Архив рубрики

Дороги, которые мы выбираем...

Дороги, которые мы выбираем...

Автовладельцам в городе сложно отказаться от машины и пересесть на другой вид транспорта. Те, кто совершает это добровольно и осознанно, скорее исключение. Их было бы больше, если бы была достойная альтернатива. А пока автомобиль — даже в пробках на мостах и круговых развязках, даже с риском оставить колесо в дорожной яме — предпочтительнее всего. Однако европейский опыт развития городов, а мы все же ориентируемся в основном именно на него, доказывает перспективность отказа от приоритета личного автотранспорта. Создание дорожно-транспортной сети, которая на многие годы вперед могла бы обеспечить быстрое и комфортное передвижение по городу постоянно увеличивающегося в своем количестве транспорта, требует колоссальных вложений и кардинального преобразования самого городского пространства. Превращение городов с большой историей, а Нижний Новгород является именно таким городом, в проезжую часть губительно и неприемлемо.

Эксперты предупреждают: увеличение городской территории тоже не выход. «Растягивание города автоматически пересаживает людей на личный транспорт, от которого город уже устал, — говорит доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов. — Численность населения падает, загруженность маршрутов падает, а потребность горожан в регулярных поездках на общественном транспорте ведет к тому, что затраты будут расти. Каких бюджетов на это хватит? Никаких. В градостроительной науке известно: увеличение площади города на 10% ведет к тому, что на 5% снижается жизненный уровень. Порочный круг замыкается».

Череда событий

У Нижнего Новгорода в силу его местоположения и уже существующих на данный момент транспортных возможностей есть огромный потенциал для развития самых разных способов передвижения людей как в пределах города, так и на дальние расстояния. 2000‑е стали действительно прорывными для Нижнего Новгорода и региона в целом в плане запуска новых транспортных проектов. Кажется, совсем недавно долгострой-метромост связал, наконец, два окских берега. По нему устремился транспортный поток, в 2012 году на радость горожанам была открыта первая и единственная станция метро в нагорной части города. Чуть ранее появился совершенно экзотический для наших мест вид надземного транспорта — Нижегородская канатная дорога. Новый Борский мост, строительство и продление городских дорог, пилотный запуск речного трамвайчика, первые велодорожки… Город словно расширяет свои возможности, нащупывает перспективы, которые, как, например, в случае с речным транспортом, лишь попытка вернуть утраченное.

Новый терминал аэропорта «Стригино» с апреля 2017 года стал по-настоящему международным

Апрель 2017 года оказался для Нижнего Новгорода особенно богатым на события. Некоторые из них можно считать историческими для города и региона в целом. Так, состоялся перевод международных линий из старого здания аэропорта «Стригино» в новый терминал — до этого момента он целый год обслуживал только внутренние авиарейсы. Кроме того, к концу года ожидается запуск новой взлетно-посадочной полосы.

Пропускная способность нового терминала — 1,5 миллиона человек в год — еще не исчерпана. По словам исполнительного директора международного аэропорта «Стригино» Дениса Букина, как только это произойдет, старое здание аэропорта будет снесено и начнется строительство второй очереди нового терминала. «С существующим на сегодняшний день ростом, а по факту сейчас мы растем на 8% в год по отношению к 2016 году, 2019 год — это, наверное, реальный срок», — отметил Денис Баукин.

В апреле положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» получил проект реконструкции и приспособления железнодорожного вокзального комплекса «Нижний Новгород». Работы по его обновлению — часть подготовки города к проведению игр чемпионата мира по футболу. По данным «Главгосэкспертизы России», проект предусматривает реконструкцию главного здания вокзала, пассажирской платформы № 1, центрального тоннеля, связывающего главное здание с другими платформами, а также строительство ряда технических и инфраструктурных объектов.

Практически одновременно Градостроительный совет Нижегородской области одобрил концепцию проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва–Казань и принял на основу проект транспортно-пересадочного узла с вокзальным комплексом «Нижний Новгород (Московский)». Представляя проект, главный архитектор ВСМ Николай Шумаков рассказал, что новый многофункциональный комплекс представляет собой линейный объект длиной в один километр, появятся две новые платформы по 400 метров каждая, четыре пути. Комплекс будет включать сам вокзал, а также гостиницу, ресторан, административные помещения. Благодаря ВСМ дорога из Нижнего Новгорода до Москвы будет занимать всего 1,5 часа. Помимо двух вокзалов в областном центре — в районе существующего железнодорожного вокзала и аэропорта «Стригино» — в Нижегородской области должны появиться еще четыре станции ВСМ — в Дзержинске, Кстове, Володарском и Лысковском районах. Как отметил исполнительный директор международного аэропорта «Стригино» Денис Букин, проектирование канатной дороги, которая должна будет связать вокзал ВСМ и новый терминал аэропорта, начнется вместе со стартом строительства вокзала.

Вокзал высокоскоростной магистрали в Нижнем Новгороде обещает стать достопримечательностью Канавинского района

Комиссия по транспорту и связи городской Думы также в апреле поддержала стратегию развития метрополитена в Нижнем Новгороде. В своем докладе генеральный директор МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» Юрий Гаранин высказался о перспективности продления автозаводской линии метро в нагорной части города со строительством станций «Оперный театр» и «Сенная площадь». Проект строительства этих станций уже подготовлен, что дает возможность принять участие в федеральных программах по финансированию строительства метрополитена. Депутаты решили подготовить обращение в правительство Нижегородской области с просьбой о рассмотрении планов развития нижегородского метро с привлечением средств регионального и федерального бюджетов.

Продление линии метро в нагорной части было приоритетным, пока Нижний Новгород не стал городом, принимающим игры чемпионата мира по футболу 2018 года. Все внимание перекинулось на Стрелку, там и стали строить новую станцию. Подобный поворот в развитии нижегородского метрополитена можно считать удачным. «Станция “Оперный театр” принципиально не решит ничего, гораздо важнее продлевать линию на Мещеру. В этом микрорайоне с компактной застройкой живет 80 тысяч человек, это территория с самой высокой плотностью населения у нас в городе, и именно там метрополитен сыграет ключевую роль, — отмечает Александр Иванов. — У нас за прошедшие постсоветские годы население Нижнего Новгорода уменьшилось на 12%, а площадь города возросла в 1,5 раза. При такой низкой плотности населения мы не в состоянии загрузить такой высокоинтенсивный и затратный вид транспорта, как метро. Оно никогда не будет загружено, поэтому экономически убыточно. Это значит, что нам необходимо пользоваться более дешевыми видами транспорта меньшей вместимости, например скоростным трамваем, автобусами по выделенной полосе. Километр линии метрополитена стоит 8 миллиардов рублей. Километр линии скоростного трамвая в Новосибирске — 500 миллионов».

В контексте КТС

И, наконец, в апреле в Нижнем Новгороде прошла научно-практическая конференция «Общественный транспорт в городе, удобном для жизни». Участниками конференции стали ведущие российские эксперты в сфере развития общественного транспорта, и обсуждали они вопросы нормативной базы в сфере пассажирских перевозок, современные сценарии развития городских транспортных систем, использование информационных технологий для управления общественным транспортом и многое другое. Отдельным пунктом в программе конференции стала презентация комплексной транспортной схемы Нижнего Новгорода, которую представили специалисты московской компании-разработчика «НПО Транспорт».

К КТС сейчас приковано большое внимание, и споры она вызывает также большие. Особенно это касается так называемой оптимизации маршрутов. «Цель внедрения комплексной транспортной схемы — обеспечение комфортного и безопасного передвижения граждан на общественном транспорте в пределах города, — подчеркивает первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов. — При этом не рассматриваются какие-то коммерческие интересы, интересы муниципалитета — рассматриваются интересы населения. А это и пассажирские перевозки, и развитие транспортной и велоинфраструктуры, и организация парковок, и многое другое. То есть это целый комплекс мероприятий, и только часть этого — формирование новой маршрутной сети».

Изменения коснутся количества маршрутов пассажирского транспорта, а также качества подвижного состава. И прежде всего — коммерческих перевозчиков. «Если раньше мы говорили об отмене 31 маршрута и назначении 25, то в результате взаимодействия с перевозчиками, с ФАС, с прокуратурой, с проектной организацией, выполнившей КТС, отменяются 26 маршрутов и вводятся 23 новых, — говорит Сергей Миронов. — На сегодняшний момент у нас 62 маршрута по нерегулируемым тарифам. Это так называемые “маршрутные такси”. На этих маршрутах — более 1100 единиц техники. К концу 2017 года, после тех мероприятий, которые мы проведем, будет 59 коммерческих маршрутов и 1029 единиц техники. В 2018 году мы планируем сократить их число уже до 40 маршрутов и примерно до 800 единиц техники». При этом конкурсные требования, которые будут предъявляться к перевозчикам, будут ужесточены.

Город готовится к чемпионату мира по футболу и приводит в порядок свои дороги

Важным шагом на пути реализации КТС станет для города внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением — АСУДД. «Она включает создание так называемой “зеленой волны”, видеонаблюдение на каждом перекрестке, установку дорожных знаков, приборов метеорологического предупреждения граждан и многое другое, что позволит организовать движение городского транспорта из единого центра управления — большой диспетчерской, — продолжает заместитель главы администрации города. — Это то наследие, которое останется городу после чемпионата мира по футболу. Внедрять АСУДД мы будем вместе с правительством Нижегородской области: строить диспетчерский пункт, необходимые объекты инфраструктуры по маршрутам движения клиентских групп FIFA. Это центральные улицы, обеспечивающие передвижение от аэропорта и железнодорожного вокзала к стадиону, гостиницам, центру города. То есть будет охвачена небольшая пилотная сеть дорог. Начали прорабатывать эти вопросы мы в рамках подготовки к чемпионату 2018 года, но если бы и не было чемпионата, мы должны были бы это реализовать, просто ЧМ подтолкнул и сократил сроки».

Все это — фрагменты большой работы по модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры, которая ведется в городе. С прошлого года в Нижнем Новгороде реализуется федеральная программа «Безопасные и качественные дороги», рассчитанная на пять лет. Ее финансирование осуществляется из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов. Цель программы — не только отремонтировать дороги, но и сделать их в первую очередь безопасными, уменьшить аварийность. При этом внимание уделяется наиболее проблемным участкам и развязкам. Параллельно идет капитальный ремонт улично-дорожной сети в рамках подготовки к чемпионату по футболу. Улица Бетанкура, Волжская набережная, улицы Должанская и Совнаркомовская, а также два надземных перехода — это глобальный фронт работ в непосредственной близости от стадиона «Нижний Новгород» на Стрелке.

Что ж, 2018 год не за горами, и все мы движемся в его направлении.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов

Визуализация здания вокзала ВСМ предоставлена пресс-службой губернатора и правительства Нижегородской области.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Новогодний калейдоскоп подарков в ТРЦ Седьмое небо
ЖК Дом на Свободе
Праздник выгодных покупок в ТР Жар-Птица
Подарки от Республики
Время фантастических скидок
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Сергей Миронов
Сергей Миронов
Первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода

Цель внедрения комплексной транспортной схемы — обеспечение комфортного и безопасного передвижения граждан на общественном транспорте в пределах города. При этом не рассматриваются какие-то коммерческие интересы, интересы муниципалитета — рассматриваются интересы населения. А это и пассажирские перевозки, и развитие транспортной и велоинфраструктуры, и организация парковок, и многое другое. То есть это целый комплекс мероприятий, и только часть этого — формирование новой маршрутной сети.

Александр Иванов
Александр Иванов
Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ

У нас за прошедшие постсоветские годы население Нижнего Новгорода уменьшилось на 12%, а площадь города возросла в 1,5 раза. При такой низкой плотности населения мы не в состоянии загрузить такой высокоинтенсивный и затратный вид транспорта как метро. Оно никогда не будет загружено, поэтому экономически убыточно. Это значит, что нам необходимо пользоваться более дешевыми видами транспорта меньшей вместимости, например, скоростным трамваем, автобусами по выделенной полосе.

Александр Дейч
Александр Дейч
Правозащитник, независимый автоэксперт

Важно отказаться от стремления успеть к какому-то мероприятию, какой-то дате. Дата – это повод сделать что-то сверх нормы. А норма жизни предписывает нам поддерживать город всегда чистым, с развитой инфраструктурой. Должны быть хорошие дороги – это первый признак того, что город живет.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph