Архив рубрики

Маршруты культуры

Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде. Город готовится к чемпионату мира по футболу — готовится принимать туристов — россиян и иностранцев, представить лучшее, чем он обладает. Помогут ли эти указатели найти дорогу к культуре нам, нижегородцам, или мы хорошо знаем эти маршруты? А куда движется сама культура?
Маршруты культуры

Когда речь заходит о культурном досуге, у нас есть много возможностей провести будничный вечер или выходной день. У нас есть большой выбор. Интенсивность культурной жизни Нижнего Новгорода возрастает год от года, всероссийские и международные фестивали, выставки стали для нас привычным явлением. Театральный фестиваль имени М. Горького неизменно собирает в Нижнем Новгороде поклонников творческого наследия этого писателя, и в этом году это событие окрашено по-особенному, предъюбилейными красками. Фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова — всемирно признанный культурный бренд нашего города, в числе его участников — звезды первой величины, и для них приезд в Нижний Новгород (не только в фестивальные дни) — радостное событие. А в этом, 80м, юбилейном для филармонии году особенно — столько дат совпало. 90летие со дня рождения Мстислава Ростроповича, имя которого носит Нижегородская филармония, сделало начало нового сезона поистине историческим. Спустя много лет было возрождено легендарное «Волжское турне» — в октябре солисты и оркестр Центра оперного пения Галины Вишневской, а также стипендиаты фонда Мстислава Ростроповича совершили музыкальный тур по пяти волжским городам на теплоходе «Мстислав Ростропович». Финальным аккордом «Волжского турне» стал концерт в Нижегородской филармонии. В этом году в Нижнем Новгороде впервые прошел Международный литературный фестиваль имени М. Горького, а выставка «Арт-Россия» состоялась во второй раз. Традиционными стали масштабные привозные выставки в музеях. Открываются новые театральные, выставочные центры.

Свобода от провинциальности

«В городе стало больше культурных событий, и люди стали активнее передвигаться с одной площадки на другую, — делится писатель и драматург, редактор художественных телепрограмм Нина Прибутковская. — Просто, наверное, количество переросло в качество. У нас так много талантливых людей, которые хотят самовыразиться, и сейчас для этого есть возможности. Люди становятся самостоятельными и свободными». В этом Нина Юрьевна видит уход от провинциальности мышления, и прежде всего в плане развития театральной сферы: «“Что же ты не в Москве, если ты такой талант?” — это глубоко провинциальное мышление. А что такое мышление столичное? Столица — это город первых людей. Я такой, я самовыражаюсь, вырабатываю свой стиль. И у нас сейчас вырабатывается свой нижегородский творческий стиль. Мы постепенно освобождаемся от провинциальности — мы такие, какие мы есть, мы на своем месте. Да, кто-то уезжает, но не обязательно самые сильные и талантливые».

Театральный фестиваль имени М. Горького в 2017 году был традиционным и все же необычным, предъюбилейным

«Общая картина культурных запросов нижегородцев и желания людей приобщаться к искусству вселяет оптимизм. Филармония, музеи, выставочный зал сегодня работают очень интересно, продуктивно. И все это посещаемо, — отмечает заслуженный деятель искусств РСФСР Татьяна Цыганкова, более 40 лет руководившая Нижегородским театральным училищем. — Почему? Мне кажется, схлынула публика от телевизора — уровень телепередач так примитивен, что никому не хочется смотреть. Кроме того, сказывается дефицит живого общения, а также стремление личного участия в чем-то, проявления себя. Я вижу это в театральном мире, где есть очень много интересных тенденций. Возникают новые театральные пространства, которые объединяют все зрительские мечты: маленький камерный зал, близость к актеру — все это заставляет сопереживать, быть вовлеченным. Кроме того, актеры начинают проявлять себя как режиссеры, наделенные талантом, эстетическим вкусом. Спектакли Елены Фирстовой, прежде всего „Как спасти камер-юнкера Пушкина“ и „Саша, вынеси мусор!“, — это постановки, которые сделают честь любой московской сцене. Я бываю в столице и знаю, что там играют спектакли гораздо слабее, чем здесь. То есть Москва — это не показатель. Спектакль, „А если завтра нет“, который поставил Александр Сучков, более интересный и глубокий, чем в театре имени Моссовета».

Развитие подобных проектов, по мнению Татьяны Васильевны, — небольшой камешек в огород больших академических театров, которым нужно брать зрителя большей масштабностью, глобальностью постановок, мысли, а это требует серьезного художественного руководства. «Старых традиций никто не отменял. Большим театрам нужно иметь то, что называется художественным авторитетом. Недаром мы раньше говорили: „театр Товстоногова“, „театр Захарова“, „театр Ефремова“, „театр Вахтангова“… Этот авторитет несет свою эстетическую и идеологическую концепцию, воплощает ее в спектаклях, создает свою школу. И потом — спектакль вещь живая, и когда в большом театре ставится такое полотно, как, например, „Павел I“, за спектаклем обязательно нужно следить, чтобы он не умирал. Сейчас разные режиссеры приезжает на два месяца, ставят спектакль и уезжают, бросают постановку на произвол судьбы», — говорит Татьяна Цыганкова.

Прийти и увидеть

Активность музейно-выставочных площадок, по наблюдениям специалистов, не получает должного отклика у публики. Посещений может быть больше. «Мне кажется, что чем интенсивнее разворачивается эта городская жизнь, тем меньше зрители на нее реагируют. Этот парадокс нуждается в осмыслении, — делится со „Столицей Нижний” искусствовед Ирина Маршева. — С точки зрения качества и масштаба выставочного продукта в последние годы ситуация улучшилась многократно. Сейчас мы видим тенденцию, которой не было еще пять-семь лет назад, — огромное количество привозных выставок. Но почему-то зритель не откликается на них так, как хотелось бы, или откликается далеко не на все».

Масштаб второй «Арт-России» заметно увеличился по сравнению с прошлым годом, выставка получилась насыщенной, но публики было мало. Отсутствие серьезной рекламной кампании, входной билет, цена на который отпугнула многих, недостаток компетентной экспертной оценки — все это не способствовало массовому приходу зрителя. Однако сама по себе «Арт-Россия» — явление для города знаковое.

Уже второй раз Нижний Новгород принял масштабную выставку «Арт-Россия»

Сергей Казук, руководитель выставочных программ компании «Ярмарочный дом», убежден: важно, чтобы Нижний Новгород понимал, какой проект реализуется на его территории, что эту выставку нужно посещать, покупать — это уже как получится. «„Арт Россия” — это и социальный, образовательный проект, на нем можно детей воспитывать, прививать вкус к изобразительному искусству, развивать интерес к культуре. И очень хочется, чтобы руководство города и области обратило на нас внимание и внесло свою лепту, прежде всего в привлечении посетителей. При наличии множества художественных школ, художественного училища в городе это могли бы быть какие-то абонементы для учащихся, ознакомительные посещения, пассивная практика — что угодно. Сюда в рабочие дни должны съезжаться автобусы с учащимися со всей области», — делится Сергей Казук. Однозначно, что проект «Арт-Россия» находится в развитии и может только расширяться, а географическое положение Нижнего Новгорода оптимально для его базирования, однако снос в течение октября части выставочных павильонов Нижегородской ярмарки поставил под сомнение прописку «Арт-России» в столице Приволжья.

Вне критики

Вопрос профессиональной культурной критики для Нижнего Новгорода — болезненный. Ее отсутствие — большая опасность для искусства: мы теряем границы качественного, талантливого, эстетически выверенного. Арман Амбарцумян, скульптор из Армении, второй раз приехавший на «Арт-Россию», отмечает, что при организации подобных выставок важно отделять ремесло от искусства: «Российская публика довольно консервативная в плане восприятия искусства, и многие нуждаются в профессиональном совете. И вот этого, я думаю, не хватает на выставке. Не хватает работы кураторов, искусствоведов, критиков, которая сделает выставку действительно серьезной и интересной и для участников, и для посетителей».

«Сейчас у нас в стране нет структурированного арт-рынка. Причина проста: это не развлечение — все хотят развлекаться, и это дорого — все хотят подешевле, — говорит Ирина Маршева. — Пока не будет сформировано число потребителей, не будет сформирован и рынок. У нас нет культуры уважения к тому, что сделано руками. Нет культуры потребления, приобретения, оценки этого. В городе с его музеями, галереями, выставочным комплексом критиковискусствоведов — единицы».

Столица Приволжья — город высокой музыкальной культуры и традиций мирового масштаба

«Театральной критики нет совсем, — констатирует Татьяна Цыганкова, — а ведь в 1960–1980-е годы была сильная критическая школа, которую уважали и боялись артисты. Критиков готовил историко-филологический факультет Горьковского университета, который давал очень хорошее образование: умение разобрать литературное произведение переходило в умение разобрать драматургическое произведение.  Сейчас это не делается. И в драме, и в опере, и в балете критики совсем не стало. А ведь что такое рецензия? Режиссер интуитивно воспринимает пьесу, чувствует, чем может быть интересна пьеса сегодня, а критик анализирует, прибавляет к чувству знания. Тандем режиссуры и критики просто необходим любому театру».

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Счастливая карта в ТРЦ Седьмое небо
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Татьяна Цыганкова
Татьяна Цыганкова
Заслуженный деятель искусств РСФСР, театральный педагог

Что такое рецензия? Режиссер интуитивно воспринимает пьесу, чувствует, чем может быть интересна пьеса сегодня, а критик анализирует, прибавляет к чувству знания. Тандем режиссуры и критики просто необходим любому театру.

Нина Прибутковская
Нина Прибутковская
Писатель, драматург, редактор художественных телепрограмм

В искусстве не нужно ни на кого равняться. Первая ошибка в творчестве – когда ты на кого-то равняешься. Существует понятие «модный», но зачастую самые талантливые остаются самыми незамеченными. Можно говорить о достоинствах и недостатках каждого театра, но все эти театры совершенно разные, и не нужно сравнивать.

Ирина Маршева
Ирина Маршева
Искусствовед, заместитель директора НГВК

Вообще мы не наблюдаем массового стремления посетить новую экспозицию, чтобы нижегородцы шли нескончаемым потоком. Такого нет. Максимум на открытии выставки, а потом публика перестает интересоваться. Те же, кто приходит, уходят под впечатлением, буквально с измененным сознанием.

Сергей Казук
Сергей Казук
Руководитель выставочных программ компании «Ярмарочный дом»

Выставка состоит из двух частей, одна другой стоит, потому что друг без друга они не могут существовать. Первая часть выставки — это участники, непосредственно сама их экспозиция, а вторая часть — это ее посетители. И одно без другого — никуда.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph