Архив рубрики

«Мерседес» для мусора

Сегодня уже мало кто сомневается, что настала пора переходить на современные стандарты утилизации, захоронения и обезвреживания мусора. Превращение бескрайних свалок в экологичные полигоны, на которых трудятся роботы, стало задачей ближайшего будущего. Вопрос только в том, кто заплатит за подобную модернизацию отрасли? Меры, реализуемые областным правительством, вызвали протест десятков ТСЖ и критику со стороны депутатов. Экономические аспекты этой темы комментируют по нашей просьбе ведущие эксперты города и региона.
«Мерседес» для мусора

Инвестор или не инвестор?

Вопрос о том, сколько и кому должны будут заплатить жители Нижнего Новгорода за услуги по утилизации, захоронению и обезвреживанию твердых бытовых отходов, вызывает едва ли не самые горячие споры. И немудрено, поскольку с введением инвестиционной надбавки для ООО «МАГ Груп» с 1 июля 2016 года цены для мусоровывозящих компаний выросли более чем в два раза. При тарифе в 146,41 рубля за кубометр надбавка, целью которой является покрытие расходов на строительство современного полигона под Дзержинском, составила 162 рубля на метр кубический.

И хотя сегодня большинство жителей города уже морально готовы к тому, что придется перейти на соблюдение высоких стандартов утилизации мусора, подразумевающих в том числе его раздельный сбор и сортировку, повышение платы все же выглядит слишком резким и значительная часть населения оказалась не подготовленной к такому шоковому решению. Оно встретило непонимание и в Думе Нижнего Новгорода. И первый вопрос, который задают депутаты, касается самой экономической сути надбавки, которую можно назвать инвестиционной с большой натяжкой.

«Кто такой инвестор? — рассуждает заместитель председателя комиссии Гордумы по городскому хозяйству Александр Котельников. — Он приходит со своими деньгами, делает что-то хорошее, мы переходим на другую ступеньку своего развития и начинаем ему компенсировать понесенные расходы. А здесь получается, что он собирает с нас деньги, а потом на эти деньги что-то построит. Во‑первых, это точно не инвестор. Во‑вторых, построит или не построит?»

В свою очередь, сам инвестор подчеркивает, что оборудование для нового полигона оплачено отнюдь не за счет средств, собираемых с населения, а потому речь идет именно об инвестициях и еще не факт, что надбавка сработает так, как предусмотрено на бумаге.

По данным региональной службы по тарифам и министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

«Оплата оборудования произойдет сразу, точнее, уже происходит, — сказал в интервью “Столице Нижний” совладелец «МАГ Груп» Олег Жохов. — Хоть инвестиционная надбавка и введена, но она еще очень плохо оплачивается, точнее, почти не оплачивается. Но если даже предположим, что вдруг завтра все начнут исправно платить, то за три года мы соберем денег только на стоимость оборудования и частичную оплату работ. Расчет мною сделан исходя из существующих объемов. Но через три года уже будет полтора года амортизации оборудования. Поэтому говорить, что мы строим за деньги населения, — это некорректно».

Конкуренция помешала логистике

Еще один довод в защиту инвестиционной надбавки — необходимость выравнивания тарифа для разных полигонов. Как сообщили «Столице Нижний» в региональной службе по тарифам, услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО для потребителей Нижнего Новгорода осуществляют ООО «МАГ Груп» и ЗАО «Управление отходами–НН» (для потребителей Сормовского района). Решениями РСТ тариф для ООО «МАГ Груп» установлен в размере 146,41 рубля за кубометр мусора до 30 июня 2017 года и в размере 152,21 рубля за кубометр с 1 июля по 31 декабря нынешнего года, то есть рост тарифа составит 3,96%. С учетом инвестиционной надбавки стоимость услуг «МАГ Груп» составляет с 1 июля 2016 года 308,54 рубля за кубометр. При этом для ЗАО «Управление отходами–НН» тариф установлен в размере 308,23 рубля за кубометр до середины 2017 года и 316,41 рубля за кубометр на вторую половину года (рост на 2,56%).

Очевидно, что существовавшая разница тарифов и связанная с ней конкуренция были главной преградой на пути создания единой системы логистики мусорных потоков, которую пытается выстроить областное правительство. Вопреки утвержденной властями схеме по размещению отходов на межмуниципальных полигонах перевозчики мусора предпочитали направляться с грузом на полигон «МАГ Груп», услуги которого обходились заметно дешевле. Чиновники пытались бороться с таким рыночным поведением при помощи административных штрафов, но эти попытки были успешно оспорены в суде.

Если с учетом этих фактов посмотреть на введение инвестиционной надбавки, то экономическая суть новой конструкции фактически сведется к тому, что цена услуг выравнивается (при сохранении разницы тарифов), перевозчики лишаются стимула не подчиняться навязываемой им логистике, а конкурентоспособная «МАГ Груп» получает в виде компенсации за утрату конкурентного преимущества возможность направить средства на модернизацию полигона, сформировав новое конкурентное преимущество.

Однако такая схема обладает признаками ограничения конкуренции, что, конечно же, не осталось не замеченным. Несколько ТСЖ Нижнего Новгорода обратились в УФАС с жалобой, усмотрев картельный сговор участников рынка отходов. Претензии появились и у прокуратуры, которая, в частности, указала, что утверждение инвестиционных программ коммунальных предприятий с сфере обращения с ТБО отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления, в то время как инвестпрограмма «МАГ Груп» по строительству современного полигона под Дзержинском утверждена распоряжением губернатора.

Шоу-рум вместо свалки

Со своей стороны депутаты ставят под сомнение сам факт реального обновления полигонов в соответствии с современными экологическими требованиями. «Я не понимаю, что там за инновации — обычные помойки, — сказал “Московскому комсомольцу” председатель комиссии по экологии Думы Нижнего Новгорода Михаил Кузнецов. — Никакой глубокой переработки, утилизации нет. Если бы они прямо в черте города или вплотную к ней построили современный мусороперерабатывающий завод, я бы еще понял, в чем инновация. Сегодня действительно существуют технологии, позволяющие перерабатывать мусор на 100%. Можно построить вокруг города (чтоб далеко не возить) три таких заводика, которые абсолютно нейтральны к окружающей среде, и решить проблему. Нам бы это дало реальную переработку, убралось полностью транспортное плечо, и мы получили бы действительно экологическое решение. А повышать тарифы и гонять машины по утвержденной схеме — это такая частно-государственная выжимка денег». «В чем главные опасения? — поддерживает своего коллегу Александр Котельников. — В том, что о создании в Нижнем Новгороде системы раздельного сбора мы говорим года с 2012‑го. Сейчас 2017‑й — пять лет прошло, но мы не видим пилотных проектов, не видим синих и желтых бачков для раздельного сбора пластика и бумаги. На полигоне сортировочных линий не появилось — даже самых простейших, для ручной сортировки. Полигон как 30 лет назад работал по принципу “привезти и утрамбовать трактором”, так и работает. Единственное изменение — сейчас хотя бы пересыпают песком, чтобы мусор не горел. То есть, пока нельзя говорить, что мы перешли к новым технологиям. Надеюсь, что перейдем».

Проект современного полигона ТБО

Олег Жохов соглашается, что переход к автоматической сортировке и использованию других современных технологий — дело непростое и отнюдь не дешевое, но он уверен в реалистичности проекта и называет конкретные сроки перехода на автоматику, причем сроки весьма близкие. «Оптимальный объем для нашего объекта — 470 тысяч тонн, или 2350 тысяч кубометров мусора в год, — сказал руководитель «МАГ Груп» в ответ на вопрос “Столицы Нижний” об экономически обоснованной загрузке нового полигона. — Если сортировка мусора ручная, то целесообразно рассчитывать под рабочий объем до 40% от всего объема муниципального мусора, а если сортировка автоматическая, то можно и весь объем под разборку. В нашем случае поставлена задача на 50%-ную сортировку от 850 тысяч тонн мусора в год. Такой объем невозможно рассортировать вручную. Только роботы. А это уже дорого. Мы будем ставить полностью автоматическую линию, работающую на принципе световой сепарации».

При этом, по словам нашего собеседника, снизить объем инвестиций можно разве что незначительно. Дело в том, что оборудование закупается практически по цене себестоимости производителя. Почему производители идут на это? «Производители заинтересованы в запуске нашего проекта, — объясняет Олег Жохов. — В этом случае они смогут на нашем примере поднять свои продажи. То есть производителям нужен эффективный шоу-рум, который позволит им в лучшем виде продемонстрировать возможности оборудования при его правильном использовании».

Если все будет нормально, то новый завод заработает максимум к началу 2018 года, уверен инвестор. А это значит, что уже через год можно будет проверить, кто из участников этой заочной дискуссии ближе к истине.

Помойки — дело государственное?

Острота проблемы связана еще с тем, что в соответствии с требованием федерального закона в области должен появиться региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами. Как сообщили «Столице Нижний» в министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, срок введения института региональных операторов установлен не позднее 1 января 2019 года. Региональным оператором будет обеспечиваться сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТБО на всей территории области. Уже ведется подготовительная работа по организации конкурсного отбора. Но именно подготовка к назначению конкурсного оператора вызывает наиболее острую критику со стороны депутатов. «Муниципалитет устранили от решения этой проблемы, поскольку выбор региональных операторов осуществляется областным министерством экологии, — констатирует Александр Котельников, — а город может только “поговорить” на эту тему, он не устанавливает критерии, не входит в комиссии по отбору. И о том, что выбран оператор по вывозу мусора из Нижнего Новгорода, мы узнаем только по факту».

Подобный подход не стыкуется с мировой практикой. Сегодня во многих странах «мусорная тема» отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Что же касается роли государства, то оно должно принять общие законы, устанавливающие те инструменты, которыми будет пользоваться муниципалитет. Главный из таких инструментов — включение платы за утилизацию мусора в цену любого товара и его упаковки. «В Европе это давно работает, — подчеркивает Александр Котельников. — Если ты покупаешь алюминиевую банку или телевизор, то в цены уже заложена стоимость их утилизации. У нас этого нет, поэтому мы продолжаем удивляться брошенным машинам и коробкам и продолжаем радоваться бесплатному пакету на кассе супермаркета».

По условиям FIFA, Нижегородская область обязана перейти на раздельный сбор мусора в 2018 году

По мнению депутатов, сегодня надо пройти между двумя крайностями, то есть, с одной стороны, исполнять требования федерального закона, да и требования времени, стимулируя переход к современным стандартам работы с мусором, но с другой стороны, надо считать, во сколько нам обойдется такой переход и кто за него заплатит. «Мерседес» для перевозки мусора, конечно, нужен, но нельзя перекладывать бремя покупки этой иномарки на население региона, где даже средний класс покупает машины в кредит.

«Я крайне отрицательно отношусь к созданию любых региональных операторов, — говорит председатель комитета по развитию предпринимательства и туризма Законодательного собрания Нижегородской области Александр Бочкарев. — Если будет проведен некий конкурс, победитель которого, согласно заданию будет должен взять на себя систему вывоза и переработки мусора и снизить тарифы населению на столько-то процентов, я поддержу эту инициативу. Но это вопрос конкурса, а не вопрос создания регионального оператора по желанию отдельных чиновников».

Текст: Иван Юдинцев

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами Проект современного полигона ТБО предоставлен ООО «МАГ Груп».

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Соревнование граждан Республики
ЖК «Цветы»
ЖК Дом на свободе
Торговые ряды Жар-Птица - Аппетитные подарки
Свежий номер
Вход
Тема номера
На волнах успеха
Местоположение на слиянии двух могучих рек Волги и Оки, исключительный ландшафт, архитектура и сейчас никого не оставляют равнодушным.
Деньги
Город производительного труда
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение, металлообработка, судостроение и оборонка.
Международные связи
Открытый город
С 1959 по 1991 год город, носивший имя великого писателя Максима Горького, был полностью закрыт для иностранцев, потому что именно здесь были сосредоточены важнейшие для оборонной промышленности страны предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. С тех пор многое изменилось, и иностранная речь на улицах Нижнего Новгорода больше не является редкостью.
Законодатели
Без обсуждений
Губернатор Нижегородской области на майском заседании Законодательного собрания отчитался перед депутатами об итогах работы правительства за 2016 год.
Культура
Многообразный Нижний
Особенность Нижнего Новгорода заключается в слове «многообразие». Все виды и жанры от живописи до зодчества, от музыки до перформанса, от литературы до кино развиваются в нашем городе очень стремительно, синтезируются и обогащают друг друга и нашу жизнь, привнося в нее красоту и радость.
Спорт
Сила духа и тела
На спортивной карте России Нижний Новгород занимает заметное место. Из года в год ведущие нижегородские спортсмены достойно представляют страну на различных международных соревнованиях, включая Олимпиады.
Мнение эксперта
Александр Котельников
Александр Котельников
Заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству Думы Нижнего Новгорода

Инвестиционная надбавка к тарифу на вывоз бытовых отходов несколько преждевременна. Это у нас получилось, как с региональным оператором капитального ремонта: денег собирают со всех очень много, а ремонтов мы не видим. То же и здесь – надбавка платится, она вроде бы предназначена для компенсации инвестору сделанных им вложений, но инвестор еще ничего не сделал и назвать его инвестором пока нельзя.

Олег Жохов
Олег Жохов
Совладелец «МАГ Груп»

Оплата оборудования произойдет сразу, точнее, уже происходит. Хоть инвестиционная надбавка и введена, но она еще очень плохо оплачивается, точнее почти не оплачивается. Но если даже предположим, что вдруг завтра все начнут исправно платить, то за три года мы соберем денег только на стоимость оборудования и частичную оплату работ. Расчет мною сделан исходя из существующих объемов. Поэтому говорить, что мы строим за деньги населения, — это некорректно.

Александр Бочкарев
Александр Бочкарев
Председатель комитета по развитию предпринимательства и туризма Законодательного собрания Нижегородской области

Я крайне отрицательно отношусь к созданию любых региональных операторов. Если будет проведен некий конкурс, победитель которого согласно заданию будет должен взять на себя систему вывоза и переработки мусора и снизить тарифы населению на столько-то процентов, я поддержу эту инициативу. Но это вопрос конкурса, а не вопрос создания регионального оператора по желанию отдельных чиновников.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph