Лента событий

06.03.2017, 13:13  (6+)  Культура  Сказка о любви: о премьере спектакля «Алиса в стране чудес» в Нижегородском театре юного зрителя

Сказка о любви: о премьере спектакля «Алиса в стране чудес» в Нижегородском театре юного зрителя

Поставить в театре «Алису в стране чудес» — наверно, одна из самых сложных режиссерских задач. Ведь на сцене необходимо воплотить различные трансформации героев, вплоть до их увеличения, показать за короткий промежуток множество разных пространств, понять, кто из персонажей сказки достоин стать героем спектакля, а от кого можно отказаться без ущерба действию. Но важнее всего — создать плавный переход от сценического абсурда и фантазии к главной идее, понятной зрителю и юному, и взрослому.

Еще в 2015 году за сценическое решение знаменитой сказки Льюиса Кэрролла взялся главный режиссер Рязанского областного театра драмы Карен Нерсисян, нижегородскому зрителю известный по постановке «Тень» по пьесе Е. Шварца в Театре юного зрителя. К новому 2016 году на подмостках рязанского театра и появилась «Алиса…», спектакль в одном действии.

Руководство Нижегородского ТЮЗа уговаривало Карена Юрьевича на повтор этой постановки — уже для зрителей столицы Приволжья.

«Этот спектакль стал уже 52-м для меня, и я ни разу не ставил одну и ту же пьесу дважды, — признался Карен Нерсисян на пресс-конференции после премьеры. —  Я долго отнекивался, отбивался, предлагал другие названия. Но для меня „Алиса в стране чудес“ — очень объемный материал, с ним интересно работать, и я решился. Тем более в Нижнем Новгороде совершенно другие, в отличие от рязанского спектакля, сценография и костюмы. Здесь концептуально совершенно другое распределение ролей. Если в Рязани играет молодежь, то здесь задействованы замечательные опытные актеры. И, наверно, ни с какими другими артистами я бы не решился поставить этот материал еще раз».

Более того, режиссер разделил прежнюю одноактную постановку на два действия. Отчасти этот шаг оправдан: даже несмотря на непрерывное действие на сцене, постоянные передвижения артистов и короткие мизансцены (до 3-4 минут), юный зритель успевает устать. Такой вывод и сделал Карен Нерсисян после постановки сказки в Рязани, которая длится 1 час 30 минут. Взрослый же зритель готов смотреть «Алису в стране чудес» от начала и до конца без перерыва, тем более что между двумя действиями нет четкого разделения: в конце первого акта Алиса бежит за своей кошкой Диной, и с этого же эпизода начинается второе действие.

Итак, 25 февраля 2017 года на сцене ТЮЗа впервые была показана постановка «Алисы…» по пьесе Дмитрия Дашкова и с музыкой композитора Александра Шевцова, с которым режиссер работал ранее. Своеобразие пьесы, написанной по мотивам сказки Льюиса Кэрролла, смещение музыкальных акцентов, в отличие от рязанской постановки, а также насыщение действия чуть большим количеством подробностей делают нижегородскую «Алису в стране чудес» действительно новым, неповторимым спектаклем. Здесь задействовано не более 25 персонажей кэрролловской сказки, в стране чудес появляется новый персонаж — кошка по прозвищу Дина, принадлежащая Алисе. Вместе-то они и упали в кроличью нору и «попали в историю».

А далее на глазах у зрителя разворачивается удивительное действие: Алиса и Дина по очереди то вырастают, то уменьшаются в размере (художник-постановщик Ольга Лагеда для этого прибегла к известной оптической иллюзии «комната Эймса»), а потом и вовсе разлучаются. В поисках кошки Алиса успела наплакать целое море слез и затопить чуть ли не полкоролевства, познакомиться с местными обитателями: Мышью, Попугаем Лори и редкой птичкой До-До, — пообщаться с Гусеницей на огромном грибе и Горлицей, поучиться открыванию дверей у Лягушонка-Дворецкого и даже принять участие в суде над Валетом! Кажется, что приключения маленькой девочки только набирают обороты, столько всего интересного с ней происходит буквально каждую минуту. И маленький зритель действительно смотрит этот спектакль, затаив дыхание.

«Перед нами не стояло задачи смешить, — рассказал заслуженный артист России Анатолий Чухнов. — Дети в основном молчали и реагировали на наш спектакль очень точно, смеялись над нашими шутками, но в основном с большим интересом следили за действием».

Анатолию Чухнову, кстати, удалось создать на сцене три интересных полноценных образа, которые запомнились, наверно, каждому зрителю премьеры. Это и дронт До-До, который из-за заикания не мог произнести свое настоящее имя, и только благодаря Алисе, с терпением отнесшейся к его стараниям и мучениям, смог не только сказать, как его зовут, но и произнести целую речь. Это и Лягушонок-Швейцар, облаченный в зеленую ливрею, неукоснительно соблюдающий требования по открыванию дверей в дом. И отчаявшийся садовник в царстве Червонной королевы, который учит молодого коллегу, как лучше покрасить белые розы в красный цвет. Каждый из персонажей Анатолия Чухнова не похож на других, каждый имеет свой характер и свой голос в этой постановке. То же можно сказать и о работах Олега Фаттахова (Гусеница, Кухарка и Мартовский Заяц), Владимира Берегова (Жук, Белый Кролик) и Ирины Страховой (Мышь, Герцогиня). Артисты признались, что в основном сложность заключалась в переодевании и иногда в сложных технических условиях существования артиста в декорациях. Потому разработка характеров их персонажей может выглядеть несколько слабой. Но нужно ли это в таком динамичном и легком детском спектакле, как «Алиса в стране чудес»? Режиссер признался, что работа с артистами строилась по принципу «выйти и сделать это и это». Сгущенное время сказки, быстрая смена декораций, короткие мизансцены — условия спектакля диктовали иной подход к работе над материалом, и каждый образ в результате опирался на поставленные перед артистами задачи, сказал Карен Нерсисян.

Представить этот спектакль без сценографического решения художника-постановщика Ольги Лагеды просто невозможно. Вдохновлявшаяся творчеством Рене Магритта, Обри Бердслея и сюрреалистов, она создала для спектакля удивительные по форме и использованию декорации. Ее деревья и цветы то вырастают, то уменьшаются, фасады домиков прописаны очень точно и ярко, а сцены падения в кроличью нору и плавания в море слез очень удачно созданы с помощью световых спецэффектов. А самое главное — все сценическое убранство настолько мобильно, что даже при смене декораций зритель просто не успевает заскучать.

Находкой художника по костюмам Натальи Симаковой стали забавные наряды для разных персонажей. Чего только стоят Стрекоза (А. Филиппов), появляющаяся в куртке и очках пилота и планирующая над сценой под звуки летающего вертолета! Или Жук (В. Берегов), смешно и со смаком поедающий что-то из ладони и похожий на мотоциклиста, давящего на невидимую педаль, чтобы побыстрее улететь.

Абсурд, смех, быстрые смены пространств и героев, удивительные превращения — все это органично сочетается с попыткой объяснить детям разные правила и жизненные ситуации. Наблюдая за Алисой и ее странствиями, зрители узнают, что истина познается в сравнении, что детство — это замечательная пора в жизни каждого и не стоит торопить события и становиться взрослым в одночасье, что умение сочувствовать, утешать, не оставлять друзей в беде — залог добрых отношений с окружающими людьми. Алиса в исполнении актрисы Анастасии Волох — любознательная, добрая девочка, которая не прочь научиться чему-то новому, подружиться с самыми угрюмыми обитателями страны чудес и даже помочь тем, кто отчаялся.

«Это легкий, искренний материал, — в очередной раз признался Карен Нерсисян. — В нем так много наива, так много света, любви! Мы старались уходить от странности. Есть лишь живые, яркие, абсурдные ситуации, в которые попадает Алиса, но они все наполнены искренним удивлением, любовью. Собственно, любовь — это основное, что свело нас в работе над этим спектаклем».

Светлана Чернова. Фото Евгения Алексеева.

Публикации по теме
Премьера спектакля «Алиса в стране чудес» состоялась 25 февраля в Нижегородском ТЮЗе
27.02.2017, 13:45  (6+)  Премьера спектакля «Алиса в стране чудес» состоялась 25 февраля в Нижегородском ТЮЗе
Режиссером-постановщиком стал Карен Нерсисян.
Нижегородский ТЮЗ представит 25, 26 и 28 февраля премьеру спектакля «Алиса в стране чудес»
20.02.2017, 12:04  (6+)  Культура  Нижегородский ТЮЗ представит 25, 26 и 28 февраля премьеру спектакля «Алиса в стране чудес»
Спектакль поставил режиссер Карен Нерсисян по пьесе драматурга Дмитрия Дашкова.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Новая Кузнечиха
Пенсионный фонд
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
ТВ-программы
Видеоновости
Новый административный регламент ГИБДД вступит в силу 20 октября
Он должен свести к минимуму возможные злоупотребления.
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph