Лента событий

13.12.2016, 18:45  (12+)  Культура  Новый «Евгений Онегин»: о десятой постановке оперы П.И. Чайковского в Нижегородском театре оперы и балета

Новый «Евгений Онегин»: о десятой постановке оперы П.И. Чайковского в Нижегородском театре оперы и балета

Опера «Евгений Онегин» для Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина всегда была своеобразной визитной карточкой. С 1935 года это произведение П.И. Чайковского не сходило с нижегородской сцены. В 2016 году опера была поставлена уже в 10-й раз: полностью обновлено сценическое решение, на главные партии приглашены новые солисты. Режиссером постановки стал заслуженный артист РФ Дмитрий Суханов, который как никто другой знает особенности этой оперы: Дмитрий Александрович за свою музыкальную карьеру исполнял партию Онегина в нескольких постановках. Потому именно ему руководство театра доверило поставить новую версию знаменитого спектакля, тем более что у Дмитрия Суханова был собственный взгляд на знаменитое произведение А.С. Пушкина.

Режиссер предлагает посмотреть под другим углом зрения на взаимоотношения героев, на конфликты, которые лишь намечены в пушкинском тексте и которые показались Дмитрию Суханову более интересными для показа современному зрителю.

Так, в отношениях сестер Лариных режиссер постарался показать не только различие в их характерах (веселая, легкомысленная и шаловливая Ольга и замкнутая, погруженная в себя и в мир мечтаний, любящая уединение Татьяна), но и зависть, с которой Ольга относится к Татьяне, ставшей объектом внимания приехавшего из Петербурга Онегина. В опере, однако, Ольге Борисовой, исполнительнице партии Ольги, показать это чувство в полной мере не удалось. В то же время удачей солистки можно считать игру в сцене объяснения с Ленским. Беззаботная героиня, слыша от возлюбленного «Я люблю Вас, Ольга», реагирует спокойно и со снисходительной улыбкой, но при словах «Я люблю тебя, Ольга» ее реакция меняется: она смущена и поражена, ведь переход с «вы» на «ты» в пушкинские времена по-особому интерпретировался с точки зрения устоев светского общества, становился знаком сближения.

Еще одним режиссерским нововведением стало то, что арию Трике исполняет Ленский. По замыслу режиссера, это должно обострить конфликт между молодым поэтом и Ольгой. Михаил Меньшиков, выступивший в роли Ленского, психологически точно передал отчаяние возлюбленного, заметившего, что Ольга предпочла ему на балу Онегина. Исполнение стихов, которые Трике написал для именинницы Татьяны, — это одновременно и способ привлечь внимания к себе, и оказать знаки внимания Татьяне в отместку ее сестре. И если в самом начале молодой поэт был уверен в том, что его поступок заденет легкомысленную Ольгу, то к концу арии голос Ленского дрожит: его затея не удалась, и Ольга весело смеется на шутки Онегина во время декламации Ленского.

Сцена именин у Лариных завершается не вполне привычным образом. После того как два друга на глазах у гостей вечера договорились о дуэли, гости стали возбужденно обсуждать произошедшее и разошлись. Лишь после этого просыпается Трике, оказавшийся в нелепом положении: один в зале, когда гости разошлись, а хозяева ушли в свои спальни. Эта сцена как бы отбрасывает оттенок нелепости и на сам конфликт между Ленским и Онегиным. И такое снижение «накала страстей» идет вразрез с ожиданиями зрителей, которые знают, к какому трагическому финалу привела эта ситуация.

Кстати, и здесь режиссер предложил собственный вариант развития драматургии оперы. Исход дуэли зрителям не показывается: они не слышат звук выстрела, не видят падение кого-то из соперников. Настоящая драма разворачивается в доме Лариных, куда с прощальным письмом погибшего пришел секундант Зарецкий. Мизансцена выстроена таким образом, что Ольга и Татьяна стоят по разным сторонам, Зарецкий — в середине в глубине сцены. Герои замерли в ожидании, в чью сторону повернется гость, принесший плохие вести. Все становится понятно, когда он направляется к Ольге и та лишается чувств.

Солисту Михаилу Меньшикову удалось драматургически точно передать нюансы образа Ленского. В то же время исполнение некоторых арий не всегда было технически гладким. Возможно, сказался недостаток времени на подготовку к партии: артист готовился к спектаклю в довольно сжатые сроки.

Солистка Светлана Ползикова в роли Татьяны была точна в исполнении партии и психологически достоверно передала состояния героини в разные моменты сценического действия. Ее Татьяна в момент написания письма к Онегину казалось одновременно и смелой, и томной, и мечтательной, и отчаявшейся, и сомневающейся. Певица держала внимание зрителей даже в течение длительного вокального монолога. Ей удалось показать преображение Татьяны в финале спектакля — и речь не о внешности и наряде. Солистка нашла другие нюансы поведения своей героини, которые передавали ее статус уважаемой в обществе женщины. Ярче всего это проявилось в сцене встречи с Онегиным, вернувшимся из путешествий. Здесь Татьяне чужды сомнения и метания, эта женщина знает, чего хочет, сдержанность и замкнутость героини проявляется в почти полном отсутствии жестикуляции, лишь на лице ее мы можем увидеть печаль и боль от встречи с человеком, которого она до сих пор любит, но вместе с которым быть не может.

Алексей Кошелев, исполнитель партии Онегина, вполне справился с режиссерской задачей. Во время первой встречи с семьей Лариных его герой окружен байроническим флером, что вызывает интерес Татьяны. В сцене объяснения с Татьяной после получения письма мы видим, что он способен на искреннее сочувствие, но в то же время он беспринципен по отношению к Ленскому в сцене на именинах у Лариных. Он предстает перед зрителями и отчаявшимся на балу у Гремина, и полным надежды на ответное чувство в финальном объяснении с Татьяной.

Особую атмосферу оперному спектаклю придают необычные декорации, созданные московским художником Юлией Акс. Повествование о героях «Евгения Онегина» разворачивается на фоне страниц пушкинского текста, узнать который легко можно по нарисованным профилям поэта. Таким образом, классическая постановка как бы обрамлена в книжные страницы, бессмертный текст великого поэта словно оживает на глазах у зрителей. Сценически нестандартно оформлен разговор няни и Лариной-матери. Героини сидят за подсвеченными интермедийными декорациями, буквально за строчками Пушкина, и ведут беседу. Этот режиссерский прием создает эффект своеобразного погружения в книгу, подспудно вводит в спектакль образ самого автора. Татьяна пишет свое письмо на фоне черного, глубокого неба с множеством звезд – лирический и романтический образ, передающий мечтательность героини, глубину ее первого чувства.

Опера «Евгений Онегин», вернувшись на сцену нижегородского театра в виде нового спектакля, наверняка найдет собственного зрителя: и того, который хорошо знает пушкинский текст, чтобы с помощью режиссера и солистов найти в нем новые смыслы, и того, кто только открывает для себя произведение великого русского поэта. У оперы есть хороший шанс надолго закрепиться в репертуаре в качестве одного из лучших пушкинских спектаклей театра.

В ближайшие месяцы нижегородцы и гости города смогут увидеть спектакль «Евгений Онегин» 24 декабря 2016 года и 27 января 2017 года.

Светлана Чернова. Фото: Ирина Гладунко.

Публикации по теме
Нижегородский театр оперы и балета откроет сезон новой постановкой оперы «Евгений Онегин»
17.08.2016, 16:37  Культура  Нижегородский театр оперы и балета откроет сезон новой постановкой оперы «Евгений Онегин»
Режиссером-постановщиком спектакля является заслуженный артист РФ Дмитрий Суханов.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Море скидок от ТРЦ Седьмое небо
Фантастика на пике моды!
Свежий номер
Вход
Тема номера
Город промышленников
Нижний Новгород – один из ведущих промышленных и научных центров России. Сейчас в городе работает около 1200 крупных, средних и малых предприятий.
Деньги
Динамика спроса
Что происходит на рынке труда в Нижнем Новгороде?
Законодатели
Потрудились на славу
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области на июльском заседании рассмотрели гражданскую инициативу о присвоении официального статуса «детям войны».
Культура
Культура в центре
Многолетние акции крупнейших торговых центров нашего города дают возможность многим людям — детям и взрослым — проявить себя, раскрыть грани таланта, получить путевку в жизнь.
Спорт
Наперекор Волге
В Нижнем Новгороде вновь переплыли великую реку.
Анонсы ТВ-программ
ТВ-программы
Последние новости
16.08.2017, 19:17  Экономика  Комментарий  Администрации нужно требовать от частных перевозчиков выполнения требований муниципальных контрактов по внедрению системы АСКОП, — Дмитрий Каргин
16.08.2017, 18:33  Общество  Официальный сайт появился у Нижнего Новгорода как города-организатора ЧМ-2018
16.08.2017, 16:15  Общество  Стоимость поездки в экскурсионном трамвае в Нижнем Новгороде повысилась до 35 рублей
16.08.2017, 15:15  Экономика  Изменилась стоимость проезда в Нижнем Новгороде в 2017 году: как пользоваться новыми тарифами и как сэкономить
16.08.2017, 14:37  Экономика  Четыре проекта жилой застройки девелопера «Столица Нижний» стали лауреатами премии «Золотой ключ-2017»
16.08.2017, 13:25  (0+)  Общество  Десятый юбилейный фестиваль клубов исторической реконструкции «Приволжский штандарт» пройдет 26 и 27 августа в Нижнем Новгороде
16.08.2017, 12:09  Экономика  Потребительская инфляция за семь месяцев 2017 года в Нижегородской области составила 2,8%
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph