Архив рубрики

Буревестник импрессионизмаЭволюция школьного Горького

Читатели постарше помнят школьного Горького пролетарским глашатаем. Советская трактовка была жесткой и однозначной, как серп и молот на гербе СССР. Школьники XXI века свободны в выборе интерпретаций. Бриллиант русской литературы сияет для них множеством граней, открывая в Горьком идеи милосердия и сострадания, а в манере его слова – удивительное сочетание реализма и импрессионизма, которое «возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа».
Буревестник импрессионизма

Азбука Горького

«Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки! Веди!» — учил дед Каширин маленького Алешу азбуке. И вышло с того несколько томов первоклассной литературы. Нобелевская премия едва не вышла, но не случилось — вмешалась политика. Она же надолго скрыла от юных читателей глубину и объем таланта писателя.

Конечно, во все времена многое зависит от учителя, но официально советская школа давала Горького ограниченно и плоско — «буревестник», хоть тресни. «Несвоевременные мысли» о великом счастье свободы, которое «не должно быть омрачаемо преступлениями против личности», были преданы забвению, как и многое другое.

Российская школа вновь открывает Горького. Научить ребенка мыслить самостоятельно — ее ключевая задача, поэтому поиск собственного отношения, своего видения, в том числе литературных произведений, является важной частью образовательного процесса. Учитель не нависает над действительностью, но дает ученикам выбор. Разнообразие доступных форм передачи информации и относительная свобода в составлении образовательных программ позволяют максимально полно передать образ.

Великий гуманист

Революционного Горького современные дети практически не изучают. Романа «Мать» и «Песни о Буревестнике» в школьной программе нет. Горький трактуется как один из неореалистов начала XX века и вписывается в один ряд с Буниным и Куприным.

«Впервые в средней школе дети знакомятся с творчеством писателя в седьмом классе, — рассказывает доцент кафедры русской и зарубежной филологии НГПУ имени Козьмы Минина Анна Латухина. — Читают его автобиографическую повесть “Детство”, которая изучается в сопоставлении с творчеством Льва Толстого (его автобиографической трилогией). Для нижегородцев это особенно благодатный материал. Учителя, как правило, водят детей в домик Каширина, организуют экскурсии по другим памятным местам, связанным с жизнью писателя, проводят занимательные квесты по страницам повести».

В то же время в школьной программе седьмого класса возникает «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». При этом сложная философская подоплека произведения остается нетронутой. Для семиклассников Данко — безусловный герой, осветивший (и освятивший!) путь людям. Но позже, в 11-м классе, дети возвращаются к легенде, чтобы на более глубоком уровне осмыслить проблему выбора, идею служения, тему самоотверженной любви и познакомиться с осторожным человеком, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Есть незыблемые основы школьной программы по литературе, без которых знакомство с творчеством писателя будет неполным

Тогда же рассуждают они о любви и гордыне, свободе и нравственности, ницшеанстве Горького. Читают рассказ «Макар Чудра», пьесу «На дне», «Несвоевременные мысли», другие произведения, которые рекомендует учитель.

«Интересен взгляд Горького на человека, мир, обывателя, который живет, закрывшись в своей раковине, не замечая ничего вокруг, — считает учитель русского языка и литературы СОШ № 24 Нижнего Новгорода Тамара Пигулевская. — Горький показал, что люди, живущие только затем, чтобы получить материальные блага и быть счастливыми в своем мирке, — это мещане, от которых ничего не останется. Вспомните его стихи в „Легенде о Марко“: „А вы на Земле проживете, как черви слепые живут. Ни сказок про вас не расскажут, ни песен о вас не споют!“»

Современная школа представляет Горького прежде всего гуманистом. Интересно, как вне рамок коммунистической пропаганды изменилось прочтение пьесы «На дне». Если в советские времена милосердный Лука трактовался как враг борьбы за жизнь, носитель ложной идеи, оппозиция активному Сатину, то сегодня учителя говорят о сострадании, которое он исповедует.

«Вопрос остается открытым: ребенку предоставляется возможность самому интерпретировать героев, — говорит Анна Латухина. — Позиция Горького очевидна: он не принимает ложь во спасение, он человек правды, ему ближе Сатин. Однако уроки, разрабатываемые некоторыми учителями, заставляют детей глубоко задуматься. Например, преподаватели обращаются к экранизации пьесы „На дне“ знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы, в которой Лука — странствующий монах Кёхэй, постоянно подталкивает обитателей ночлежки изменить свою жалкую жизнь к лучшему».

Тонкий импрессионист

Рекомендации и отношение учителя во многом определяют школьного Горького.

Под руководством внимательного педагога вдумчивый и любознательный ученик может обнаружить в творчестве некогда исключительно революционного писателя неожиданное сочетание реализма и импрессионизма. Об этом пишет в монографии «Импрессионизм в русской прозе Серебряного века» доктор филологических наук, директор научно-образовательного центра «Аксиология славянской культуры» НГПУ имени Козьмы Минина Виктория Захарова: «Молодой Горький очень внимателен к внешнему миру, окружающему человека. И чаще всего он изображает его в авторском описании, казалось бы, вполне объективированном. Однако соотнесенность образов внешнего мира с жизнью героев оказывается необычайно глубокой. Это достигается особыми средствами выразительности, в числе которых и цветопись, и звукопись, и столь излюбленный писателем антропоморфизм не только природы, но и всего окружающего, фиксация динамики жизни, создаваемый при этом эффект „подтекстовости“, начинающая угадываться символика — все это во многом связано с импрессионистическим художественным мышлением. Примеров тому множество».

Каждый ребенок выстраивает свой диалог с Пушкиным, Толстым, Горьким...

Есть они и в повести «Детство»: «Бывало — зайдет солнце, прольются в небесах огненные реки и — сгорят, ниспадет на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел, потом все вокруг ощутимо темнеет, ширится, пухнет, облитое теплым сумраком, опускаются сытые солнцем листья, гнутся травы к земле, все становится мягче, пышнее, тихонько дышит разными запахами, ласковыми, как музыка, — и музыка плывет издали, с поля: играют зорю в лагерях. Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой мохнатой рукою, и стирается в памяти все, что нужно забыть, — вся едкая, мелкая пыль дня».

Путешественник и мечтатель

А если юный читатель задумается немного дальше, то, возможно, попадется ему написанный по мотивам многочисленных путешествий цикл рассказов «По Руси» и заклейменный когда-то нигилистом Горький откроется человеком, тонко чувствующим веру. Например, события произведения «Ледоход» разворачиваются на пасхальной неделе — работники под звон колоколов спешат на праздник в церковь по талому льду реки, рискуют утонуть, проваливаются в воду, но в итоге счастливо добираются до цели:

«Идем встречу звону на гору, журчат ручьи, сбегая под ноги нам, и ласковый голос Осипа утопает в их шуме:

— Ловко я полицию-то обошел! Вот как надобно дела делать — чтобы никто ничего не понял, а каждому чудилось, будто он и есть — главная пружина, да… Пускай каждый думает, будто его душа — дело совершила…

Гудят, поют колокола, и радостно думается — еще сколько раз я встречу весну!

Осип говорит, вздыхая:

— А душа человечья — крылата, — во сне она летает…

Крылата? Чудесно!»

Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
ЖК «Цветы»
Соревнование граждан Республики
Торговые ряды Жар-Птица - Аппетитные подарки
ЖК Дом на свободе
Свежий номер
Вход
Тема номера
На волнах успеха
Местоположение на слиянии двух могучих рек Волги и Оки, исключительный ландшафт, архитектура и сейчас никого не оставляют равнодушным.
Деньги
Город производительного труда
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение, металлообработка, судостроение и оборонка.
Международные связи
Открытый город
С 1959 по 1991 год город, носивший имя великого писателя Максима Горького, был полностью закрыт для иностранцев, потому что именно здесь были сосредоточены важнейшие для оборонной промышленности страны предприятия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. С тех пор многое изменилось, и иностранная речь на улицах Нижнего Новгорода больше не является редкостью.
Законодатели
Без обсуждений
Губернатор Нижегородской области на майском заседании Законодательного собрания отчитался перед депутатами об итогах работы правительства за 2016 год.
Культура
Многообразный Нижний
Особенность Нижнего Новгорода заключается в слове «многообразие». Все виды и жанры от живописи до зодчества, от музыки до перформанса, от литературы до кино развиваются в нашем городе очень стремительно, синтезируются и обогащают друг друга и нашу жизнь, привнося в нее красоту и радость.
Спорт
Сила духа и тела
На спортивной карте России Нижний Новгород занимает заметное место. Из года в год ведущие нижегородские спортсмены достойно представляют страну на различных международных соревнованиях, включая Олимпиады.
Мнение эксперта
Анна Латухина
Анна Латухина
Доцент кафедры русской и зарубежной филологии НГПУ имени Козьмы Минина

Современная школа вправе варьировать образовательные программы, поэтому у вдумчивого учителя есть возможность показать разные грани таланта писателя. Так, некоторые программы по литературе (например, Т. Ф. Курдюмовой) включают изучение малоизвестной философской притчи Горького «Старый год», по стилистике близкой «Песне о Буревестнике». В этом произведении Горький говорит о том, что Новый год не может наступить до тех пор, пока не будут изжиты старые пороки. Это призыв к Человеку, вера в его возможности и преодоление себя. Кроме того, учитель может свободно рекомендовать детям произведения для внеклассного чтения.

Тамара Пигулевская
Тамара Пигулевская
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 24» Нижнего Новгорода

Конечно, Горький остается и пролетарским писателем. Но, говоря с учениками, я практически не касаюсь этой темы. Мы разбираем его творчество в контексте идей свободы, равенства, мира, сострадания, материнства, о которых он писал. Ведь даже роман «Мать», который считается революционным, можно воспринять как поэтическое воспевание образа матери. Горький прекрасно показывает Человека в любом босяке.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph