Архив рубрики

Открытое образованиеИностранные студенты в Нижнем Новгороде

Международное образование является одним из приоритетных направлений деятельности высшей школы, а задача привлечения иностранных студентов поставлена на государственном уровне. Однако конкуренция на мировом рынке образовательных услуг велика. Даже для того чтобы оставаться на достойном уровне, университетам приходится быстро идти вперед с постоянным ускорением. Первые учащиеся из-за рубежа появились в нижегородских вузах в 1990-х годах. В настоящее время в нашем городе получают образование более 2,5 тысячи иностранных студентов. Кто и зачем приезжает учиться в Нижний Новгород, несмотря на сотни альтернативных предложений по всему миру?
Открытое образование

Максимальное число иностранцев среди вузов Нижнего Новгорода проходит подготовку в Университете имени Лобачевского. Это свыше тысячи человек из более чем 100 стран мира. Их привлекает широкий спектр образовательных программ, основанных на передовых научных исследованиях, тесная связь вуза с партнерами из бизнеса и другими научно-образовательными организациями, а также его включенность в актуальный контекст общественного развития. «Работу с иностранными студентами мы начали в 2005 году, — рассказывает проректор по международной деятельности Александр Бедный. — До этого времени в нашем вузе учащихся из других стран практически не было. Был создан факультет иностранных студентов, и с тех пор количество приезжих год от года увеличивается. Мы разрабатываем для них привлекательные образовательные программы, в том числе на английском языке, что позволяет начинать обучение сразу, без предварительной языковой подготовки. В настоящее время таких программ по разным направлениям у нас более десяти. Проводим летние школы, создаем благоприятные условия пребывания, ведем планомерную деятельность, с тем чтобы студенты со всего мира чувствовали себя комфортно и понимали, что они получают образование международного уровня, которое позволит им быть конкурентоспособными на глобальном рынке труда».

Контингент разнообразен. Явной доминанты нет. Достаточно много ребят приезжает из государств Азии, стран СНГ, Африки, Латинской Америки, в том числе Боливии, Бразилии, Колумбии, Перу, Эквадора, Мексики. Студенты из Европы учатся в основном в рамках программ академической мобильности. Наиболее представленной группой иностранных студентов в Университете имени Лобачевского являются граждане Китайской Народной Республики.

Универсальные компетенции

Планируя обучение за рубежом, будущие студенты уделяют большое внимание выбору страны и города, где им предстоит прожить достаточно длительное время. Международный имидж, безопасность и комфорт, доброжелательная социально-культурная среда — все это крайне важные факторы для молодежи, выбирающей место для обучения вдали от дома. Социальный, экономический, культурный аспекты влияют на привлечение иностранных студентов не меньше, чем собственно уровень образования.

«Международное разнообразие является одним из конкурентных преимуществ нашего университета, — продолжает Александр Бедный. — Наличие учащихся из множества разных стран — важный фактор развития и российских студентов, которые, обучаясь в по-настоящему международной среде, получают опыт межкультурного общения, изучают языки, развивают свои “универсальные компетенции”».

ННГУ имени Н. И. Лобачевского заинтересован в развитии сотрудничества с вузами Венгрии

Возможность получения образования на английском языке, которую предлагает Университет имени Лобачевского, расширяет горизонт международного сотрудничества, создает поле для реализации совместных образовательных программ, в том числе  двойного диплома. Так, договоренность о расширении такого сотрудничества с венгерскими вузами была достигнута в начале июня в ходе встречи чрезвычайного и полномочного посла Венгрии в России Яноша Баллы с руководством вуза во главе с ректором Евгением Чупруновым, которая состоялась в рамках Дней Венгрии в Нижнем Новгороде. «Мы бы очень хотели наладить отношения непосредственно с венгерскими университетами, развивать научные стажировки, внедрять программу двойного диплома, когда выпускники получают свидетельство об окончании обоих вузов‑партнеров, — говорит Евгений Чупрунов. — В ходе встречи господин посол поручил своим сотрудникам изучить данный вопрос, с тем чтобы в полной мере реализовать потенциал сотрудничества Венгрии и Нижегородской области в научно-образовательной сфере».

Язык и культура

Международные культурные мероприятия, подобные Дням Венгрии, играют большую роль в налаживании партнерских отношений между образовательными организациями. Так, побывав в Нижегородском государственном университете имени Н. А. Добролюбова, венгерская делегация объявила о создании в Нижнем Новгороде Венгерского культурно-языкового центра. «Интерес к сотрудничеству и культурному обмену как с нашей стороны, так и со стороны Венгрии действительно велик, поэтому ранее мы неоднократно поднимали вопрос создания культурно-языкового центра Венгрии на базе нашего вуза, — рассказывает ректор университета Борис Жигалев. — Однако именно в ходе встречи с господином послом мы пришли к пониманию необходимости скорейшего открытия такого учреждения, которое позволит нижегородцам и гостям города ближе узнать венгерские культуру и язык. Мы обговорили примерные сроки — надеемся, что это долгожданное событие случится уже в текущем году».

Центр венгерской культуры при НГЛУ имени Н. А. Добролюбова может быть создан уже в текущем году

Возможность говорить на одном языке является одним из ключевых факторов, оказывающих прямое влияние на привлечение иностранных студентов. Для того чтобы обеспечить равный доступ к образовательным услугам гражданам разных стран, образовательные организации внедряют обучение на английском языке. В остальных случаях необходимо пройти дополнительную языковую подготовку в вузе поступления либо в одном из лучших профильных университетов страны — Нижегородском государственном лингвистическом университете. «Обучающихся у нас студентов из-за рубежа можно условно разделить на две группы, — продолжает Борис Жигалев. — Первая — те, кто приехал изучать русский язык из стран Европы и Азии. Среди последних много китайцев, корейцев. После того как мы открыли Центр тайского языка и культуры, появились студенты из Таиланда. Что касается европейцев, то это традиционно учащиеся наших партнерских университетов из Франции, Германии, Швейцарии, Австрии. К их услугам краткие образовательные программы — например, летняя школа длительностью всего четыре недели, а также долгосрочные — рассчитанные на семестр или на целый год. В текущем году в университете появится большая группа студентов, которые приедут по квоте, выделенной Министерством образования и науки России, чтобы изучать русский язык в течение года. Это специальная программа для иностранцев, которым необходимо освоить язык для обучения в российских вузах».

Вторая группа иностранных студентов НГЛУ обучается по учебному плану, сопряженному с одним из зарубежных вузов. Ребята изучают определенные предметы, проходят аттестацию, а вернувшись на родину, получают право не сдавать экзамены по этим дисциплинам, что очень похоже на программу двойного диплома и отличается лишь степенью согласованности учебных планов. Двойной диплом предусматривает 100%-ное совпадение. Для Нижегородского лингвистического университета, обладающего столетним опытом международного сотрудничества, внедрение соответствующих образовательных технологий — вопрос ближайшего времени.

Инженеры, учителя, медики

Нижний Новгород является одним из научно-промышленных центров России, поэтому инженерное направление здесь хорошо развито. Специалисты, прошедшие подготовку в стенах Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, ценятся во всем мире. К слову, в текущем году вуз получил статус опорного вуза федерального значения, что еще более упрочило его позиции и роль, которая отведена Нижегородской области в решении задач технологической модернизации страны.

В настоящее время в политехе учатся более 160 иностранцев, из которых около половины из стран СНГ — больше всего из Таджикистана. Среди представителей дальнего зарубежья — граждане Ирака, Египта, Туниса, Китая, Марокко, Ливана, Турции и некоторых других стран. Наибольшей популярностью пользуются такие направления обучения, как ядерная энергетика и теплофизика, мехатроника и робототехника, электроэнергетика и электротехника, системный анализ и управление.

Около 400 иностранных студентов из 36 стран обучаются в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина на всех его шести факультетах по самым разным направлениям и специальностям, в том числе непедагогическим. Наиболее востребованы факультет естественных, математических и компьютерных наук, факультет управления и социально-технических сервисов и факультет гуманитарных наук.

Иностранный контингент Мининского университета представлен в основном странами СНГ, прежде всего Туркменистаном, где российское педагогическое образование очень ценится, а также гражданами Африки, Латинской Америки, Китая. Преподавание ведется пока только на русском, за исключением теоретических дисциплин, связанных с английским языком, таких как фонетика, история языка и некоторых других. Между тем внедрение англоязычных образовательных программ планируется в ближайшей перспективе. Одновременно ведется активная работа по внедрению программ двойного диплома с вузами Китая: Анхойским педагогическим университетом, Шеньянским политехническим университетом, Гонконгским институтом образования. Развивается сотрудничество и с рядом европейских образовательных организаций, в том числе из Венгрии.

Выбирая место учебы за рубежом, абитуриенты ориентируются прежде всего на имидж страны

Пользуется спросом среди иностранцев и медицинское образование, которое дает Нижегородская государственная медицинская академия. Факультет иностранных студентов открылся в академии 3 июня 1992 года, в этом году ему исполнилось 25 лет. В настоящее время на всех формах обучения НижГМА обучается 772 иностранных гражданина из 57 стран — в основном из Индии, Малайзии, Зимбабве, Намибии, Марокко, Кении, Танзании. Есть и представители Великобритании, США, Сингапура, Германии. «В основном иностранные граждане предпочитают обучение на лечебном факультете — почти две трети от общего числа, — рассказывает доктор биологических наук, декан факультета иностранных студентов НижГМА Елена Ерлыкина. — Впрочем, есть и национальные предпочтения. Например, марокканцы идут на фармацевтический факультет. На стоматологическом и лечебном факультетах ведется преподавание на английском, однако при этом изучается и русский, так как им он необходим для работы у постели больного».

«Иностранные студенты — это не только вложение в бюджет вуза и экономику страны пребывания, но и большие возможности для развития межкультурной коммуникации, — считает директор Центра международного сотрудничества и академической мобильности НГПУ имени Козьмы Минина Татьяна Лебедева. — По этой причине ведущие мировые университеты ведут активную деятельность и конкурируют друг с другом в привлечении учащихся из других стран».

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, предоставлены пресс-службами вузов.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
ЖК Цветы
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Александр Бедный
Александр Бедный
Проректор по международной деятельности ННГУ имени Н. И. Лобачевского

Современный международный рынок образования отличается динамичным ростом и высокой конкуренцией. Количество студентов, получающих образование за пределами своей родины, становится все больше. В настоящее время во всем мире это свыше пяти миллионов человек, и, по прогнозам, цифра будет только увеличиваться. Одновременно со спросом растет и предложение. Ставшие столь популярными в последнее время международные рейтинги высших учебных заведений красноречиво об этом свидетельствуют.

Александр Федоров
Александр Федоров
Ректор НГПУ имени Козьмы Минина

Постепенно университетский диплом становится максимально прозрачным и отнюдь не конечным документом. Очень скоро он будет являться программным комплексом, готовым к постоянному совершенствованию и дополнению новыми компетенциями в разных вузах мира. В экономике знаний образование – это непрерывный междисциплинарный процесс.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph