Архив рубрики

Ирина Горюнова: «Российская литературная жизнь очень насыщенна»Писатель и литературный агент о смыслах и целях искусства слова

Ирина Горюнова: «Российская литературная жизнь очень насыщенна»

Ирина, вы активный участник столичных, региональных, российских и международных литературных событий. Отечественный литературный процесс – это особая ситуация по сравнению с мировым процессом?

В любой стране литературный процесс протекает по-особому и зависит от политической, экономической и культурной политики государства, в которой существует на данный период времени. К сожалению, уже давно не секрет, что гонорары за книги у российских и иностранных авторов отличаются очень сильно. Мало кто из российских авторов может утверждать, что ему удается зарабатывать и комфортно жить за счет литературного труда. Этим, увы, могут похвастаться единицы. С другой стороны, и в европейских странах, и в Азии, и в Америке количество издающихся авторов невелико, в отличие от России. Поэтому особые ситуации есть везде и всегда, и все это – мировой процесс.

Насколько сегодня насыщенна российская фестивальная и премиальная литературная жизнь? Можно ли дать ее качественную характеристику (тенденции, авторы, темы, уровень текстов)? Как литературный агент и коллега вы сотрудничаете с рядом нижегородских писателей – есть ли у нижегородской литературы свое лицо, отличительные особенности школы, стиля? Или же наши авторы – отдельные планеты, не похожие друг на друга?

Российская литературная жизнь (фестивальная, конкурсная, премиальная, салонная, ярмарочная и тому подобное) проходит очень насыщенно, причем не только в столице, но и во многих других городах и странах. Писательская конкуренция на сегодняшний день гораздо выше, чем раньше, поскольку значительно уменьшилось количество издательств, книжных магазинов, упали тиражи, но пишущих людей меньше не становится, наоборот – писать сейчас модно, поэтому попробовать себя на этом поприще желает буквально каждый второй. Уровень текстов разный, но из-за увеличения количества желающих издать книгу в целом общий уровень рукописей стал значительно хуже. Темы и жанры примерно те же, что и раньше, но сейчас большую популярность приобретает развивающая и деловая литература, больше издается книг современных авторов, пишущих для детей и подростков. В связи с ростом курса доллара и евро отечественные издатели начали активнее обращать внимание на отечественных авторов, чьи гонорары на порядки ниже зарубежных аналогов книжного рынка.

Если говорить о нижегородских писателях, то их творчество в целом отличает направленность к лучшим классическим канонам русской литературы, зачастую к жанру рассказа. Но это тема для отдельного большого разговора. Известных в современной литературе авторов-нижегородцев сейчас немало. Это Захар Прилепин, Николай Свечин, Елена Арсеньева, Елена Крюкова, Олег Рябов, Дмитрий Бирман, Ильдар Абузяров, Андрей Кузечкин, Марина Кулакова и многие другие.

Да, каждый из талантливых авторов – это отдельная планета, существующая и развивающаяся по своим индивидуальным и особенным законам, делающим ее уникальной. Помните путешествия по разным планетам Маленького Принца у Сент-Экзюпери? Особенности каждой из планет привлекают к ней того или иного читателя-путешественника, но кто из писателей-планет останется в памяти человечества через 100, 200 или 300 лет – решать не нам.

Разделение на «провинциальных» и «столичных» авторов сегодня существует? Если да, то где проходит это разделение? Есть ли вообще смысл разделять?

Писателей (очень условно) можно разделять на тех, кто пишет в коммерческих или в некоммерческих жанрах, по уровню известности и успешности, но на «провинциальных» и «столичных» никто из издателей, критиков, литературоведов их не делит. Можно ли назвать провинциальными авторами таких нижегородских писателей, как Захар Прилепин или Елена Арсеньева? Если судить по уровню их известности, тиражам, изданиям на других языках, то вряд ли. Хотя всегда найдутся те, кто готов навешивать те или иные ярлыки либо из зависти, либо из желания выделиться своим «особым мнением».

Вы и писатель, и литературный агент – сочетание не такое частое в писательской среде. Знание рынка, спроса, политики издательств помогает или, наоборот, мешает творить, как говорится, без оглядки?

Тот факт, что я одновременно и писатель, и литературный агент помогает мне лучше помогать тем писателям, продвижением которых я занимаюсь. Я лучше понимаю их стремление реализоваться и найти путь к издателю и читателю, помогаю им научиться ориентироваться в литературно-издательском процессе, чтобы их шансы стали больше. Именно поэтому я пишу учебники для начинающих авторов, где раскрываю многие из нюансов, о которых зачастую либо не говорится вообще, либо говорится редко, мало и недостаточно. Если сейчас (особенно в столице) довольно несложно найти толковую учебную литературу по писательскому мастерству или качественные литературные курсы для начинающих гениев, то о навигации в плане продвижения рукописей в издательства и о продвижении уже изданных книг, об их пиаре говорится мало, и эту информацию найти непросто. Хотя многие (как это ни странно в наш компьютерный век) не умеют пользоваться теми возможностями Интернета, которые есть практически у всех под рукой.

Насколько литературный агент востребован в писательской среде? Если для Запада это норма, то для России – скорее исключение...

В последние несколько лет и российские писатели, и издатели стали понимать, что литературный агент им необходим. Для издателя это сокращение как временных затрат на отсеивание шлака из общего количества рукописей, присылаемых в издательства тоннами, так и сохранение количества нервных клеток и здоровой психики редакторов, которым не приходится тратить время и силы на объяснение законов книжного рынка, на переговоры с теми писателями, которые ведут себя слишком нервно или неадекватно, и так далее. Для писателя это увеличение шансов на издание книги или даже персонального книжного проекта, сокращение времени на переговоры и ожидание ответа, помощь в грамотном составлении договора и возможность получить наилучшие условия из возможных в плане гонорара, а если повезет, то и на продвижение книги после ее издания. Но поскольку гонорары писателей на российском книжном рынке слишком малы, да и на литературных агентов в России нигде не учат, их можно пересчитать по пальцам. Для этой профессии необходимо очень любить то, что ты делаешь, понимать риски, связанные с получением или отсутствием потенциальных доходов, и быть хроническим трудоголиком.

Яна Поплавская, Ирина Горюнова и Олег Рябов на пресс-конференции перед открытием Литературного фестиваля

Первый Международный литературный фестиваль имени М. Горького в Нижнем Новгороде – что для вас значит это событие? Насколько в городе сложилась среда, атмосфера, почва для проведения подобного мероприятия?

Для меня любой литературный фестиваль – событие важное и необходимое нашей культуре. Я считаю, что именно качественная литература (художественная, документальная, учебная) развивает личность человека и помогает ему становиться и оставаться Человеком в любой жизненной ситуации. Это возможность найти ответы на волнующие и тревожащие вопросы, обрести настоящего друга, найти свой путь. В наш век потребления, всемирной компьютеризации, заменяющей и реальное общение, и увлечение виртуальной реальностью, это особенно важно. Больше всего сейчас от этого страдают наши дети. Родителям, воспитателям, преподавателям зачастую либо некогда, либо не нужно и хлопотно тратить свое время на общение с детьми, на их развитие – оно уходит на зарабатывание денег для покупки брендовой одежды, дорогих телефонов, компьютеров, автомобилей, возможности оплатить дорогой лицей, колледж, университет, но результат в итоге получается плачевным. Когда развивающаяся личность ребенка вместо понятий о морали, нравственности, культурных и общечеловеческих ценностях видит и осознает, что главенствующие ценности – лишь богатство и власть, то такая личность вырастает ущербной, неполноценной и несчастливой, не способной к созиданию, творчеству и любви. Почему совсем недавно многих родителей так всколыхнула жуткая история о детских самоубийствах (выдуманная она или реальная – не столь важно), связанных с подростковыми сообществами в интернет-блогах «Киты плывут вверх» и им подобными?.. Потому что дети слишком сильно и слишком часто стали чувствовать себя ненужными своим родителям, теми, кому в этом мире нет места, а значит – им лучше попытаться уйти в иной мир, где не так одиноко и больно. Детям нужны родители, их папы и мамы, их внимание, любовь, защита, понимание, а не подачки и стремление откупиться финансово…

Этот фестиваль придуман его организаторами не для галочки, а из любви к русской культуре и ее сохранению, из любви к читателям любого возраста, к писателям, издателям, литературным критикам, литературоведам, переводчикам, воспитателям… Именно поэтому его программа получилась обширная, с большим количеством самых разных мероприятий. В течение пяти дней фестиваля и его гостей, и жителей Нижнего Новгорода, Арзамаса и Кстова ждут встречи читателей с писателями, творческие вечера, презентации книжных новинок, мастер-классы для начинающих писателей по поэзии, прозе, драматургии, технике речи, мультипликации, журналистике и документалистике, издательские питчинги, круглые столы по актуальным вопросам современной литературы и многие другие интересные события и встречи для взрослых и детей, для профессионалов и любителей, а точнее – для всех. На большую часть мероприятий вход для всех желающих будет свободным.

Насколько организаторам удалась их задумка и что еще нужно подобным фестивалям в будущем – покажет время и интерес к тем или иным мероприятиям программы. Мы всегда готовы к конструктивной критике и новым предложениям, поэтому нам очень важны живые отклики и мнения тех, кто посетил этот фестиваль и принял в нем участие.

И еще: нельзя проводить такие фестивали, пытаясь каким-то образом измерить градус имеющейся культурной атмосферы, ее «температуру», если хотите. Мы сами создаем вокруг себя тот мир, в котором живем, и каким он будет – зависит от нас. Загрязнять ли почву, среду, атмосферу или бережно сохранять ее в первозданной чистоте и любить данный нам от рождения мир – решать нам. Может быть, мои слова звучат слишком пафосно, но я так думаю, так считаю и говорю искренне.

Не могу не спросить: на ваш взгляд, Максим Горький, 150-летие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем году, – насколько он сегодня интересен, современен? Есть ли среди нынешних отечественных авторов сопоставимые с ним по масштабу творчества и затрагиваемой проблематики личности?

Я родилась, росла, училась и жила в Советском Союзе, когда творчество Горького и таких писателей, как Шолохов, Леонов, Вознесенский, Евтушенко, и многих других активно изучалось в школьной программе, поэтому не знаю, насколько я могу быть объективной в данном случае. Для меня в творчестве Максима Горького важно сострадание к людям, его мечта о добрых, свободных и бесстрашных людях, способных победить большее, чем это кажется на первый взгляд, – свои страхи, трусость, смерть… Это человек непростой судьбы, старавшийся остаться в ней Человеком. Мне близка последняя строфа из его стихотворения «Валашская легенда» (или «Легенда о Марко»):

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют.

И эпиграф, который он взял у Андерсена к своим «Сказкам об Италии»: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Можно ли сказать, что все это на сегодняшний день неактуально и несовременно?.. Увы, нет.

Что же касается сопоставления масштабов личностей писателей, живших и творивших в разных столетиях и при разных условиях (экономических, политических, финансовых), я не считаю это правомерным. Каждая эпоха, строй, век рождает своих гениев и свои таланты, живо откликающиеся на то, что для них важно, а порой – болезненно остро, на то, о чем они не могут умолчать. И если честно, я отнюдь не считаю себя настолько блестящим литературоведом, профессионалом и экспертом, чтобы с апломбом изрекать свое мнение как непреложную истину. Могу только сказать, что, по моему мнению, в культуре каждого народа должно быть место и классикам, и современникам. Не зная историю своего рода и своей страны, не изучая лучшие образцы культурных шедевров как прошлого, так и настоящего, мы обедняем будущее наших детей, страны, планеты.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Досье
Горюнова Ирина Стояновна

Родилась в 1972 году в Москве.

В 2002 году окончила Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова (специальность – преподаватель русского языка и литературы).

В 2007 году окончила двухгодичные Высшие литературные курсы (ВЛК) при Литературном институте имени А. М. Горького.

Член Союза писателей России с 2006 года, член Союза российских писателей с 2008 года. С 2007 года – член международного ПЕН-клуба.

Российский писатель, литературный критик, драматург, переводчик (с болгарского), литературный агент.

Директор фестиваля и премии имени Корнея Ивановича Чуковского (Москва).

Директор российско-армянского фестиваля «КультДиалог» (Ереван).

Директор Международного литературного фестиваля имени Максима Горького (Нижний Новгород).

Публиковалась в журналах «День и ночь» (Красноярск), «Литературная учеба», «Дети Ра», «Крещатик», «Кольцо А», Rabbit Magazine, Impuls (Германия), LiteraruS (Финляндия, Хельсинки), «Зарубежные Задворки» (Германия), «Футурум Арт», «Зинзивер», «Студенческий меридиан», «Журнал ПОэтов», «Австралийская мозаика» (Сидней), «Новый Свет» (Торонто), «Самовар» (Торонто), «Санкт-Петербург» (Торонто), «Русский Чикаго», «Литературные незнакомцы», «Российский колокол», «Поэзия», «Царицынские подмостки», «Другое полушарие», «Пролог», «Земляки», «Нижний Новгород», журналах для детей «Мурзилка», «Кукумбер», «Филя» и других изданиях.

Премии за последние три года:

В 2015 году пьеса для детей «Путаланцы исследуют Землю» вошла в шорт-лист драматургического конкурса «ЛитоДрама».

В 2015 году сказка «Король-Рысь» вошла в 10 лучших книг конкурса «Книга года: выбирают дети», номинация «Книги для подростков» (за 2014 год).

В 2015 году сказка «Король-Рысь» вошла в лонг-лист премии «Ясная Поляна».

В 2015 году сказка «Уроки магии команды Z» вошла в шорт-лист конкурсов «Новая детская книга» и «Лучший молодежный бестселлер 2015».

2015 год – лауреат конкурса «Искусство книги», номинация «Содружество» (диплом I степени) за «Армянский дневник. Цавд танем».

2016 год – финалист премии «Писатель XXI века» за поэтический сборник «Капитолийская волчица».

2016 год – лауреат (второе место) I Международного открытого конкурса-фестиваля современных пьес и сценариев для детей и молодежи «Калейдоскоп-XXI» за пьесу «Путаланцы исследуют Землю».

В 2016 году сборник верлибров «Капитолийская волчица» получил золотой диплом международного литературного форума «Золотой Витязь».

2017 год – лауреат премии имени Эрнеста Хемингуэя за 2016 год в номинации «Литературный агент».

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph