Архив рубрики

Школа живет внутриПутешествие от мечты к реальности и обратно

25 лет назад в коллективе нижегородских педагогов, мыслящих нестандартно и устремленных в будущее, родилась мечта о новом образовании для свободных духом, независимых и творческих граждан. Но даже во сне они не могли представить, какие испытания им предстоят на пути ее реализации и что из этого выйдет. О становлении и развитии частной школы имени М. В. Ломоносова в Нижнем Новгороде рассказывает ее бессменный директор Галина Клочкова.
Школа живет внутри

В 1992 году никто, в том числе и я, не могли предсказать, во что выльется наше начинание. Это было время, когда политическая, экономическая, социальная сфера России переживали период бурных изменений. На наших глазах формировалась страна, во главе Нижегородской области стал молодой губернатор — Борис Немцов, на пост министра образования региона пришел новый человек. Атмосфера была творческой. Молодежь вершила судьбы страны. Все вокруг бурлило, в том числе и педагогика, которой я занималась: поощрялись новые интересные методики, школьные коллективы сами выбирали директоров, новый закон «Об образовании» узаконил частные школы.

Время мечтать

На этом фоне я переживала глубокую личностную трансформацию. Я чувствовала, что, поработав в медицинском училище, где, в отличие от школы с ее жесткой структурой, давалась некоторая свобода в выборе исследований, со студентами проводились не уроки, а занятия, я состоялась как учитель нешкольный. При этом у меня было двое детей. Старшая дочь собиралась в первый класс. Я была уверена, что она справится и ее школьная жизнь сложится благополучно, несмотря на все особенности российской школы. Но будущее сына, которому исполнилось пять лет, меня беспокоило. Он был слишком нестандартным, творческим, школьная система не соответствовала времени и могла ему навредить.

По этим причинам идея создания в Нижнем Новгороде принципиально новой школы, практикующей передовые образовательные методики, нацеленной на развитие личности ребенка, была мне созвучна. Родилась она в среде вузовских преподавателей — воспитанников прославленной школы № 40, которая в то время являлась кузницей всего нового в образовании. Четкой концепции не было. Не было представления о том, что, как, какими силами, в какие сроки следует делать. Была только мечта. А еще — невероятная решимость и бесстрашие, которым, оглядываясь назад, я до сих пор удивляюсь. Ведь наши прекрасные мысли о будущем, просвещенные взгляды и методики, философия развития личности учащегося совершенно не соответствовали реальности.

Время действовать

Впервые в здание Ломоносовской школы я зашла с бокового входа. Парадный был заколочен досками. Внутри меня встретили унылые стены, увешанные советской агитацией, женщина-завхоз, которая красила видавшую виды лестницу, тлен и отсутствие всякого движения. Но когда в этот старинный, красивый дом пришла мечта, когда родители наших первых учеников поверили в то, что именно здесь может появиться то, что даст их детям лучшие возможности, он преобразился.

В наших действиях не было системности, мы не применяли готовые, проверенные технологии. При этом в экономике страны наблюдалась бешеная инфляция, на полках магазинов отсутствовали предметы первой необходимости. Однако весь наш коллектив испытывал необычайный творческий подъем и работал не покладая рук. Опыта взаимодействия с надзорными органами и прочими государственными структурами почти не было, но остановить нас было невозможно. В истории школы — это период детства. Мы исследовали мир, от всего испытывая восторг, и непрестанно учились.

Юность

Спустя десять лет мы перешли рубеж, на котором от нас требовалось осознание результатов, возможностей и вариантов развития. Мы увидели, что родители понимают цели и задачи школы по-разному. Для одних — это ступенька для поступления в высшее учебное заведение, для других — прежде всего подготовка в области иностранных языков, третьи ждут развития у ребенка социальных навыков. Кроме того, в учреждении появились дети, которые требовали особого подхода специалистов — логопедов, дефектологов. К нам пришли первые иностранцы, почти или совсем не говорившие по-русски. Отвечая на эти вызовы, мы освоили компетенции, которые опередили развитие российской школы на годы.

Первые годы жизни Ломоносовской школы — время непрерывного творческого полета, бесконечных поисков и необыкновенных открытий

Мы ввели комплексную систему измерения качества обучения каждого ученика, научились проводить нестандартные экзамены, причем итоговые аттестационные работы наших детей неоднократно входили в списки лучших, наши педагоги реализовывали уникальные авторские курсы, учащиеся вели портфолио, участвовали в рейтингах, мы придумали и провели Ломоносовскую олимпиаду — своего рода «многоборье», в котором учащиеся соревновались сразу в нескольких дисциплинах. И самое главное, мы остались верны идеалу школы, исповедующей парадигму эволюции личности, ставящей во главу угла ребенка и его потребности, понимающей предметную область как многообразие способов развития качеств, необходимых для успешной, счастливой жизни в обществе.

Первые испытания

Пятилетка рефлексии, прошедшая в попытках сформулировать технологию и применить ее, оказалась для творческого коллектива очень сложной. Столкнувшись с необходимостью работать «по науке», системно, анализировать свою деятельность, писать отчеты, многие стали выполнять эти обязанности для галочки. А там, где практика становится формальной, развитие прекращается и наступает застой. Это был непростой период взросления, переход в систему координат, предполагающую большую степень ответственности и осознанности.

В это время в России случился экономический кризис 2008 года. Около половины родителей забрали документы и покинули школу. Решение, которые мы приняли в этой ситуации, со стороны могло показаться чистым безумием. Вместо того чтобы экономить и ждать, мы вложили имеющиеся средства в покупку оборудования для IT-лаборатории. И это спасло организацию, потому что, во‑первых, лаборатория оказалась очень востребована — в ее стенах создавались презентации, на ее базе открылась школа робототехники; а во‑вторых, хотя численность учащихся значительно сократилась и кризис не отступал, уверенность в своих силах окрепла, мы поверили в то, что все будет хорошо.

Зрелость

Пройдя через эти испытания, преодолев их, мы вынесли очень важный урок. Мы поняли, что школа живет внутри нас, она не измеряется классами, методиками и количеством учеников. Школа — это наш опыт, наша энергия, наше видение образования как социального института, которое сформировалось за время многолетней практической деятельности. Без этого понимания следующую проверку на прочность, которую приготовила жизнь, мы бы не выдержали. Я имею в виду введение Единого государственного экзамена, который, по моему мнению, являясь в целом эффективным инструментом для поступления в вуз, уничтожает социальную функцию российской школы, заключающуюся прежде всего в воспитании самостоятельной, ответственной личности. Превращение школы в плацдарм для сдачи ЕГЭ — а именно такой запрос стал поступать нам от многих родителей — является существенным ограничением роли общего образования и противоречит интересам детей. Последовать этим путем значило бы предать мечту, которая двигала нами все эти годы.

Детям не нравится обычная схема урока. Она не дает выделиться из общей массы тем, кто имеет ярко выраженные способности и «выбивает» остальных

Именно тогда мы сделали разворот в сторону международного образования, который, впрочем, стал логичным следствием предшествующих событий. Ведь за 20 лет работы мы заняли уникальную нишу в системе образования Нижегородской области. В наших методиках реализовывался передовой международный опыт, мы имели возможность вести образовательную деятельность на английском языке, иностранные граждане все чаще обращались к нам. Все это предопределило наш выбор в пользу Международного бакалавриата (International Baccalaureatе) — универсальной школьной образовательной системы, дающей образование высокого качества, достаточный объем знаний и уделяющей большое внимание творческому развитию личности.

Мировой уровень

Международный бакалавриат предлагает три образовательные программы: для дошкольников и младших школьников 3–12 лет (Primary Years Programme), учащихся основной школы 11–16 лет (Middle Years Programme), старшеклассников 16–18 лет (Diploma Programme). Мы сосредоточили усилия на приведении учреждения в соответствие высоким требованиям этой системы и за последние пять лет получили авторизацию по программам начальной и средней школы. В настоящее время готовимся к сдаче нормативов Diploma Programme. Планируем сделать это в 2018 году и стать первой российской школой, аккредитованной по всем трем образовательным программам International Baccalaureatе.

Учитель может видеть всю образовательную картину в классе, но обязан ценить красоту каждой детали, незаметно и последовательно «поправляя» ее

Представители лучших университетов считают Международный бакалавриат одной из самых эффективных и сбалансированных систем школьного образования, потому что она оценивает способности человека, используя комплексный подход, в котором наряду со знанием предметов критериями являются, например, умение анализировать и воспринимать информацию, способность к творческому решению задач, критическому мышлению, исследовательской деятельности. Это очень ценные сведения, которые будут востребованы как при поступлении в вуз, так и при приеме на работу. Но самое главное — эта система помогает детям сформировать качества, которые станут надежной опорой для активной и счастливой жизни в этом большой и удивительном мире.

Текст: Галина Клочкова

Фото: из архива частной школы имени М. В. Ломоносова.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Пенсионный фонд
ЖК Новая Кузнечиха
Фантастика на пике моды
Модные показы в ТЦ Республика
Модная карусель в ТРЦ Седьмое небо
Свежий номер
Вход
Тема номера
Порядок в городе
«Всякий дом хозяином держится» — гласит русская пословица. А для жителей миллионного Нижнего Новгорода этот большой город — общий дом.
Спецпроект
Коммунальное хозяйство
Нижний Новгород — это большой общий дом для его более чем 1 200 000 жителей. И как в любом доме, забот по поддержанию чистоты и порядка, ремонту и обновлению достаточно.
Деньги
Тепло, вода и медные трубы
Почему растут тарифы ЖКХ?
Международные связи
Акихико Сатаке: «Разница в ментальности между японцами и россиянами меньше, чем кажется»
О возможностях обучения и связях столицы Приволжья с Японией рассказывает директор Японского центра в Нижнем Новгороде Акихико Сатаке.
Культура
Новый жанр
Публике представлена «Мастерская» Алика Якубовича.
Спорт
Закон улиц
В Нижнем Новгороде прошел масштабный спортивный фестиваль NN Open.
Анонсы ТВ-программ
Автор-эксперт
Школа живет внутри
Галина Клочкова
Директор частной школы имени М. В. Ломоносова
Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph