c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

В череде будней

Город с такой долгой историей, как Нижний Новгород, безусловно, имеет свои праздничные традиции, идущие из глубины веков. Они неотделимы от истории страны с ее памятными датами, но все же являются своими, особенными. Каждая эпоха предлагает свои праздники, и каждая последующая вносит коррективы в их список.
В череде будней

В праздничной жизни российских городов до 1917 года церковная жизнь определяла быт людей, а значит, и церковные праздники были городскими, общими. Органично соединяясь с традиционной народной культурой, они во многом хранили древнеславянские представления о мироустройстве. Как и в отдаленных деревнях, в Нижнем Новгороде на Святках колядовали ряженые, на Масленичной неделе устраивались катания, начиная с Пасхи, качались на качелях…

Народный календарь

То, что праздники были вписаны в годовой цикл, в народный календарь, делало их естественными, стихийными — не нужно было никого организовывать, звать, рассылать приглашения. Люди знали, что, как и когда нужно отмечать. Конечно, основной зимний праздник — это Рождество. Как и все двунадесятые праздники, оно отмечалось торжественно — с богослужениями, крестными ходами. С Крещением связан любопытный факт, который приводит Татьяна Нечаева, член общества «Нижегородский краевед». Традиционные крещенские гуляния в Нижнем Новгороде проходили в XIX веке на Софроновской площади — нынешней площади Маркина. Перед стоявшими там когда-то двумя Козьмодемьянскими церквями — зимней и летней — разворачивалось празднование, именуемое «Крещенская иордань». «Там устраивался базар, с 6 по 9 января проходил кустарно-щепной торг: продавались небольшие деревянные изделия, игрушки, туески, короба и многое другое. В качестве гостинца можно было купить городецкие пряники, балахнинские коврижки, — рассказывает Татьяна Нечаева. — И именно здесь проходили крещенские “гляжения” — купчихи приводили на площадь своих дочерей на выданье, чтобы будущие свекрови могли присмотреться, к кому засылать сватов. Это была нижегородская “ярмарка невест”».

Торжество на Благовещенской площади  в честь  празднования 300-летия дома Романовых. 1913 год. Фотограф Максим Дмитриев. Из фондов НГИАМЗ

Рассказывая о том, как нижегородцы справляли праздники, доктор исторических наук, председатель общества «Нижегородский краевед» Федор Селезнев отмечает особенность каждого торжества. Пасха — самый любимый, широко отмечаемый в России церковный праздник. После службы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в кремле народ шел в Мининский садик к обелиску Минину и Пожарскому. Традиционными элементами праздника были кукольный театр и, конечно, качели. Гуляния обязательно сопровождались торговлей всевозможным съестным, лакомствами, спиртным. Следующий крупный праздник — Вознесение. Он органично накладывался на старинные народные праздники провода весны и встречи лета. Начиналось все с большого крестного хода из кафедрального собора по Большой Печерской улице в Печерский Вознесенский монастырь. После службы люди поднимались от монастыря к месту гуляний, на котором сейчас расположена Сенная площадь. Еще один любимый праздник — Семик — седьмой четверг после Пасхи. Он отмечался на Русалочьей неделе, когда поминали утопленников и утопленниц, а также умерших не своей смертью. Это значит, что в праздник устраивалась поминальная трапеза с обрядовой пищей — блинами, пирогами, киселем, пивом, на смену которому позднее пришли вино и водка. На Семик проходили и кулачные бои, а местом праздника была территория между Петропавловским кладбищем и острогом. Троица обычно справлялась у Троицкой церкви, что в Высокове. День всех святых — первое воскресенье после Троицы — праздновался на поле Ярилы, что было на откосе за Крестовоздвиженским монастырем. Иванов день отмечали примерно там, где сейчас располагается садик имени Пушкина.

Открытие Нижегородской ярмарки. 1900-е годы. Фотограф Максим Дмитриев. Из фондов НГИАМЗ

Иногда храмовые праздники порождали любопытные традиции. Одна из таких связана с Кунавинской слободой. Как рассказывает Ольга Гальцева, заведующая сектором этнографии НГИАМЗ, все началось с местного храмового праздника, установленного в 1812 году в честь освящения обновленного храма Владимирской иконы Божьей Матери (храм не сохранился). Праздник был приурочен ко второму воскресенью Великого поста, и в этот день на службу съезжалось множество людей из города и окрестных селений. «Постепенно он стал выходить за границы храма, приобретая форму шумного народного гулянья. “Меркантильный дух” безмолвствующей в эту пору ярмарки стал привлекать сюда уличных торговцев, марионеточные театры, а отголоски недавно отшумевшей Масленицы сделали главным аттракционом этого торжества массовые катания на лошадях, — рассказывает Ольга Гальцева. — Расцвет праздника пришелся на 1850‑е годы, когда его апофеозом стала украшенная венками и лентами коза, которую с песнями водили по улицам. Рассказывали, что однажды в ярмарочном колокольном ряду запуталась рогами коза. Она подняла сильный звон, а в это время на другом конце загорелась часть ярмарочных построек. Колокольный звон разбудил округу, и пожар был потушен. Так коза стала спасительницей Нижегородской ярмарки, а за гуляниями закрепилось название “Козий праздник” или “Козья Масленица”».

Государственные праздники

Как таковыми государственными праздниками были торжества, связанные с царской семьей: день восшествия на престол правящего монарха или день тезоименитства — день святого-соименника государя. Тогда проходили молебны в храмах, вывешивались флаги с государственной символикой, город украшался праздничной иллюминацией, а жители в темное время освещали свои дома и дворы. Царствующие особы неоднократно посещали Нижний Новгород, и всегда эти приезды, приуроченные к каким-то событиям, отмечались очень пышно. Заведующая сектором отдела истории НГИАМЗ Людмила Шакулова отмечает, что с 1840‑х годов Верхневолжская набережная с общественным парком — Александровским садом и кремлевский бульвар стали излюбленным местом отдыха и развлечений нижегородцев. Проводились здесь и большие торжества. Так, в 1850 году с особым размахом здесь отмечался приезд цесаревичей Николая и Михаила Романовых. На празднике было задействовано несколько оркестров и хоров, выступали акробаты и фокусники. Вечером была устроена необычайная иллюминация из разноцветных огней. Максим Дмитриев запечатлел на своих фотографиях дни празднования в Нижнем Новгороде 300‑летия дома Романовых. Так, 17 мая 1913 года на Благовещенской площади проходила церемония освящения места закладки памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в присутствии императора Николая II и членов его семьи.

Что касается памятных исторических дат, то в XIX веке они практически не отмечались. По словам Федора Селезнева, первая, масштабно отмеченная в 1862 году, историческая дата — 1000‑летие России. «В Нижнем Новгороде ни 600‑летие, ни последующее 700‑летие города никак не праздновались, — рассказывает доктор исторических наук. — Александр Серафимович Гациский, гласный городской Думы, председатель губернской ученой архивной комиссии, — первый, кто старался привить исторические праздники. Он был инициатором торжеств в честь 700‑летия со дня рождения Юрия Всеволодовича, основателя города. Он стремился через праздники просвещать людей, знакомить их с историческим прошлым».

«День белой ромашки» в Нижнем Новгороде. Начало XX века. Фотограф Максим Дмитриев. Из фондов РМФ

Примером светского праздника был «День белой ромашки», или «День белого цветка». У нас его проводил нижегородский отдел Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом в 1911–1913 годах. Праздник начинался с молебна, а дальше проходило торжественное шествие по определенному маршруту. Добровольцы распространяли цветки белой ромашки за пожертвования и раздавали листовки. Традиционно этот праздник проходил в первые числа мая по новому стилю, однако в некоторых городах устраивались дополнительные праздники. Например, в августе 1911 года в Нижнем Новгороде в «День белой ромашки» было собрано двадцать тысяч рублей. На вырученные средства покупали лекарства, строили санатории.

Как на ярмарке веселой…

На любом базаре было место веселью. А торговали и гуляли на окраинах — в городе развернуться было негде. Татьяна Нечаева рассказывает: «Там, где расположена современная площадь Горького, в XIX веке по средам проходил базар, и среди торговых рядов всегда выделялся обжорный, где продавалась еда. А где еда, там и развлечения — здесь показывали кукольные петрушечные представления. По пятницам базар был на современной площади Свободы, где сейчас расположен сквер. Там выступали медвежатники».

И, конечно, особым местом для Нижнего Новгорода была ярмарка. Этот большой ежегодный торг становился и местом проведения массовых празднеств. «Молебен и торжественный подъем ярмарочных флагов у Макарьевской часовни, проходившие ежегодно 15 июля, в день начала работы ярмарки, привлекали огромное количество народа. На ярмарке местом народных гуляний и увеселений была Самокатская, или Самокатная, площадь, известная своими развлекательными заведениями для простого люда: балаганами, каруселями, прообразами первых кинотеатров. Здесь выступали кукольники, вожаки медведей, музыканты и балагуры», — отмечает Людмила Шакулова. Однако ярмарочные празднества имели свое принципиальное отличие: многочисленные увеселения самого разного формата были в первую очередь заработком. В традиционных же праздниках основной мотивацией был народный календарь и возможность участия, совместной радости.

Красный день календаря

Революция отменила многие праздники, создав новые. В годы советской власти, начиная с 1918 года, торжественно отмечалась годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, ставшая, по сути, главным праздником страны. Официальным продолжением рабочих маёвок стал в 1918 году День Интернационала, с 1972 года — День международной солидарности трудящихся. Эти праздники были поистине общенародными, однако уже не стихийными — государство взяло на себя функцию организации и идеологического контроля их содержательной стороны. В регионах обкомы партии устанавливал места и даты массовых торжеств. Обязательными стали митинги, демонстрации. Профессор кафедры истории и политики России ИМОМИ Владимир Сомов считает, что примером стихийного, искреннего празднования людьми в разных городах Советского Союза можно назвать 12 апреля 1961 года: «Это настоящий феномен. Тысячи людей сами вышли на улицы, узнав, что советский человек Юрий Гагарин совершил полет в космос». По словам Владимира Сомова, 7 ноября — праздник тоже феноменальный. С годами политический аспект уходил на второй план, а важным был выходной день — день встреч, общения, радости. «В 1960–1980‑е годы уже не одно поколение его праздновало. Этот день прошел вместе со страной через большие испытания. И, несмотря на 25 лет десоветизации, его вспоминают, празднуют», — говорит историк.

Первомайская демонстрация на площади Максима Горького. 30-е годы ХХ века. Фотограф Пармен Мозжухин. Из фондов РМФ

В советское время центром ноябрьских торжеств была площадь Минина и Пожарского (с 1918 по 1943 год — Советская). Директор Русского музея фотографии Вера Тарасова вспоминает, что первомайские и ноябрьские демонстрации проходили на площади Ленина. Около памятника устанавливались трибуны, вдоль которых шли люди с транспарантами, флагами, портретами… Причем добирались туда пешком со всех районов города. В фондах музея есть и фотографии первомайской демонстрации на площади Горького.

Торжества по поводу Дня Победы проходили и сегодня проходят на центральной площади города и в кремле. Массово его стали отмечать в 1965 году, хотя празднование Дня Победы было введено еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года, но в конце 1947 года выходной день со Дня Победы перенесли на Новый год.

День защиты детей, День пионерии, День молодежи и многие другие важные для страны даты — главным местом их празднования также оставалась площадь Минина и Пожарского. Здесь проходили и всевозможные спортивные праздники — физической подготовке в Советском Союзе уделялось особое внимание.

Новогодняя елка на площади Минина и Пожарского. 1960-е годы. Фотограф Нисон Капелюш. Из фондов РМФ

В советское время Новый год стал государственным праздником, 1-е, а потом и 2 января были выходными. На площади Минина и Пожарского, на площади Горького устанавливали живые елки, из снега лепили скульптуры Деда Мороза и Снегурочки, а перед зданием драматического театра на Большой Покровской (в советское время — улице Якова Свердлова) можно было увидеть снежные фигуры животных. Церковные праздники отмечались в семьях, в общинах, в действующих храмах и не могли носить массовый характер в атеистическом государстве.

Горьковский городской Совет народных депутатов постановил проводить ежегодное празднование Дня города в 1986 году. С тех пор официальный День рождения города отмечался то летом, то осенью, а теперь снова летом, объединившись в 2014 году с Днем России или ранее Днем независимости. В 2005 году в новейшей праздничной истории России появился День народного единства — 4 ноября. Центром его празднования стала площадь Народного единства у подножия кремля.

День защиты детей. 1970-е годы. Фотограф Виктор Бородин. Из фондов РМФ

Праздники, созданные советской эпохой, или остались красными датами календаря, или ушли, утратив свой массовый характер. Добавились возвращенные дореволюционные, и сегодня нижегородский, да и в целом российский праздничный календарь — это довольно пестрая картина, в которой каждый находит свой важный день в череде будней.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Светлана Кротова, предоставлены экспертами

Архивные фотографии предоставлены НГИАМЗ, РМФ.

Публикации по теме
Многоликий Нижний
Многоликий Нижний
Уже второй раз в Нижнем Новгороде проходит премия «Перо Жар-Птицы», учрежденная компанией «Столица Нижний» и направленная на поддержку культурных, социально значимых инициатив.
Наталья Суханова: «Нижний Новгород заслуживает самого лучшего»
Наталья Суханова: «Нижний Новгород заслуживает самого лучшего»
Директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода о том, что культурные события – это всегда праздник.
Елена Маргулец: «Городские события становятся все больше семейными»
Елена Маргулец: «Городские события становятся все больше семейными»
Директор агентства «Ледаро» об искусстве создавать настроение
Игорь Прежбог: «Люди ждут спортивных событий»
Игорь Прежбог: «Люди ждут спортивных событий»
Директор компании «AРР-Продакшн» о растущем интересе к массовым мероприятиям на свежем воздухе.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Федор Селезнев
Федор Селезнев
Доктор исторических наук, профессор ИМОМИ ННГУ имени Н. И. Лобачевского, председатель общества «Нижегородский краевед»

Город в XIX веке еще сохранял традиционную крестьянскую культуру. Конечно, постепенно городская культура вытесняла традиционную, например, балалайку заменяла немецкая гармошка, поярковую шляпу – немецкий картуз, русскую песню – фабричная частушка…

Ольга Гальцева
Ольга Гальцева
Заведующая сектором этнографии НГИАМЗ

«Козья Масленица» в Нижнем Новгороде – феномен городской праздничной культуры. Поводом к его возникновению стало удивительное переплетение балаганных площадных традиций, архаичных образов народного театра и истории местного храмового праздника.

Владимир Сомов
Владимир Сомов
Доктор исторических наук, профессор ИМОМИ ННГУ имени Н. И. Лобачевского

Праздник – это всегда ощущение сопричастности к какому-то большому делу, к чему-то позитивному, хорошему, доброму. В основном советские праздники были жизнерадостными, конструктивными. Нас сегодня сложно чем-то удивить, а в советское время люди умели удивляться и радоваться простым вещам.

Татьяна Нечаева
Татьяна Нечаева
Член общества «Нижегородский краевед», экскурсовод

Сегодня «Рождественская сторона» в своем фестивальном и ярмарочном формате продолжает традиции Софроновской площади, зная о них или не зная. Сувениры и игрушки, которые сегодня можно купить в торговых киосках, являются наследниками этой очень давней традиции.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph