c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ТРЦ «Фантастика» - Готовься к лету
ЖК «Цветы»
ТРЦ «Седьмое небо» - отпуск в подарок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Дороги, которые мы выбираем...
Город всегда в движении. В этом — залог его жизни. И жизнь каждого горожанина в прямом и переносном смысле зависит от динамики его перемещений.
Спецпроект
Осторожно, двери закрываются!
Мегаполис, где каждая минута на счету, невозможно представить без движения.
Деньги
Экономика пассажирских перевозок
Тарифы на проезд в маршрутном автотранспорте в Нижнем Новгороде не повышались с 2012 года.
Законодатели
Околофутбола
Нижний Новгород продолжает активно готовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Культура
«Лизонька»
«Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели.
Спорт
В пяти минутах от «финала четырех»
В Нижнем Новгороде прошел заключительный тур Студенческой хоккейной лиги.
Архив рубрики

Имя стоит дорого

Писатель как мастер словесности и инженер человеческих душ, безусловно, пополняет сокровищницу культуры. Но его творчество и его имя способно принести и вполне материальные дивиденды.
Имя стоит дорого

Первым профессиональным российским литератором, то есть тем, кто получает за свои труды регулярный гонорар, были Пушкин. Державин, Тредиаковский, Сумароков, творившие до него, вознаграждение получали как подарок (в основном от самодержцев российских).

Тем не менее вплоть до советской власти литераторы в России часто совмещали писательство с другой деятельностью, как правило, госслужбой. Как, например, автор знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах» Мельников‑Печерский: с 1847 года – чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе; с 1850-го – чиновник особых поручений Министерства внутренних дел; в 1852–1853 годах  руководил статистической экспедицией по изучению старообрядческого раскола в Нижегородской губернии.

Кстати, зарубежные авторы тоже часто имели сторонний по отношению к писательству приработок. Например, Джек Лондон испробовал много профессий, прежде чем разбогател как писатель. Первые же его произведения, посвященные золотой лихорадке на Клондайке, принесли хороший куш. Лондон — один из самых издаваемых писателей в СССР: за 1918–1986 годы общий тираж 956 изданий составил 77,153 миллиона экземпляров. Первые хорошие деньги Лондон заработал тоже на золотой лихорадке как проводник и перевозчик старателей — порядка трех тысяч долларов. Лондон, в молодости получавший 75 центов в час на джутовой фабрике, став писателем, приобрел имение и построил усадьбу «Дом Волка», стоимостью 1,5 миллиона долларов. А тиражи Айн Рэнд, прославившейся трилогией «Атлант расправил плечи», уступают лишь Библии.

…Но можно рукопись продать

Гонорары, взаимоотношение писателя с издателем — деликатная материя. Например, издатель Эмиль де Жирарден изрек знаменитую фразу: «Роман, подписанный Александром Дюма, стоит три франка за строку, а подписанный Дюма-Маке — только 30 су» (1 су = 1/20 франка). Кстати, Дюма обвиняли в излишнем меркантилизме. Он свои романы печатал в газетах, где платили построчно, что якобы и стало причиной сверхлаконичных, буквально в одно слово, реплик персонажей, причем обмениваться мнением они могли чуть ли не бесконечно. Якобы именно поэтому был придуман немногословный слуга Атоса – Гримо, отвечавший односложно. А вот за «Двадцать лет спустя» платили уже пословно, и Гримо разговорился. Интересно, что Владимиру Маяковскому ставили в упрек, что его знаменитая «лесенка» — не более чем способ раздуть гонорар. Мол, строчка — рубль. Издатели, учитывая особенность творчества Маяковского, платили 10 копеек за строчку. Зато поэт неплохо зарабатывал во времена НЭПа как копирайтер, говоря современным языком, создавая тексты для рекламы. Не обошел он стороной и бурно развивавшийся кинематограф, сочиняя сценарии «для фильмы», как тогда писали. Годовой доход писателя был примерно 12 тысяч рублей, а, например, рабочий в год зарабатывал порядка 900 рублей. В результате тяжбы Маяковского с налоговиками родилось стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии», единственное в своем роде.

По данным коллекционеров, фотографии Максима Горького, сделанные Максимом Дмитриевым, могут стоить от трех до пяти тысяч рублей

Хорошо зарабатывал и, например, Сергей Михалков. Кстати, у него было две Сталинские премии, а каждая имела денежное выражение в 50 тысяч рублей. В СССР писатели ни в чем не нуждались. Издательство выплачивало прозаику стандартную ставку: по 300 рублей гонорара за каждый печатный лист (приблизительно 24 машинописные страницы). Средний тираж был 15 тысяч экземпляров, но роялти с продаж автор не получал. Маститый писатель (скажем, лауреат Государственной премии или секретарь Союза писателей) получал 400 рублей за печатный лист и издавался тиражом до 30 тысяч экземпляров. А если книга выходила «массовым» тиражом, например 100 тысяч экземпляров, то предусматривалась особая доплата за массовость. Другое дело — драматургия. С выручки каждого спектакля автору причиталось 1,5% за акт, с учетом многоактности пьес, драматург получал 4,5–6% кассовых сборов. Как вспоминает Владимир Войнович, чьи пьесы активно шли на советской сцене в 1970‑е годы, очень быстро его месячный гонорар достиг 1200 рублей, или 14 400 рублей в год — чудовищной по тем временам суммы.

Перенесемся в наши времена. Тут ситуация выглядит следующим образом: десятка два писателей, зарабатывающих миллионы, такие как Дарья Донцова; слой крепких профессионалов, которым хватает на жизнь, и все остальные (часто даже без громкого имени, работающие в детективных, фантастических или любовных сериях книг). Писатель получает роялти: определенный процент от отпускной цены издательства, помноженной на тираж. Как правило, роялти составляет 5–10%. При средних тиражах три-пять тысяч экземпляров не разгуляешься. Спасает только количество написанных и изданных книг, своего рода конвейер. Сильно выручает издание книг за рубежом: продажа авторских прав за границу может стоить от тысячи до 25 тысяч евро.

А вот издатели — в выигрыше, считает Захар Прилепин, причем не осуждает их за это, бизнес есть бизнес. Писателю же нужно уметь продавать себя как можно дороже. Сам он зарабатывает в том числе тем, что читает лекции, проводит встречи с читателями по всей стране, как и, скажем, Дмитрий Быков, ведет программу «Соль» на РЕН ТВ. Хорошие деньги приносит работа сценариста: по подсчетам Прилепина, права на сценарий могут стоить 25–50 тысяч долларов. В целом писателю в помощь — совокупность доходов: переводы книжки на другие языки, экранизации, радиопостановки, театральные постановки и так далее. Некоторые, как нижегородка Эльвира Барякина, ныне живущая в США, подрабатывает обучением писательскому ремеслу и взаимодействию с издателями. Стоит упомянуть и доходы с продажи прав на своих персонажей. Например, Эдуард Успенский в 1997 году создал ООО «Чебурашка», владеющее товарными знаками, связанными с его героями. Писатель получает авторские отчисления от производителей детской жевательной резинки «Кот Матроскин», от сети екатеринбургских магазинов «Матроскин», производителей наполнителя для кошачьих туалетов «Матраскин» и многих других компаний, использующих образы его персонажей. «Юнимилк» и Danon купили права на использование персонажей и названия «Простоквашино». Японцы купили Чебурашку на 10 лет за три миллиона долларов.

Дивиденды с имени

И после ухода из жизни писатели продолжают приносить доход. Авторское право и связанные с ним финансовые обязательства действуют 70 лет со дня смерти. Есть определенный рынок коллекционирования предметов, связанных с писателями. В основном это касается книг и автографов. Так, автографы Роберта Рождественского, Булата Окуджавы на книгах уходят за 5–15 тысяч рублей. Автограф Владимира Высоцкого был продан за 460 тысяч рублей. Дебютная книга Михаила Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» 1857 года выставлялась на аукцион по начальной цене 150 тысяч рублей. Книга отсутствовала в продаже 100 лет. Литературный дебют Льва Толстого «История моего детства», опубликованный в журнале «Современник» в 1852 году, выставлялся за 100 тысяч рублей. Почти весь тираж первого издания книги Александра Радищева был уничтожен по приказу Екатерины II. Уцелевшие экземпляры стоят от 500 до полутора тысяч долларов.

В Париже некоторое время назад прошел аукцион предметов, принадлежавших Виктору Гюго и его родственникам. Всего было выставлено 50 лотов (картины, рисунки, письма, фотографии, мебель, личные вещи), оцененных в один миллион евро.

Для музеев и библиотечных фондов книги с автографами писателей бесценны. На интернет-аукционах автограф, например, Максима Горького можно купить за 15–20 тысяч рублей

Не менее реальные деньги приносит литературный туризм. Ла-Манча зарабатывает на Дон Кихоте, Гасконь — на мушкетерах, воспетых Дюма, Британия — на Агате Кристи и Артуре Конан Дойле.

Есть чем похвастаться и России. Например, проект центральной библиотечной системы Обнинска по созданию литературных экскурсионных маршрутов выиграл грант НФ «Пушкинская библиотека» на конкурсе «Литературная карта России». Международная газета The Art Newspaper, посвященная мировым новостям искусства, поставила государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“» на 17-е место посещаемости по России. Тур стоит от 6000 до 6800 рублей с человека, в зависимости от размещения. К 2018 году в музее-усадьбе «Ясная Поляна» построят целый комплекс, включающий фестивальный центр с релакс-зоной, баней и бассейном, а также фондохранилище; реставрационные мастерские, центр приема и обслуживания посетителей. Сумма инвестиций — 1,1 миллиарда рублей.

Максим Горький в этом смысле — явно не раскрученная фигура. Работают музей детства писателя «Домик Каширина», музей-квартира и Литературный музей А. М. Горького — три филиала Государственного музея А. М. Горького. Его фонды хранят подлинные предметы, принадлежащие Горькому и его близким, другие вещи подобраны как типичные для периода второй половины XIX — начала ХХ века. Стоимость посещения музеев, как сказано на сайте: школьники — 60 рублей, взрослые — 100 рублей. Для групп школьников от 15 человек тариф 50 рублей с человека, получасовая экскурсия стоит 500 рублей, и 800 рублей нужно заплатить за проведение тематической экскурсий, а также консультаций, требующих дополнительной подготовки.

Рынка вещей, связанных с Горьким, фактически нет — только единичные продажи. Да и сам бренд города Горького, скажем так, если и существует, то доход приносит Нижнему Новгороду очень незначительный. Впрочем, Сормовская кондитерская фабрика не первый год выпускает конфеты «Горьковские».

Текст: Константин Барановский

Фото: Роман Бородин, Ольга Китова.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
Мнение эксперта
Вера Тарасова
Вера Тарасова
Директор Русского музея фотографии

Конкретной стоимости фотографий с портретом Горького нет, они бесценны. Общая ценовая политика все время меняется. Ее можно отслеживать в Интернете на соответствующих ресурсах. Небольшая дореволюционная фотография 6 х 10 сантиметров неизвестного лица, в зависимости от ее сохранности, сегодня может стоить 500–800 рублей.

Олег Рябов
Олег Рябов
Писатель, библиофил, член Российского союза антикваров

Если есть провенанс, то есть доказана принадлежность Горькому, например, письменного стола, то он будет стоить в три-пять раз дороже, чем без провенанса. А непосредственно цена определяется при осмотре вещи, с учетом, например, сохранности.

Сергей Талалаев
Сергей Талалаев
Руководитель креативного бюро КиТ

Нижний Новгород вдруг стал каким-то мелким, незначительным. Пропали события федерального масштаба. Для создания стратегии в рамках города необходимо определить так называемые сюжетные линии, в том числе – связанные с историей города, с именем Горького… Есть одна серьезная недоработка. Мой личный опыт сотрудничества с соответствующими службами субъектов федерации и МСУ говорит о том, что даже в случае организации чего-либо хорошего в сметах и прочей документации никогда не предусматриваются расходы на пропаганду, информационное обеспечение и прочее. Либо это идет по остаточному принципу, либо это делается формально, для галочки-отчета.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph