Архив рубрики

Экология сознанияОт «Человека разумного» к человеку ответственному

Homo sapiens — единственный вид, претендующий на то, чтобы целенаправленно менять организацию жизни на Земле. Появившись всего 40 тысяч лет назад, что составляет одну миллионную возраста планеты, он успел уничтожить множество экосистем, сосуществовавших тысячелетиями. Дитя природы, устойчивое развитие которого полностью определяется степенью гармонии во взаимоотношениях с матерью, человек только начинает понимать степень своей ответственности.
Экология сознания

Согласно идеям выдающегося российского ученого Владимира Ивановича Вернадского, заложившего концептуальные основы современной экологии, разнообразные биологические, химические, геологические процессы, протекающие на планете, определяют друг друга. Живая материя на поверхности — биосфера, или, как он ее назвал, «пленка жизни», объединена с атмосферой и недрами. Понять это просто. Достаточно вспомнить известный всем еще со школы фотосинтез — процесс преобразования энергии света в энергию химических связей, благодаря которому одноклеточные бактерии, обитавшие в первобытном океане, насытили воздух кислородом. Однако в действительности все очень сложно и невероятно запутанно.

Эффект бабочки

Взаимосвязи в природе обладают бесчисленным количеством уровней. Даже самый мощный из существующих суперкомпьютеров не в состоянии предсказать пути их развития и тем более спрогнозировать последствия вмешательства в них человека. Вместе с осознанием этого многообразия появилось понятие «экология сознания» или «экологическое сознание», то есть ум, осознающий многообразие взаимосвязей на нашей планете и стремящийся достичь в них гармонии. Воспитание таких умов признано в развитых странах мира, в том числе и в России, одной из ключевых задач образования на всех уровнях — от школьного до высшего. «Если бабочка взмахнет крыльями в Бразилии, начнется ли торнадо в Техасе?» — современный школьник уже в начальных классах должен знать, что это отнюдь не праздный вопрос.

Воспитанники кружка юннатов Дворца пионеров имени В. П. Чкалова. 1980-е годы

«Наша миссия состоит в том, чтобы воспитать людей, которые через 10–15 лет, придя к власти или открыв свой бизнес, смогут принимать обдуманные и взвешенные решения, — говорит заместитель директора по экопросвещению заповедника «Керженский» Татьяна Городничева. — Людей, которые будут обладать достаточным кругозором, чтобы действовать на благо всеобщего развития, достойных членов мирового сообщества, способных отказаться от извлечения максимальной прибыли ради будущего. Тех, для кого слова Антуана де Сент-Экзюпери станут правилом жизни: “Мы не наследуем землю от предков, мы берем ее взаймы у наших детей”».

Отличник экологического образования

История детского экопросвещения в России началась почти 100 лет назад, когда в 1918 году в Москве была основана первая станция юных натуралистов. В 1970‑х годах в СССР действовало уже более 500 таких организаций. Именно тогда в экологическое образование пришла Маргарита Михайловна Ушакова, которой было суждено сыграть одну из ключевых ролей в развитии данного направления в Нижегородской области. Более 30 лет она руководила кружком юннатов во Дворце пионеров имени В. П. Чкалова в областном центре. Через ее добрые руки прошли сотни ребятишек.

«Я боялась не детей, мне было страшно, что они вдруг зададут мне вопрос, ответа на который я не знаю», — вспоминает Маргарита Михайловна свои первые шаги в педагогике. Сегодня она на заслуженном отдыхе — лауреат знаков «Отличник экологического образования», «За охрану природы» и других наград. Многие ее выпускники стали учеными. Среди них — известные зоологи Марк Пестов и Сергей Бакка. Кружок юннатов во дворце имени Чкалова более не существует, но педагогическая школа Ушаковой продолжает жить.

По волнам экопросвещения

Специализированные отделы экологического просвещения и пропаганды появились в российских заповедниках сравнительно недавно — в 2000 году. Благодаря тому, что оторванные от природы горожане проявляют все больший интерес к истокам, в них активно развивается познавательный туризм. За последние восемь лет количество посетителей экскурсионных троп заповедника «Керженский» увеличилось более чем в два раза. Четыре года при заповеднике функционируют кружки юннатов. Летом занятия идут в поселке Рустай, а в течение учебного года — в экоцентре на улице Рождественской в Нижнем Новгороде.

Развивается это направление и в нижегородском экологическом центре «Зеленый парус» — одном из старейших общественных организаций данного профиля в регионе. Некоторые ее ученики настолько полюбили природу, что стали преподавателями. Они не просто знакомят детей с окружающим биологическим разнообразием, но обучают основам экологии как науки, рассказывают о прикладной экологии, экологической журналистке. В 2016 году центру исполнилось 30 лет. Эту дату отмечали с большим размахом.

Прорастают зерна экопросвещения и в районных центрах. Так, один из ведущих экологов России, почетный работник общего образования Надежда Николаевна Митрофанова уже 20 лет воспитывает детские умы в Кстове. Ее ученики — неоднократные победители всероссийских экологических конкурсов. «Кто-то приходит ко мне уже с готовой идеей, — рассказывает Надежда Николаевна. — Другого ребенка надо заинтересовать природой, и тогда начинается поиск подходящего проекта. Тема должна увлечь ребенка — это самое главное, ключевой пункт научного исследования, иначе ничего не получится. И, конечно, большую роль играют родители, семья».

Экоответственность и экопросветление

Показательно, что и Надежда Митрофанова, и Маргарита Ушакова попали в экопросвещение случайно. Во времена, когда они начинали свою деятельность, об экологии сознания еще не думали. Впрочем, многие не задумываются и сегодня. Юннаты советской эпохи канули в Лету, а целостная система экологического просвещения, которая могла бы восполнить пробел, пока не сформирована. Есть только отдельные примеры. В Нижегородской области большую работу в этом направлении проводит созданный в 1989 году экологический центр «Дронт». Другой пример — Международная школа имени М. В. Ломоносова в Нижнем Новгороде. «Экологическое сознание — это не просто забота о природе, — рассказывает директор школы Галина Клочкова. — Это понимание ребенком степени своей ответственности. Осознание того, что очень многое зависит от него лично, от того, как он применяет знания, полученные прежде всего в школе».

Занятие кружка юннатов в экоцентре на улице Рождественской

Учащиеся школы не изучают экологию как отдельную дисциплину. Она является содержанием исследовательских проектов, которые дети реализуют при изучении самых разных предметов. Экологическое мышление возникает, например, когда второклассник по заданию учителя математики сравнивает количество воды, которое уходит на ежедневное мытье посуды в посудомоечной машине и без нее. Или когда ученики четвертого класса осуществляют проект по сбору макулатуры и вырученные 700 рублей решают пожертвовать в приют для бездомных животных, строят кормушки для птиц и экономят электроэнергию.

В обычных общеобразовательных школах подобные методики применять сложнее из-за большого количества учащихся, но поскольку принятые в России образовательные стандарты обязывают это делать, рано или поздно они войдут в практику. А пока экопросвещение в России остается полем деятельности энтузиастов. Есть среди них и пионеры всемирного масштаба. Например, вырастивший не одно поколение йогов нижегородский экоцентр «Мирайя» Андрея Лобанова, реализующий совместный проект с крупнейшей в Европе сетью центров йоги Yoga Vidya. Экологическое мышление с юного возраста воспитывается здесь через практики физического самосовершенствования и медитацию.

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов, предоставлены экспертами.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Галина Клочкова
Галина Клочкова
Директор Международной школы имени М. В. Ломоносова

Учитель, обладающий экологической ответственностью, дает детям такие задания, которые разворачивают их от простого накопления знаний к осознанию того, что с этими знаниями делать. Исследовательские проекты не должны быть абстрактными. Они должны быть понятны и соответствовать возрасту. В этом смысле изучение структуры потребления своей семьи, может быть важнее, чем, например, реферат на тему исчезновения амурских тигров.

Андрей Лобанов
Андрей Лобанов
Руководитель экоцентра «Мирайя»

Экология начинается с изменения сознания человека. Познавая себя и развиваясь, человек начинает понимать и ощущать, что неразрывно связан со всей Вселенной, что невозможно существовать отдельно от природной среды. Он перестает вести себя агрессивно, сокращает потребление. Ощущение единства с миром естественным образом рождает экологическое сознание и экологичное, бережное отношение к нашему дому – планете.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph