Архив рубрики

Родом из ПавловаЭкскурсия по заводу, где делают «пазики»

Пожалуй, в Нижегородской области сложно найти место, более связанное с транспортом, чем город Павлово. После Нижнего Новгорода с его автомобильным заводом этот окский город известен далеко за пределами региона именно благодаря «пазикам». Когда-то эти маленькие автобусы прочно вошли в жизнь крупных городов и маленьких населенных пунктов нашей страны, став самым распространенным средством передвижения. И кажется, что без них уже никуда.
Родом из Павлова

В этом году Павловский автобусный завод (когда-то — имени А. А. Жданова) отмечает свой день рождения — предприятию исполняется 85 лет. Завод начал строиться в 1930 году практически параллельно с ГАЗом, и первоначально на нем не планировалось делать автобусы. ПАЗ строился как смежник для горьковского автогиганта. Предприятие фактически строилось в чистом поле, но выбор места был неслучаен: удобный сплав до областного центра по Оке и наличие железной дороги сыграли решающую роль. Строили в основном вручную, из всей техники было несколько лошадей, а единственный грузовик на стройплощадке казался чудом технического прогресса. Однако даже по современным меркам возвели завод в весьма сжатые сроки — к 1932 году. Параллельно возникали дома для работников завода, строились школы, даже пионерлагерь — одним словом, социальная инфраструктура.

Встать на колеса

Предприятие выпускало автомобильные ключи и кузовную арматуру для ГАЗа. В 1935 году местные умельцы изготовили для первомайской демонстрации автобус — отсюда, очевидно, и должна начаться новая страница в истории производства, но вмешалось война. Параллельно с имеющимся конвейером ПАЗ наладил производство различной продукции для фронта, в том числе корпуса для снарядов. После войны, когда страна вновь встала на мирные рельсы, стала ощущаться нехватка автотранспорта, в частности автобусов. Тогда и было принято стратегическое решение о переносе производства автобусов с горьковской площадки на павловскую. В 1952 году в Павлове было начато производство автобусов, и при этом продолжался выпуск кузовной арматуры для ГАЗа.

Шлифовка кузова будущего «пазика»

Новое производство развивалось стремительно, конструкторская и дизайнерская школа ПАЗа своими идеями опережала время. В 1967 году впервые в истории страны Павловский завод принял участие в международный выставке во Франции — автобус отправился на нее с конвейера своим ходом и привез в родной город медали и кубки. Через год попытку решают повторить: в Ницце побывала новая модель ПАЗа и вновь по возвращении привезла призы и награды. В 1968‑м произошла еще одна техническая революция: завод запустил производство ПАЗ‑672, и впервые в мировой истории автомобилестроения главный конвейер предприятия не останавливался — техническое переоснащение шло параллельно. Этот автобус выпускался более 20 лет и знаком очень многим жителям области. На заводе мечтают, что когда-нибудь сохранившийся автобус, этот «трудяга», займет свое почетное место на постаменте, может быть, даже рядом с памятником самому первому «пазику».

На новый лад

Спустя 21 год ПАЗ начал производство новой модели: ПАЗ‑3205, и вновь без остановки главного конвейера. Эта модель выпускается и по сей день, за это время у нее появилось множество модификаций. И сегодня «пазики» продолжают возить пассажиров по всей стране — от Камчатки и до Калининграда. «Все потому, что без них никуда», — убежден управляющий директор ПАЗа Андрей Васильев. Как настоящему руководителю ему знаком каждый уголок предприятия. Проводя для сотрудников редакции журнала «Столица Нижний» экскурсию по заводу, он движется быстро и рассказывает обо всем подробно: «Вот здесь идет формообразование. Проще говоря, здесь скелет автобуса начинает обрастать мышцами, мускулами и кожей… Неподалеку от этого цеха находится “сердце” завода — гибочный автоматический участок. Здесь установлены лазерные комплексы, специальные прессы, которые изготавливают необходимые для производства девайсы…» И так далее, и так далее. Весь завод работает по принципу «гибкой закладки» в едином такте: что-то где-то застопорится — встанет вся линия, но, как говорят на предприятии, это гарантия того, что брак не пойдет дальше. Время совершения одной операции строго лимитировано и составляет 13 минут. Здесь это называют «временем такта». Для выпуска новинки «Вектор Next» производственные площади не стали расширять, а модернизировали существующие. Три окрасочные линии унифицированы и могут моментально перестроиться на тот или иной тип краски или цвет. Из окрасочного цеха кузов поступает в сборочный. Раньше, рассказывают старожилы завода, кузова стояли под открытым небом и ждали своей очереди. Сейчас это категорически запрещено.

Грунтовка и подготовка к покраске кузова автобуса

Наша экскурсия продолжается, и мы пробегаем мимо «свадьбы» — так на заводе называют процесс соединения кузова и шасси. Большую часть комплектующих ПАЗ производит сам. К примеру, только цех пластмасс производит 325 наименований.

В настоящее время ПАЗ – это три семейства машин и порядка 160 их модификаций. Это автобусы малого (длина семь метров) и среднего (длина девять метров) классов. На дорогах страны они безоговорочно преобладают. Цифры говорят сами за себя: ежегодно выпускается около 10 тысяч единиц, а это без малого 80% отечественного рынка автобусов малого класса.

Особые надежды возлагают на перспективный автобус «Вектор Next». В скором времени планируется выпуск его газовой модификации, а также с автоматической коробкой передач. Первую партию таких машин, оснащенных регистраторами, системами видеонаблюдения, кондиционирования салона, уже ждет Подмосковье.

Остекление и монтаж фар новенького автобуса

Еще одна перспективная идея — реализовать на базе «Вектора Next» проект «Школьный автобус». «Эту программу уже сложно представить без наших автобусов, — говорит Андрей Васильев. – Даже если на это не выделяются федеральные средства, регионы все равно их самостоятельно найдут. В сельской местности невозможно обойтись без подвоза ребят к месту учебы, и наш ПАЗ — это лучший выход».

Везде и всюду

На вопрос о потребителях продукции завода Андрей Васильев отвечает: «Очень широкий спектр — от частника, у которого одна-две машины, до перевозчика с парком в сотню машин. Закупают автобусы и школы, различные государственные структуры, Министерство обороны, МВД… Клиенты разные, и не все они из мегаполисов. Сколько в России таких городов, как, скажем, Павлово? Тысячи! И для них наши автобусы доказали свою эффективность. Да и в больших городах на подвозящих маршрутах наши машины очень удобны. Больше всего машин мы поставляем в густонаселенные регионы: центр и юг России, но и в Южно-Сахалинске наши «Векторы» теперь бегают, и на Камчатке». Знают «пазики» и за рубежом, прежде всего в бывших республиках Советского Союза, в том числе и Украине. «Даже в нынешнее время они не прекращают покупать автобусы, — говорит руководитель предприятия. — В прошлом году мы поставили туда 550 школьных автобусов. В этом году программа будет продолжаться, и мы рассчитываем на большой заказ». Перспективным является и сотрудничество с Кубой. В советские годы ПАЗ поставлял туда машинокомплекты, и теперь, говорят на заводе, настало время вспомнить былое и вновь заняться поставками.

Посадка собранного автобуса на шасси

Человеческий фактор

Да, «пазики» часто ругают. Жители областного центра жалуются на качество и безопасность их езды. В чем же виноват «пазик»? «Давайте возьмем “Ксерокс”. Что это такое? Это название одной компании, выпускающей копировальную и другую оргтехнику. Есть и другие производители, но мы все равно называем их копировальную технику “ксероксами”. Если наши автобусы ругают, нужно понимать, кто и за что, — объяснет Андрей Васильев. —Нам предъявляют претензии по поводу гонок на маршруте, но, простите, их на любом виде транспорта можно устраивать. Вопрос тут скорее к организаторам движения, к самим нерадивым водителям. Нужно обсуждать, для каких целей применяется автобус. Для одного он может подходить идеально, для другого — не очень. Возможно, для мегаполисов дизайн подходит не вполне, модели морально устаревают, но вот, пожалуйста, у нас есть „Вектор“ и „Вектор Next“ Это наши современные модели».

Народный вид транспорта

За десятилетия своего существования Павловский автобусный завод произвел свыше 750 тысяч автобусов. Число пассажиров этих автобусов за все годы подсчитать невозможно. Ясно одно — «пазик» стал по-настоящему народным видом транспорта, саммым массовым на российских дорогах.

Ближе к осени завод торжественно отметит свой 85‑й день рождения. На праздник пригласят ветеранов предприятия, представителей дилерских центров и, конечно, пассажиров — тех, для кого эти автобусы и производятся.

Текст: Ярослав Гунин

Фото: Роман Бородин.

 

Установка двигателя

 

Финальная проверка качества перед отправкой потребителю

 

Специально к Олимпиаде-80 ПАЗ выпустил ограниченную партию автобусов

 

Модель автобусов ПАЗ, которая ходила по всем дорогам СССР

 

Исторические снимки первого автобуса ПАЗ и А. А. Жданова, именем которого был назван завод

 

Памятник первому ПАЗу у проходной предприятия

 

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
ЖК Цветы
Пенсионный фонд
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Андрей Васильев
Андрей Васильев
Управляющий директор Павловского автобусного завода

Да, мы несовершенны, но совершенства не бывает в принципе. Например, Toyota оценивает свою прямую эффективность в 20%. Процесс совершенствования — бесконечный. У него есть начало, но нет конца. Кстати, этот принцип применим не только к нам, а к любому виду человеческой деятельности. Не важно, что ты делаешь — выпускаешь автобусы или пироги печешь.

Сергей Лухмаев
Сергей Лухмаев
Начальник участка «Вектор Next»

Всем городам нужны машины, которые обеспечивают равнодоступную среду, те, которые способны перевозить инвалидов. У нас уже есть такие модели, а в будущем году мы представим автобус «Вектор Next» в комплектации «Доступная среда». На выходе также машина на компримированном газе.
Вот оно — будущее!

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph