Архив рубрики

Леонид Тишков: «Я работаю на интуиции»

Неоднократный участник проектов Волго-Вятского филиала Центра современного искусства «Арсенал» художник Леонид Тишков представил нижегородцам выставку «Взгляни на дом свой», собравшую воедино образы разных периодов своего творчества. Зрители не просто знакомились с экспозицией: уникальное театральное действие-экскурсия погружало их в глубокий мир чувств и детских воспоминаний автора. И каждый понимал, что он тоже родом из детства.
Леонид Тишков: «Я работаю на интуиции»

Леонид, вы друг нижегородского Арсенала уже достаточно давно…

С самого начала. Когда Арсенала, каким мы знаем его сейчас, еще не было. Моя первая выставка в Нижнем Новгороде состоялась еще в Доме архитектора, где Анна Гор и Любовь Сапрыкина открыли филиал Центра современного искусства.

Это было примерно 20 назад. Арсенал возникал постепенно, по сути, из небытия. Каким вы воспринимаете его сейчас?

Я хочу сначала сказать о самом феномене Арсенала. Арсенал не просто возник, он зрел, как яблоко, он должен был быть создан, потому что Нижний Новгород – это город большой культуры. Он всегда был таким, и ему не хватало как раз чего-то такого мощного, что объединяет разные искусства, не только изобразительные.

Он стал не просто выставочной площадкой, а средоточием самых разнообразных культурных практик. Мир познается через культуру – литературу, искусство, музыку, театр и все, что связано с этим. И пространство Арсенала стало центром притяжения всего этого, как Солнце, которое постепенно сформировало свою Солнечную систему, и вокруг него стали собираться планеты и, более того, создаваться новые. Благодаря работе Арсенала за это время и филиала Центра современного искусства появилось множество новых художников, которые стали известны во всем мире, здесь возникла целая композиторская школа, здесь проходят театральные постановки, премьеры кинофильмов и много еще разного. Может, просто время пришло, и Арсенал возник именно тогда, когда была подготовлена культурная ситуация в городе.

И, конечно, это одно из лучших выставочных пространств в России. Это не только стены, но и профессиональная команда, которая здесь работает. О храме говорят «намоленное место», так вот Арсенал за время осуществления здесь выставочной деятельности стал таким местом, желанным для многих художников всего мира. Они хотят показать свои работы, реализовать проекты именно здесь. Более того, они создают проекты специально для этих стен. Я вспоминаю великого итальянского художника Янниса Кунеллиса, создавшего свою инсталляцию специально для арсенального пространства.

Здесь все пропитано духом эксперимента. Сотрудники не боятся начать что-то новое. Мои выставки проходили на самых разных площадках, и я могу сравнивать: когда ты встречаешься с командой организаторов, ты сразу понимаешь, что ты можешь сделать.

Ограничен ты или нет?

Да, и когда ты видишь поддержку, когда тебе говорят, что можно сделать так, так или так, это безумно увлекает. Происходит настоящее сотворчество. Анна Гор, Елена Белова, Алиса Савицкая, Женя Игнатушко – это люди, которые творят вместе с нами – с художниками. И это дорогого стоит!

Прошедшая выставка «Взгляни на дом свой» – это самый крупный мой проект в Арсенале. Для меня он очень значим, потому что вместил в себя историю длиною в 20 лет. Представленные на выставке работы создавались в разные времена, но все они нанизаны на нить памяти, как говорила моя мама, на «махорики», которые сматываются в клубки. Проект объединил работы, связанные с переживанием утраты, посвященные уходу моей матери, а также мои фантазийные и небесные световые инсталляции – из мира домашнего, реального осуществляется переход в горнее пространство. Выставка так и построена: мы входим в дом, а потом стены дома расширяются, растворяются в космосе, и сквозь крышу начинают проглядывать звезды, и к нам спускается луна.

Интерактивные спектакли для детей и взрослых, когда актеры становятся проводниками по экспозиции, – это ваша задумка?

Это идея была предложена командой Арсенала. Это как раз тот момент сотворчества, о котором я говорил. Им захотелось представить себе новое бытование выставки, поставить спектакль-путешествие по выставке, чтобы выставка стала основой спектакля. Когда идея была предложена, я написал сценарий, поскольку очень люблю театральную составляющую своих выставок и создаю пьесы с участием многих моих персонажей – водолазов, даблоидов и прочих существ…

Так это не первый опыт театрализации выставки?

Нет, не первый. Но этот опыт особенный. Я написал истории, а режиссер Лев Харламов сделал на ее основе свои собственные спектакли, в котором постоянное взаимодействие с объектами рождало совершенно неожиданные сценические решения. Я был на репетициях и понимал, что на моих глазах создается что-то уникальное. И «Мальчик и луна» – спектакль для детей, и «Вязаник» для тех, кто постарше, – это абсолютно живые постановки, они менялись даже во время представлений.

Знаменитая «Частная луна» Леонида Тишкова стала в пространстве выставки героиней интересной истории

Один вопрос не давал мне покоя. Как же во время детского спектакля мальчик будет общаться с луной? Она одна, большая, в лодке, а о ней нужно заботиться, лечить ее, поить чаем, как потом отправить на небо… Оказалось, режиссер придумал раздать детям маленькие луны – каждому свою, личную луну. Такой индивидуальный объект заботы. Дальше так: каждую луну привязали к шарику с гелием, который и поднял их под высокий потолок Арсенала. И знаете – всегда среди маленьких зрителей был тот, кто говорил: «Нет, я не отпущу свою луну». Все собирались вокруг него и уговаривали отпустить луну в космос. Это тоже становилось частью спектакля.

В этом и волшебство вашей «Частной луны». Вы даете каждому возможность к ней прикоснуться.

Но она ведь тоже не моя, я ее тоже взял на время. Мы тешим себя иллюзией, что можем что-то себе присвоить во Вселенной. И даже если мы что-то придумываем, мы придумываем уже придуманное – кем-то когда-то. Нас не хватает на все – все увидеть, все почувствовать. Поэтому и существуют медиаторы, как я их называю. Медиаторы – это художники, композиторы, писатели, которые живут в мире фантазий и помогают нам увидеть мир во всем спектре чудес, озаренный светом прекрасного.

Я ловлю себя на мысли, что далеко не всякий художник может объяснять, рассказывать, создавать некое информационное пространство вокруг того, что он делает. Вы это делаете. Более того, считаете это важным.

Может быть, я не тем делом занялся и мне нужно было стать писателем. Я, конечно, рассказчик, художник-рассказчик.

Это прекрасное сочетание!

У меня в голове постоянно возникают рассказы, какие-то фантастические истории, сочиняются стихи. Возникают образы, которые оживают, и о них мне хочется рассказать и изобразить. Возможно, поэтому на выставках я сопровождаю все свои произведения большой «телегой» – висит какая-то небольшая вещь, а рядом целая страница ее истории.

Так построено мое искусство. Может, оно тем и оригинально.

Именно это и подкупает, делает ваше творчество близким.

Еще я пробую объяснить то, что я делаю, почему я это делаю. Открываю свою творческую кухню, чтобы зритель испытал момент сотворчества. Это не путь – считать, что художник – это такой демиург, и все остальные должны наблюдать за его величием. Я вижу многие вещи, созданные людьми, которые не называют себя художниками, и понимаю, что в них искусства порой больше, чем в профессиональных работах. Искусство – это живое состояние, это эмоция, переживание, поэтому я очень люблю народное искусство, не могу пройти мимо авторов наивной живописи, мимо бабушки, которая вяжет коврик крючком. Для меня все они художники, потому что художник – это человек, который видит мир как возможность превратить его во что-то еще более прекрасное.

Мир вообще прекрасен и удивителен. А художники замечают это намного больше и хотят эту красоту запечатлеть. Это может быть профессионально и непрофессионально, случайно или целенаправленно – мы не можем обозначить границы. Поэтому я в каждом зрителе, пришедшем на мою выставку, вижу художника. И поэтому я к нему обращаюсь на равных. Я не возвышаюсь над ними, а просто стараюсь быть с ними на одной волне. Поэтому и тексты создаю естественные, чтобы меня понимали. Если хотите – с отвагой иду навстречу, с душой нараспашку… делюсь сокровенным. Когда у меня проходят мастер-классы для взрослых или детей, мы начинаем творить вместе. Я не разделяю создание произведения, его экспонирование и общение со зрителями. Это единый поток. Я даже не знаю, где больше творчества: в мастерской, где я что-то придумываю, или же когда я общаюсь со зрителями. Возникает озарение, и всегда от зрителей я жду какого-то чуда, подсказки. Ведь в каждом человеке заложены творческие силы, просто иногда они скрыты – так обстоятельства сложились, что они не смогли реализоваться.

Вы каждому человеку напоминаете, что он из детства. Каждому дарите возможность почувствовать свои истоки, потенциальную возможность стать художником…

Конечно, у каждого было детство, а что это необыкновенная часть жизни, не все это понимают. Сам я тоже поздно осознал уникальность своего детства. Родиться на берегу пруда под горой – это уже удивительно. Это такие две вещи мифологические – гора и озеро. А между ними я – вся жизнь проходила на этой кромке, и была эта жизнь на уральском просторе, очень уютной и сказочной. Это важно для формирования зрительных образов. Если ребенок вырастает в городской бетонной коробке, у него даже могут возникнуть проблемы со зрением – нет дали перед глазами.

Еще одна уникальность – фамильная история моей семьи, очень русская история. Три брата, я младший – всё как в сказке. Вот вам и Иванушка-дурачок, который сам творит чудеса. И получается, что вещи, которые меня окружают, они не только мои, важны не только для меня, а для всех. Они становятся матрицей, по которой создаются истории людей, выросших в глубинке России. А это большая страна маленьких городков, рабочих поселков, деревень… И везде живут люди, и я пытаюсь своим искусством приоткрыть окошечко в их собственный мир и показать, насколько он значим и поэтичен.

Вся выставка «Взгляни на дом свой» – это мир мелкой моторики, утвари, рукотворных вещей. Здесь нет холодной рациональности, присущей очень многим проектам современного искусства. Задействовано эмоциональное, инстинктивно-интуитивное восприятие.

Я изначально работаю на интуиции и переживании. Сначала испытываешь чувство, переживаешь его, и только потом возможно превратить его в произведение искусства. Осмысление приходит потом, в процессе создания, воплощения. Тогда я, как говорится, включаю голову.

Я иду от озарения, от образа, от чувства и потом уже возникает все остальное. Иначе зачем множить объекты, в которых нет искренности и теплоты? Для украшения? Этим занимаются дизайнеры. У меня же речь прежде всего идет не об эстетике, а об этике, нравственном понимании искусства.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Скворцов.

Публикации по теме
Выставка о современном уличном искусстве «Свежий слой» откроется 26 апреля в нижегородском Арсенале
25.04.2017, 13:28  (16+)  Культура  Выставка о современном уличном искусстве «Свежий слой» откроется 27 апреля в нижегородском Арсенале
В экспозицию вошли предметы народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и работы современных нижегородских авторов.
Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Досье
Леонид Александрович Тишков

Родился в 1953 году на Урале. Живет и работает в Москве. Современный художник, автор книг, создатель и куратор ряда проектов в музеях и галереях в разных странах мира. Работы художника входят в собрания Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, центров современного искусства России, Польши, Италии, США.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph