Архив рубрики

Велогород

«Нижний Новгород может и должен стать велосипедным» — этот тезис достаточно часто звучит в последние годы… Большинство владельцев используют велосипеды в пределах города лишь время от времени — для прогулки в выходной день. Гораздо меньшее число горожан перемещаются на нем ежедневно — к месту работы и обратно. Что нужно для увеличения числа постоянных велопользователей? Готов ли город жать на педали?
Велогород

Помните расхожую фразу «Просто, как велосипед»? В этом сравнении велосипед выступает чем-то элементарным, понятным для всех, легким для освоения. И хотя в момент своего появления и представления широкой публике это транспортное средство и казалось чем-то диковинным, со временем отношение к нему стало обыденным, а сам велосипед — явлением массовым, рядовым. Но не все так просто. И дело не только в техническом прогрессе, хотя современный велосипед — устройство не такое уж и простое: согласно последним изменениям в Правилах дорожного движения РФ, велосипед — это «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч». Дело еще и в том, что в нашей стране год от года увеличивается количество владельцев велосипедов, и эти владельцы хотят активно эксплуатировать свои транспортные средства не только на пересеченной местности, но и в пространстве городов. А если так, то города должны меняться, велосипедисты как равноправные участники дорожного движения должны соблюдать все ПДД, но для этого необходимо создать условия, то есть инфраструктуру. Есть еще одно условие, без которого никак, — это культура пользования велосипедом. Причем последнее не менее важно, чем все перечисленное выше. Как видите, в передвижении на велосипеде в городе не так все просто. Нижний Новгород не исключение.

Визуализация участка веломаршрута по центральной части города с выделенной двухполосной велосипедной дорожкой (участок по Октябрьской улице)

Вопрос о массовости велодвижения в нашем городе велоактивист Леонид Якунин считает неправильным: говорить не о чем. И это притом что, по его данным, велосипедов в городе около миллиона. Весь вопрос в возможности их использования: «У нас нет специальной инфраструктуры. Как только она появится, это явление очень быстро станет массовым. На данный момент отсутствие возможности подняться в гору, возможности просто безопасно ездить не способствует этому. Если бы предпосылки были заложены, а этим нужно заниматься, то в течение 20–30 лет при грамотном управлении транспортной системой город полностью бы перестроился. Мы пока, к сожалению, от этого далеки».

С конца 1990‑х тема создания в Нижнем Новгороде велоинфраструктуры возникает с завидной периодичностью. Город с его многокилометровыми набережными, перепадами рельефа, лесопарковыми зонами словно предназначен для прокладки веломаршрутов самой разной сложности и протяженности. Стали открываться магазины и мастерские, создавались объединение велолюбителей, устанавливались первые велопарковки и дорожные знаки, правда, запрещающие проезд велосипедов, как, например, на Большой Покровской улице. Предлагались и различные идеи приспособления городского пространства под нужды велосипедистов. А в массе своей горожане периодически выезжали на велопрогулки в теплое время года, активно осваивая все существующие набережные Оки и Волги, включая Верхневолжскую и набережную Федоровского, перемещаясь по автодорогам, тротуарам, той же пешеходной Покровке, зачастую затрагивая, как непрошеные гости, интересы водителей и пешеходов. Оказалось, что город не всегда готов дать зеленый свет людям на велосипедах.

Визуализация участка веломаршрута по малым рекам с выделенной двухполосной велосипедной дорожкой (участок по реке Старке)

В 2012–2013 годах после проведенной в два этапа реконструкции был открыт большой участок Нижневолжской набережной, где разместилась единственная выделенная велодорожка с односторонним движением, расположенная параллельно вело-пешеходной дорожке. В 2013‑м же на реконструированной Рождественской улице также появилась вело-пешеходная дорожка. Однако у представителей нижегородского велодвижения они сразу вызвали много критики. «К сожалению, нас никак не привлекли к разработке этого проекта, мы, как говорится, узнали по факту, — говорит директор АНО “Велоклуб-НН”, один из организаторов велопробега, организатор велопровега “Дорога Минина” Игорь Бабин. — Вопросов множество: велодорожка узкая, почему-то в одну сторону она выделена, в другую — совмещена с пешеходной. Люди путаются, на односторонней велодорожке едут навстречу… Кроме того, это, по сути, тупиковая зона, сюда никак не попадешь и отсюда никуда не выберешься на велосипеде. На Рождественской лавировать между пешеходами, фонарями, скамейками и припаркованными машинами тоже неприятно. Так что серьезной, созданной по всем нормам, велодорожки пока в городе нет».

Визуализация участка берегового веломаршрута с выделенной двухполосной велосипедной дорожкой (участок на Нижневолжской набережной)

В сентябре 2016 года на конференции, проходившей в рамках Европейской недели мобильности, была представлена концепция велоинфраструктуры в Нижнем Новгороде. Разработана она была АНО «Огород» и координатором проекта развития велодвижения в нашем городе Леонидом Якуниным, инициатором стала городская администрация. «Нас попросили представить вариант развития велоинфраструктуры, и мы сделали это исходя из нашего подхода к любой разработке, к проектированию общественных городских пространств, к решению инфраструктурных вопросов, — рассказывает директор АНО “Огород” Дарья Шорина. — В результате была разработана концепция, включающая пять маршрутов. Важно, что это первое видение, отправная точка для дальнейших действий. Невозможно сразу предложить концепцию, которую уже можно запускать в работу. Она должна пройти обсуждение, согласование со всеми профильными департаментами городской администрации, специалистами и горожанами». Той же осенью состоялся более детальный разговор об одном из пяти маршрутов — береговом — уже в рамках проекта «Огорожено». «Набережные — это мультифункциональные маршруты, у них огромный туристический, рекреационный и транспортный потенциал, — подчеркивает директор АНО “Огород”. — Очевидно, что прокладка велодорожек вместе с комплексным благоустройством наших набережных — это самый реалистичный и, главное, актуальный вопрос. Конечно, здесь справедливо решать вопрос и перемещения велосипедистов по мостам, которые и связывают эти набережные. Но эта перспектива, скорее всего, отдаленная и ресурсозатратная».

В числе вошедших в концепцию помимо берегового маршрута и маршрута по мостам были также веломаршруты на перепаде высот, по малым рекам и по центральной части города. Каждый из них по-своему интересен, предлагает новый взгляд на город, новый способ освоения его пространства. Так, маршрут вдоль русла малых городских рек (речь идет о Кове и Старке) проходит вне шумных и пыльных магистралей и делает передвижение от микрорайонов Верхние Печеры, Лапшиха, а также Афонино максимально комфортным и приятным не только для велосипедистов, но и для тех, кто совершает пробежки и в целом с радостью готов перемещаться по городу пешком и дышать при этом чистым воздухом.

Визуализация связевого веломаршрута (пересечение мостов) с выделенной двухполосной велосипедной дорожкой (пересечение Канавинского моста)

Что может способствовать реализации, пусть частичной, по этапам, данной концепции? Объединение усилий всех заинтересованных сторон и воля городского руководства — уверены наши эксперты. Будет прямая заинтересованность администрации — будут и средства: грантовые, федеральные, инвестиционные… Спустя полгода после представления и обсуждения концепции Леонид Якунин не скрывает сожаления: «Потеряно время, не получила реализации идея сетевого велопроката, существует несколько федеральных программ, которые помогают развивать проекты экомобильности, в частности развития городской велоинфраструктуры, но город в них не участвует».

Первый заместитель главы администрации города Сергей Миронов подчеркивает: уже существующая улично-дорожная сеть, к сожалению, не позволяет сформировать велосипедные дорожки. «Однако в формате выдачи технического задания на проектирование вновь создаваемой улично-дорожной сети, а также при ремонте и реконструкции мы прописываем строительство велодорожек. Это и территория Мещерского озера, и Волжская и Нижневолжская набережные… Так, может быть, не очень масштабно и комплексно мы решаем эту задачу, — говорит Сергей Миронов. — Велодорожки городу нужны, в этом я убежден лично».

Текст: Мария Медвидь

Фото: Андрей Скворцов, Роман Бородин

Визуализации веломаршрутов предоставлены АНО «Огород».

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Пенсионный фонд
Праздник выгодных покупок в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Фантастика дарит подарки
Подарки от Республики
Свежий номер
Вход
Тема номера
Защита детства
По данным экспертов, Россия вновь столкнулась с катастрофическим падением рождаемости. Причина в демографическом кризисе 1990‑х, когда роддома в стране практически пустовали.
Спецпроект
Деньги
Бюджетные подарки
В декабре каждый из нас готовимся к встрече Нового года и, конечно, ломает голову над тем, что же подарить близким людям.
Культура
Из прошлого с любовью
В Техническом музее открылась выставка «Родом из СССР».
Спорт
Боксерское шоу
Город впервые в свей истории принял турнир по профессиональному боксу — «Коррида в Нижнем».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Дарья Шорина
Дарья Шорина
Директор АНО «Огород»

Велодвижение должно стать повесткой города, и решать этот вопрос нужно комплексно: разметка, выделенные полосы, дорожные знаки и велопарковки – с одной стороны, и культура езды на велосипеде – с другой. Но все это об одном, нераздельно. Это и культурный, и инфраструктурный слой – все вместе.

Леонид Якунин
Леонид Якунин
Велоактивист, создатель велоцентра «Динамо»

Велосипедов в городе около миллиона. Это здорово, но было бы еще лучше, если бы они использовались. А они простаивают, на них ездят на даче, за городом – не более. Что касается повседневных поездок на работу, то правильнее будет сказать, что у нас нет этих людей. Потому что если их около сотни, то это закладывается в статистическую погрешность, и можно сказать, что их нет.

Игорь Бабин
Игорь Бабин
Директор АНО «Велоклуб-НН»

Существует убеждение, что Нижний Новгород, особенно его центральная историческая часть, для велосипеда не приспособлен вообще. Тесная застройка, невозможность расширить улицы для выделенной велодорожки, перепады высот и так далее… Городские окраины, новые микрорайоны – там еще можно что-то сделать. Но мы можем видеть, на каком высоком уровне находится культура велодвижения в Европе. Там есть множество маленьких старых городков с узкими дорогами, которые на порядок уже наших российских, но везде мы видим велодорожки. Чем же не подходят наши дороги? Проблема не в них, проблема в головах, в принятии решений.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph