Архив рубрики

Человек ответственныйШкола как источник гражданского общества

Понятие гражданственности шире, чем принадлежность к государству с вытекающими правами и обязанностями. Это чувство соучастия происходящим вокруг событиям и принятие личной ответственности, осознанный выбор направленной на развитие социальной деятельности и желание сделать мир лучше. Важнейшим инструментом формирования гражданственности в современных цивилизованных странах является система общего образования.
Человек ответственный

Страна не дураков

«Образование нефункционально, — говорил выдающийся философ Александр Пятигорский. — Оно нужно для того, чтобы быть образованным, а не для того, чтобы действовать эффективно. Самым эффективным был Александр Матросов, но данный опыт невозможно систематизировать. Главным в образовании является воспитание думающего, говорящего и действующего самостоятельно человека».

Принятый в 2010 году в России федеральный государственный образовательный стандарт общего образования отчасти отражает эту идею. Во главу угла поставлено воспитание личности. Это первое из трех требований к результатам освоения основной образовательной программы в школе. Оно включает «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». На втором месте — обучение не менее важным метапредметным компетенциям, к которым относится способность к коммуникации и сотрудничеству с педагогами и сверстниками, построению индивидуальной образовательной траектории. И только на третьем — предметная область. «Школа должна помогать человеку в освоении навыка осознанного управления собственным будущим, — говорит ректор Мининского университета Александр Федоров. — Такова сверхзадача общего образования, осознанная во всех цивилизованных странах, и в том числе в России».

Путь к себе

По свежим данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA), лучшее общее образование в мире дают Финляндия и Южная Корея. «Согласно принятому в Финляндии образовательному стандарту, в младшей школе (первые четыре класса. — Ред.) примерно четверть учебного времени учитель посвящает выявлению того, каким образом у ребенка обстоит дело в семье, — рассказывает Александр Федоров. — Работая индивидуально и в микрогруппах, он выясняет, что сказали родители по тому или иному поводу, чем семья занималась вечером и тому подобное, и обладает правом обратиться в надзорный орган ювенальной юстиции для проверки ситуации. Эта система последовательно реализовывается на протяжении трех десятков лет и к настоящему времени сформировала в финском обществе специфическое родительское сознание. Они очень щепетильны в отношениях с детьми».

Ситуация конструктивного диалога и взаимопомощи создает условия для формирования личности в школьном коллективе

По мнению Федорова, скопировать финскую или южнокорейскую систему россиянам не позволят сложившиеся исторически социокультурные и многие другие особенности, в том числе неразвитость институтов гражданского общества. У России должен быть свой путь, но учитывать успешных опыт коллег все же стоит. «В Финляндии учитель действует автономно, — продолжает ректор Мининского университета. — Это важнейший принцип финской системы общего образования. Там нет такой разветвленной системы надзора за педагогом, которая есть в России. Российской школе, для того чтобы выполнять функцию воспитания гражданина, сегодня необходимы две вещи. Во‑первых, последовательная, неотвратимая, монотонная система. Линейка, поднятие флага, минутка политинформации, обязательно задушевные беседы с учителем о том, что у ребенка на уме, как дела в семье и далее по списку. Именно так работал советская образовательная система, так действует и современная финская. На первый взгляд это радикально противоречит образу европейского школьника, который рисует нам воображение, — свободного и независимого. Но если вы думаете, что дети в Европе ведут себя как хотят, то ошибаетесь. Скорее наоборот, в России ребенок более свободен и в значительно меньшей степени включен в системные линейные процессы, о которых идет речь. И, во‑вторых, личный пример учителя и родителя. Это один из важнейших методов формирования гражданственности, о котором говорил еще Макаренко».

Преодоление отчуждения

Формирование личности взрослеющего человека понимается российским образовательным стандартом широко. В числе результатов воспитательной работы развитие эстетического сознания, осознание значения семьи, формирование основ экологической культуры и так далее, но первым стоит воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной. Как именно, каким образом, при каких обстоятельствах следует взращивать указанные качества, нигде не указано. Система предоставляет большой диапазон для педагогического маневра, очень многое зависит от директоров и учителей, поэтому современные российские школы сильно отличаются друг от друга. В некоторых из них, например в кадетских классах, большое внимание уделяется военно-патриотическому направлению, другие делают акцент на поликультурном восприятии мира, третьи активно внедряют инклюзивное образование, четвертые проводят глубокие эксперименты с игровыми методиками, пятые строят демократию.

Участие во всевозможных социальных, экологических, волонтерских акциях и проектах развивает у ребенка ответственное отношение к жизни

«В сочетании с гражданственностью часто используют патриотизм, но в этом есть что-то воинственное, противопоставление — мы и они, — рассказывает директор школы № 24 Нижнего Новгорода Елена Моисеева. — Я считают, что воспитывать гражданина надо в позитивной, созидательной повестке. Вовсе не обязательно при этом отрицать другие общности, создавая барьеры в развитии ребенка, которые противоречат действительности. В нашей школе мы строим демократическое (гражданское) общество в миниатюре. Научный руководитель Института образования НИУ “Высшая школа экономики” Исак Фрумин определяет демократию как преодоление отчужденности индивида от общества, или в нашем случае — отчужденности ученика и родителя от школы. Дети и взрослые должны понимать, что школа работает не просто для них, она, по сути, им принадлежит, поэтому они имеют полное право участвовать в формировании правил, по которым она функционирует. Но для того чтобы данный процесс протекал конструктивно, его участники должны осознавать себя и свои потребности, обладать способностью к самовыражению и уметь договариваться с теми, кто хочет чего-то другого. Отчуждение мы преодолеваем через действие, социальные и волонтерские проекты, но не военными маршами».

Центр одаренных детей Нижегородской области продвинулся в организации школьного самоуправления еще дальше. Это учреждение отличается от обычных школ — здесь учатся лучшие выпускники девятых классов со всего региона, но некоторые практики, которые применяются в центре в течение многих лет и доказали свою эффективность, могут быть использованы повсеместно. «Ежегодно из числа учащихся мы выбираем президента лицея, — рассказывает директор Центра одаренных детей Ирина Тузикова. — Кандидаты представляют свои программы, проводят агитацию, а затем ребята и педагоги голосуют. Избранный на один год президент назначает совет министров, который работает с конкретными задачами в разных сферах — спорт, культура, здравоохранение, образование и других. Команда самоуправления очень нам помогает. Каждую пятницу президент проводит линейку, в которой участвуют лицеисты и педагогический коллектив, включая директора. Поднимаются любые значимые вопросы. Так, по инициативе учащихся была высажена яблоневая аллея, установлены скамейки в школьном дворе, планируется установить баскетбольные кольца. Мы часто с ними советуемся и поощряем их активность. Таким образом дети могут почувствовать ответственность за свою жизнь и состояние окружающей среды, а ведь это краеугольный камень гражданственности».

Ждем перемен

Возлагать на школу все бремя обязанностей по воспитанию гражданина неправильно. Их в равной степени разделяют семья и ребенок, которые обладают не меньшими правами как участники образовательного процесса. Пространство ответственности оказывается столь объемным, что включает области, напрямую не связанные с образованием, — политику, экономику, общественную сферы. Множество нерешенных социальных конфликтов отражается в школе, как в зеркале. Низкий уровень доверия, который стал отличительной чертой современного российского общества, не способствует их скорому решению.

«Сейчас во многих школах появляются свои интересные воспитательные практики, традиции, — говорит Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ Высшая школа экономики. — Хотя, конечно, по нашим оценкам, примерно в 30% школ воспитательная работа формальна и неэффективна. Они еще не обрели свое воспитательное лицо. И проблема в том, что формы воспитания, как показывает практика, нельзя внедрить через универсальные стандарты, инструкции и в плановом порядке. Это всегда поиск, творчество, индивидуальный подход».

Школа была и остается не единственным, но важнейшим институтом воспитания гражданина

«Сейчас престиж профессии учителя в России невелик и мотивированных педагогов не хватает, — констатирует Елена Моисеева. — Например, конкурс на педагогические специальности в вузах Финляндии составляет около десяти человек на место. Учителю там доверяют. В современном российском обществе ситуация совершенно иная. Подготовка соответствующего требованиям стандарта учителя должна быть очень высокой, но уровень заработной платы в профессии слишком низкий. Так что школа меняется, но не стоит ждать от нее больших скоростей».

Александр Федоров убежден: «В школе должны появиться как минимум четыре профессии: традиционный учитель-предметник; ответственный за формирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий тьютор; ведущий проектную групповую деятельность модератор; ориентированный на выявление и устранение отклонений в образовательном процессе корректировщик. Именно такой педагогический коллектив способен научить детей осознанному управлению своим развитием».

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, предоставлено экспертом.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Новая Кузнечиха
Пенсионный фонд
Отпуск в подарок в ТРЦ Седьмое небо
Урожай подарков в торговых рядах Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Гражданские инициативы
Многие эксперты не раз говорили о том, что в Нижнем Новгороде состояние гражданского общества критическое. Да и сами нижегородцы в различных опросах признавались, что они не способны повлиять на социальные проблемы.
Спецпроект
По доброй воле
Люди, объединенные в стремлении делиться, помогать и отдавать, способны сделать многое.
Деньги
Сколько стоит добро
Быть социальным — это норма жизни и делового общения для крупного и среднего бизнеса, который поддерживает проекты некоммерческих организаций и сам инициирует общественно значимые и благотворительные программы.
Международные связи
Паритет в бизнесе
С 14 по 16 сентября в Нижнем Новгороде прошел VI Международный бизнес-саммит, в котором приняли участие делегации из 34 государств.
Культура
Золотая осень
Новая коллекция аксессуаров Золотой Хохломы стала третьей премьерой в фэшн-индустрии.
Спорт
«Нижний Новгород» без Лиги чемпионов
Турнирный путь нашей баскетбольной команды оборвался на первом раунде.
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Ирина Тузикова
Ирина Тузикова
Директор ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»

В нашем учреждении развита система тьюторства внутри лицейского коллектива, когда старшие ученики помогают младшим в обучении и социализации. Созданная в лицее система самоуправления позволяет быстро выявлять тех, кому нужна помощь, и тех, кто может ее оказать. Поддержка и взаимовыручка очень важны для нормальной учебной работы и создания атмосферы здоровой конкуренции.

Елена Моисеева
Елена Моисеева
Директор МБОУ «Школа № 24»

Гражданин обладает качествами сопричастности тому, что происходит вокруг него, личной ответственности за состояние окружающей среды, желанием творить благо, делать мир лучше и развиваться самому. Гражданское воспитание должно прививать детям любовь к своему роду, родному городу, стране и шире – к планете, на которой они живут и на которой нашими руками создано много глобальных проблем, напрямую угрожающих выживанию человека как вида.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph