c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

О продукты, о цены!

Потребительский рынок Нижнего Новгорода сегодня — это довольно развитая сеть предприятий торговли различных типов, видов, форм и форматов. У каждого из этих форматов есть свои преимущества и минусы перед остальными, но куда бы ни пошел покупатель, его всегда будет интересовать не только ассортимент, но и стоимость. Она особенно важна, когда речь идет о таких товарах ежедневного спроса, как продукты питания.
О продукты, о цены!

Ценовая история

Не секрет, что цифра, которую мы видим на ценнике, включает в себя входную цену, которую за товар платит продавец, и плановую прибыль продавца — расходы на налоги, зарплату работникам, коммунальные услуги, развитие и обновление бизнеса. Потребности продавца могут быть очень разными — в зависимости от используемых площадей, взятых кредитов и множества других факторов. По оценке исполнительного директора Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ирины Войновой, нижегородские магазины держат достаточно корректную — в размере 25–30% в среднем на весь товар — торговую наценку. Хлеб и молоко как товары социальной группы остаются в зоне самых низких торговых наценок. По расчетам Ирины Войновой, если буханка хлеба стоит порядка 30 рублей, то хлебозавод отпускает ее по цене 25 рублей, а торговая наценка получается пять-шесть рублей. «Минимальные наценки на хлеб — это скорее такой неписаный договор, смысл которого в том, что продавцы признают право покупать хлеб по справедливой цене, — объясняет руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович. — Продавцы и производители признают, что хлеб — это не тот товар, на котором зарабатывают. Но поскольку и на нем нужно хоть что-нибудь заработать, это „хоть что-нибудь“ выражается в минимальной наценке».

Самую большую торговую надбавку, по словам Ирины Войновой, имеет группа элитных товаров, например коньяк, виски, товары неежедневного спроса, которые занимают место на полке достаточно продолжительное время в отличие от тех же хлеба и молока, имеющих высокую оборачиваемость. «Если в среднем посчитать оборачиваемость хлеба за месяц, то она сопоставима со средней оборачиваемостью одной бутылки виски. Собственно, так и формируется торговая наценка», — поясняет она.

Оборачиваемость объясняет и то, что один и тот же товар одного и того же производителя в разных местах стόит по-разному. Как правило, производители работают со всеми возможными продавцами, говорит Ирина Войнова. С сетевиками им работать выгодно, потому что они берут товар в большом объеме, причем иногда сами развозят его по своим торговым точкам. Небольшие магазины в силу ограниченности площадей берут товар в меньших количествах, и поэтому цена в них может быть выше. А клиенты магазинов формата «у дома» платят еще и за удобство и экономию времени.

Директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев говорит, что сейчас покупатели становятся более рациональными и потребительски образованными. Они понимают, что такое плата за бренд, читают состав продукции, экономят практически на всех категориях товаров. «Не секрет, что и в прошлом, и в этом году все игроки рынка увеличили масштаб промоактивности, — констатирует Дмитрий Медведев. — Без сомнения, акции и скидки — все это привлекает клиентов в нынешней непростой ситуации. Тем не менее, по нашему мнению, только лишь скидки не приводят к нужному экономическому эффекту: бизнес и, самое главное, клиент выигрывают благодаря тому, что скидки предоставляются индивидуально».

Ирина Войнова, в свою очередь, отмечает: скидка — это не заслуга торговых сетей, а вынужденная мера производителей, которые взамен рассчитывают увеличить объем продаж. Логика же магазинов понятна: скидки привлекают покупателей, которые, приходя в магазин за ними, попутно приобретают и другие, неакционные, товары.

Контрсанкции и инфляция

6 августа исполнилось два года с введения контрсанкций и эмбарго на поставки многих продовольственных товаров из-за рубежа. Министерство экономического развития России подсчитало, что за эти два года цены на продовольствие в стране выросли на 31,6%, опередив инфляцию в 1,2 раза. В Нижегородской области, по данным Нижегородстата, с августа 2014 года по июль 2016-го продовольственные товары (без учета алкогольных напитков) подорожали в среднем на 25%.

Аналитик финансовой группы компаний TeleTrade Марк Гойхман отмечает, что всплеск цен на продовольствие постепенно ослабевает. «В июне 2016 года продовольственная инфляция снизилась до 6,2% в годовом выражении. Население выдержало пиковое повышение цен, потребление продтоваров не уменьшилось. Но при этом есть тревожный симптом: в стране с весны 2016 года впервые за много лет доля расходов на продовольствие превысила 50% трат людей», — говорит аналитик.

По мнению Ирины Войновой, за время контрсанкций повышение цен на самые необходимые для населения продукты было незначительным, в рамках инфляции. Подорожали импортные продукты — из-за изменения курса доллара и евро, которое отразилось также на закупочной стоимости зарубежного сырья и оборудования для самих производителей.

Михаил Теодорович, в свою очередь, считает, что в ценовом отношении продэмбарго не может повлиять на нижегородские рынки каким-то особенным образом, потому что они фактически межрегиональные: нет продуктов, которые встречаются только в нашем регионе и которые не могут быть привезены сюда или увезены в другие регионы. Но, по его словам, сами участники рынка попали в зону новых рисков и пытаются собрать больше денег «на всякий случай». Из-за повышения цен падают объемы продаж, а понижение цен кажется опасным. Из-за этих процессов расширяется коридор, в котором находятся цены на тот или иной товар, объясняет руководитель Нижегородского УФАС.

Госрегулирование в действии

Понятно, что участники рынка, будь то сельхозтоваропроизводитель или торговая сеть, основной целью имеют прибыль и развитие. «Задача, чтобы человек мог купить по оптимальной цене максимально качественный продукт, есть только у государства. Все остальные участники регулируют друг друга сугубо рыночными законами», – говорит председатель нижегородского регионального отделения «Опоры России» Владимир Панов.

Поскольку рынок в Нижегородской области конкурентный, никто не запрещает продавцам устанавливать ту или иную цену на товар. Однако, как отмечает Михаил Теодорович, на чрезмерно высокую наценку на продукты они не решаются.

Сформированный межведомственный координационный механизм, нацеленный на недопущение установления спекулятивной маржи, в этом отношении достаточно эффективно охлаждает горячие головы тех продавцов, которые пытаются установить неадекватно высокие наценки на свою продукцию.

Рынок без рынков

Торговыми площадями Нижегородская область обеспечена более чем. По информации областного министерства промышленности, торговли и предпринимательства, по итогам 2015 года фактическая обеспеченность населения торговыми объектами по продаже продовольствия составила в среднем по региону 293 квадратных метра на тысячу человек при нормативе 160 квадратных метров, по всем товарам — 630,5 квадратного метра на тысячу человек при нормативе 524 квадратных метра. В Нижнем Новгороде, по данным городского департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства, функционирует 3381 стационарное предприятие торговли, в том числе 1437 продовольственных; пять розничных рынков (один универсальный и четыре сельскохозяйственных), 11 сезонных универсальных ярмарок; а также 2730 объектов нестационарной торговли, из которых 647 — продовольственные. При всей разноформатности, по мнению Ирины Войновой, в Нижегородской области следовало бы увеличить торговую активность в таких направлениях, как сезонные ярмарки, ярмарки, приуроченные к праздникам, а также тематические ярмарки, например продуктов пчеловодства или молочной продукции.

В свою очередь, Михаил Теодорович считает: поскольку у нас рыночная экономика, необходимо развивать рыночное пространство. «Фактически торговли как борьбы за цену между покупателем и продавцом у нас все меньше — все больше обмена товара на деньги по назначаемой цене», — говорит руководитель Нижегородского УФАС и приводит в пример Мытный и Средной рынки Нижнего Новгорода. По его словам, в борьбе с «антисанитарией» теряется преимущество рынка – доступная аренда торгового места. И куда в таком случае пойдут те же местные производители?

Поддержим нижегородское

В нижегородском минпромторге признают, что попасть на полки сетевых магазинов местным товаропроизводителям не всегда легко, поскольку сети уделяют большое внимание качеству продукции, ее упаковке, маркировке, регулярности поставок и так далее. В то же время в министерстве констатируют, что сегодня все крупные производители продовольствия удовлетворяют требованиям сетевых компаний и представлены в их магазинах.

Хлеб — всему голова: наценки на этот товар остаются в зоне самых низких

Для увеличения доли присутствия нижегородских товаров в организациях торговли в регионе с 2009 года работает программа «Покупайте нижегородское». Если на момент принятия решения о необходимости ее реализации доля региональных продовольственных товаров в организациях торговли составляла около 17%, то сегодня по таким группам товаров, как хлеб, яйца и куры, она может достигать 50–80%, в магазинах формата «у дома» — 100%. Начальник отдела развития торговли и потребительского рынка минпромторга Нижегородской области Татьяна Наумова отмечает, что какое-то время нижегородские производители стали меньше участвовать в ярмарках, организованных в рамках этой программы, но прошлый и текущий годы показали возобновление интереса к ним. Помимо этого, в регионе проводятся ярмарки выходного дня для нижегородских производителей, куда свою продукцию может и обычная бабушка принести, и завод привезти. В Нижнем Новгороде на постоянной основе действуют 15 таких площадок.

Участие для товаропроизводителей в мероприятиях программы «Покупайте нижегородское» и ярмарках выходного дня было и остается бесплатным. Поэтому есть возможность приобретения продуктов по доступной цене. Впрочем, для понижения цен требуется не только продвижение продукции в виде специальных ярмарок, но и уменьшение ее себестоимости. «Когда я провожу встречи с предприятиями в районах, то мне называют цену за киловатт-час семь рублей, которые они (предприятия. — Прим. ред.) платят. Отражаются ли эти семь рублей на себестоимости сельхозпродукции? Без сомнения. При этом совершенно спокойно говорят, что в соседних регионах, например Чувашии и Мордовии стоимость киловатт-часа четыре — четыре с половиной рубля. Соответственно, наши местные производители находятся не то что в неравных условиях, а заранее их продукция становится менее выгодной», — подчеркивает депутат Думы Нижнего Новгорода Владимир Панов.

Ирина Войнова напоминает: сейчас, когда в России продлено эмбарго на отдельные продовольственные товары, и предпринимателям, и правительству области нужно использовать отпущенное время и приложить максимум усилий, чтобы нижегородские производители закрепились в торговых сетях и в последующем не вышли из этой ниши.

Текст: Наталья Егошина

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами.

Публикации по теме
Продукты питания в Нижегородской области в августе подешевели на 0,6%
20.09.2016, 13:34  Экономика  Продукты питания в Нижегородской области в августе подешевели на 0,6%
Инфляция на потребительском рынке региона в прошлом месяце составила 0%.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Антон Романов
Антон Романов
Член совета директоров по развитию ООО «Управляющая компания “Русское поле”»
Учитывая то, что импорт колбасных изделий составлял незначительную долю в общем объеме нижегородского рынка, сильного влияния эмбарго не отмечается. В то же время важно отметить существенное влияние данного фактора на закупочную стоимость кормовых составляющих, упаковочных материалов для производства нашей продукции: в среднем удорожание составило 30–40%.
Михаил Теодорович
Михаил Теодорович
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Мы стараемся вести дело так, чтобы наценки на те или иные товары оставались в пределах традиционных для данного рынка значений. Условно: наценка на товар 15% — пусть она и будет 15%. Но если видим 25 или 30%, мы понимаем, что происходит что-то не то, и отсюда появляются проверки. В результате мы позволяем рынку жить своей жизнью, развиваться в режиме самоорганизации.
Ирина Войнова
Ирина Войнова
Исполнительный директор Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Прошло два года, как Россия ввела контрсанкции в виде ограничения на импорт отдельных продовольственных товаров. Те из производителей, кто воспользовался этим моментом, — сыроварни, производители молочной продукции — получили дополнительные бонусы и места в торговых сетях, и теперь им нужно укреплять имиджевую позицию. Сейчас нужно работать над управленческими решениями, чтобы в последующем из этой ниши не выйти.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph