Архив рубрики

Взглянуть по-современному

Вопрос актуальности национальных культурных традиций в век виртуальной реальности — один из самых сложных. Какое место они занимают в нашей жизни? Домотканое полотно и деревянная ложка — это экзотика, сувенир, роскошь или нефункциональная вещь из прошлого? Живем ли мы в традиции, жива ли она? Кто и почему продолжает создавать своими руками предметы, которые возвращают нас к истокам нашей культуры сегодня, сейчас?
Взглянуть по-современному

В середине прошедшего октября Нижний Новгород на два дня стал центром обсуждения острейших вопросов современного состояния народных художественных промыслов в масштабе всей страны. Поводом стало знаменательное событие — в залах Нижегородского государственного выставочного комплекса начала работу III Всероссийская выставка народного искусства «Традиционные художественные промыслы в современной России. Нижегородцы приглашают». Торжественное открытие состоялось 12 октября, а на следующий день прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Народное искусство России: традиции и современность». В подготовке и проведении как выставки, так и конференции было задействовано большое число людей — экспертов, ученых, искусствоведов, представителей общественных организаций, федеральных и региональных министерств, федеральных и региональных музеев, центров ремесел в отдаленных населенных пунктах, руководителей предприятий НХП и, конечно, самих авторов — мастеров, представляющих различные виды народных промыслов России. Поставить текущий диагноз, попытаться разобраться в противоречиях, раздирающих сферу народных промыслов, высказаться и услышать других, вместе попытаться найти пути решения сложных вопросов — вот для чего все эти люди собрались в Нижнем Новгороде в эти дни.

Насколько же современно сегодня народное искусство? Чтобы ответить на этот вопрос искусствовед заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева предлагает для начала задаться другим — насколько вообще искусство интересно современному человеку? «Вообще в последнее время искусство в сферу интересов общества не очень попадает. Конечно, мы говорим о том, что людей стало ходить больше, что есть семейное посещение, в выставочных залах организуют свидания, но это не массовое явление. Хотя ситуация лучше, чем в 1990‑е годы. Это с одной стороны, — говорит Ирина Маршева. — С другой — очень сильно активизировалась сама художественная жизнь: проходит большое количество выставок, привозных выставок. Художники понимают, что они должны двигаться, чтобы пробудить к себе интерес. И эта выставка — она часть какого-то процесса».

Сегодня воссозданный в музеях интерьер крестьянской избы вызывает все больше интереса у людей самых разных возрастов

В наш век, перенасыщенный информацией и событиями, успех практически любого культурного проекта, выставки или премьеры зависит от того, насколько грамотно и нестандартно они будут поданы, предложены зрителю. 2016 год дал нам несколько ошеломительных примеров выставочных аншлагов, когда публика шла на что-то уже известное, хрестоматийное, шла, как в первый раз, с широко раскрытыми глазами. Значит, механизмы работают и наше стремление впитывать и постигать не ограничивается скачиванием новых приложений к гаджетам. Безусловно, народное искусство в том отношении — сфера специфическая. Его экспонирование рискованно делать новаторским, и само оно в стремлении быть современным должно оставаться максимально консервативным. Тем не менее выставки проходят, музейные фонды пополняются, хоть и не так активно, как в советское время, и приобщение людей всех возрастов к национальному культурному наследию происходит самыми разными способами. «Народное искусство — материальное выражение народного миропонимания. И ценность его заключается в том, что оно очень устойчиво к воздействию. Это традиционное сознание в лучшем смысле этого слова. Правила этикета, нормы поведения — все это заложено в нем. И благодаря этой устойчивости народная культура несет в себе базовые позиции человеческого сообщества, — так Ирина Маршева определяет код, заложенный в произведениях мастеров. — Народное искусство достаточно однообразно в плане используемых материалов и создаваемых форм, но сознание человеческое настолько обширно и настолько многогранно, что из этих очень простых вещей рождается невероятное разнообразие. В принципе, это один и тот же орнамент, это одни и те же цвета, и технологии одни и те же, но для меня загадка, на которую нет ответа, — что же там такое внутри человека сидит, что позволяет на протяжении сотен, а то и тысяч лет повторять не повторяясь».

Вот это неповторимое повторение и заставляет нас каждый раз всматриваться в геометрический или растительный орнамент в попытке найти их начало и конец, побуждает придумывать целые истории с участием глиняной игрушки или резного деревянного коня. И дело не в том, что мы оживляем эти предметы, дело в том, что мы оживаем рядом с ними. Происходит возврат к ощущению гармонии с окружающим миром. А ведь традиционная культура — это способ бытования русского человека, это его естественный, пусть сильно отстоящий от нас во времени, образ жизни. Но там ничего не было просто так, не было ничего случайного — ни цвета, ни формы, ни материала, ни лишних движений. И возможно, это и есть та мудрость, которой так не хватает сегодня загнанному в информационном и событийном потоке человеку. У нас очень много случайного, наносного, бессодержательного. «Народное искусство несет положительный заряд, — подчеркивает Мария Пугачёва, директор Музея истории художественных промыслов Нижегородской области. — В хохломской росписи есть орнамент, который называется „пряник“. Он состоит из двух частей. „Рыжик” — солярный знак в виде цветка или солнца — заключается в ромб, от которого отходят завитки трав. Это травное письмо, имитирующее траву осоку. Ромб — это символ плодородия, и всё вместе — это пожелание долгой счастливой жизни. „Пряники” писали на чашах, и человек, когда ел из этой чаши, буквально наполнялся силами и здоровьем». А сколько сейчас вокруг нас предметов, домашних вещей, которые вот так, таким мощным потоком, наполняют нас жизнью?

Рукотворные изделия хранят человеческое тепло и неповторимы, как и все мы

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области обладает богатейшей коллекцией — четыре тысячи экспонатов рассказывают об истории нижегородских промыслов с XVIII века и по сей день. Сам музей как филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника был открыт в начале 1980‑х годов, но коллекция начал создаваться давно — в этом году музей-заповедник отметил свое 120‑летие. 120‑летие отметил и Нижегородский государственный художественный музей, также имеющий свою коллекцию предметов народного искусства. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» хоть и не имеет необходимых выставочных площадей, чтобы экспонировать предметы народного быта, многие из которых принадлежат к традиционным нижегородским промыслам, тем не менее также обладает своей коллекцией, заслуживающей внимания. Свои музеи и выставочные пространства есть на действующих в регионе предприятиях народных художественных промыслов, в центрах ремесел, при которых сегодня сохраняется ряд промыслов. В нашей области, хранящей треть всех художественных промыслов страны, для открывшейся Всероссийской выставки есть хороший контекст, есть традиция и почва для развития, и нижегородцам действительно есть что показать и чем гордиться.

Эти же музеи и центры помимо экспозиционной деятельности активно проводят мастер-классы для детей и взрослых с участием известных мастеров НХП, и призваны эти мастер-классы буквально вдохнуть жизнь — нет, не в промыслы, переживающие в современных социально-экономических условиях очень непростые времена, — а в нас самих. С таких занятий, со знакомства с убранством крестьянской избы, с попытки вырезать ножом деревянную фигурку, а потом раскрасить ее, соткать на станке полотенце начинается очень большой путь, в финале которого — возвращение к себе. Результатом может быть — в глобальном масштабе — такое приобщение человека к промыслу, которое приведет его к вливанию в сферу, овладению мастерством, вступлению на путь продолжения традиции. Другой масштаб отдачи — нельзя сказать, что он менее глобальный, — это формирование чувствительности к народной культуре, уважительного к ней отношения, понимания ее законов и значения в нашей жизни.

В течение двух октябрьских дней в стенах НГВК поднимались острейшие вопросы и звучали диаметрально противоположные точки зрения представителей одной сферы. А как может быть иначе, если в современной России предприятия народных художественных промыслов как коммерческие структуры находятся в ведении Министерства промышленности и торговли РФ, при этом многие мастера, работающие на этих предприятиях, а также индивидуально, являются заслуженными и народными мастерами России, членами Союза художников России и даже членами-корреспондентами Российской академии художеств, участвуют во всевозможных конкурсах и фестивалях, организуемых Союзом, а также федеральным и региональными министерствами культуры, удостаиваются премий региональных правительств, а также Правительства РФ «Душа России».

В неспешной, кропотливой работе — своя философия и мудрость жизни

То, что выставка была организована в Нижнем Новгороде, стало возможно благодаря усилиям Нижегородского отделения Союза художников России, которое выиграло грант Президента РФ на ее проведение. И на торжественном открытии председатель Нижегородского отделения Владимир Величко отметил, что состоявшееся событие уже стало частью истории. «Союз художников — Всероссийская творческая общественная организация, которая взяла на себя очень важную историческую миссию: в те сложные времена, когда в народном искусстве существуют большие проблемы, она берется за их разрешение», — так обозначил суть происходящего в Нижнем Новгороде события, а также общероссийского процесса Александр Греков, заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, оргсекретарь и секретарь по народному искусству Союза художников России.

Куратор выставки искусствовед Лариса Помыткина в день торжественного открытия отметила, что проводимая в нашем городе Всероссийская выставка имеет свою историческую предпосылку. 120 лет назад, на Всероссийской промышленной и художественной выставке, в Нижнем Новгороде впервые был организован кустарный павильон, представивший искусство народных мастеров, которые таковыми тогда даже не признавались. Так народное искусство России на весь мир прозвучало как национальное достояние.

Тот факт, что народная культура, не без потерь прошедшая ХХ и начало XXI века, продолжает сохраняться в традиционных формах, дает повод для сдержанного оптимистического прогноза. И предложение, высказанное в письме, присланном в редакцию во время подготовки этого номера старшим художником ЗАО «Гипюр» Натальей Харламовой, — «народные художественные промыслы России должны стать нашей национальной идеей, объединяющей весь народ», — представляется вполне реальным и современным.

Почему бы и нет?

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Публикации по теме
Живая традиция
Живая традиция
В нашу высокотехнологичную эпоху творения ручного труда уже стали роскошью. Увидеть целую экспозицию таких изделий, созданных в традициях различных промыслов, — большая радость.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Дом на Свободе
Новогодний калейдоскоп подарков в ТРЦ Седьмое небо
Праздник выгодных покупок в ТР Жар-Птица
Подарки от Республики
Время фантастических скидок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Александр Греков
Александр Греков
Оргсекретарь и секретарь по народному искусству ВТОО «Союз художников России»
Для нас народное искусство – это живительный источник, это непрекращающаяся нить традиций, которая связывает прошлое с настоящим и дает нам возможность оптимистического взгляда в будущее.
Владимир Величко
Владимир Величко
Председатель Нижегородского отделения ВТОО «Союз художников России»
Ни для кого не секрет, что Нижегородская область является таким регионом, в котором находится самое большое количество промыслов в России. И третья Всероссийская выставка народного искусства происходит в Нижнем Новгороде – нам хотелось показать наш регион и то, чем дышат регионы нашей страны.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph