперативное общество «Бережливость» было создано в 1868 году, позже подобные общества появились в Кулебаках, Богородске и Павлове.

О цели организации в уставе общества «Бережливость» было сказано: «Соединить непроизводительно-мелкие капиталы в один для оптовой закупки жизненных припасов и предметов первой необходимости и дать через это возможность членам получать все для них необходимое по возможно дешевым ценам, и из нечувствительно-мелких взносов членов составить небольшие капиталы».

Членами первого потребительского общества в своем большинстве были представители чиновной и земской интеллигенции.

Контора и первая кооперативная лавка были открыты в январе 1869 года в доме Ефремова на Большой Покровке. В магазине преобладали бакалейные, колониальные и галантерейные товары. Для членов общества делалась скидка от четырех до восьми %. Вторая лавка была открыта на Ковалихе. Там же была открыта и третья лавочка, вместе с ковалихинской названная «мелкая». Имелась у общества и своя пекарня. За девять месяцев торговых операций было продано товара на 19.995 рублей. Средний месячный оборот превышал 2 тысячи рублей.

Нижний Новгород был ярмарочным центром. Это открывало огромные возможности по организации выгодных закупок продукции для членов общества, а также для сбыта производимой продукции. На территории губернии размещалось множество производств, связанных с добычей и выработкой металла, изготовлением металлоизделий. Лесной край имел прекрасных мастеров по переработке леса. В Выксе сформировался рабочий класс металлургов. В Павлове, Горбатове жили поколения мастеровых, занимающихся производством инструмента, хозяйственных товаров: лопат, вил, серпов, напильников, ножей, замков и многих других изделий, необходимых в хозяйстве сельских жителей и горожан. С 1890-х годов началось разрастаться нижегородское кооперативное движение.

Потребкооперация стала одним из учредителей оптовой Нижегородской ярмарки (кармана России). Эта торгово-промышленная ярмарка явилась местом судьбоносного для всей потребительской кооперации страны события: в августе 1896 года представители 28 обществ создали Всероссийский центр потребительской кооперации, который стал предшественником нынешнего Центросоюза.

Начало организации Нижегородского Союза потребительских кооперативов, объединившего разрозненные потребительские общества в Нижегородской губернии, было положено на Нижегородском губернском кооперативном съезде 12-20 сентября 1915 года, когда была выбрана Комиссия по организации Союза.

Днем рождения нижегородского облпотребсоюза принято считать 16 февраля 1916 года.

Официальный сайт Нижегородского облпотребсоюза nnops.ru

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph